Источник фото:
Считается, что детство должно быть таким, чтобы у ребенка появилось ощущение того, что им получено достаточное количество заботы, любви и внимания. В принципе, это правильно, но надо отметить, что это его субъективное, т. е. личное ощущение, не имеющее отношения к действительности: можно иметь счастливые воспоминания в сложной жизненной ситуации, а можно и в благоприятных, казалось бы, условиях получить самые несчастливые воспоминания на всю жизнь.
Эти счастливые воспоминания необходимы для того, чтобы во взрослом состоянии человек мог начать отдавать, а не требовать заботы и любви от окружающего мира. Другими словами, человек может начать компенсировать себе то, что он недополучил, как он считает, в детстве, а не полученные вовремя внимание и заботу обычным количеством всего этого компенсировать уже не получается.
Воспоминания от полученных счастливых событий в детстве помогают человеку стать позитивным, более открытым и, не впадая в пессимизм, преодолевать жизненные невзгоды: они как будто питают его энергией от той радости и счастья, что с ним когда-то случились.
Воспоминания людей, сейчас уже растящих своих детей, о своем детстве, пришедшемся на 70-80-е или 60-е годы прошлого века, т. е. в последние советские времена, могут немного отличаться, но вполне успешно дополняют друг друга. Собственно говоря, это воспоминания дедушек и бабушек, мам и пап современных детей.
Так давайте-ка вспомним, что же было тогда хорошего?
1. Играли во дворе: девочки прыгали со скакалками, в классики, мальчики играли в футбол. Да, дети обычно находили себе занятия сами. Им всегда было с кем провести время: друзья были и в школе, и во дворе, и на дачах.
Что хорошего это дает для развития ребенка? Когда нет разобщенности, то дети получают радость от дружбы. В играх происходило проигрывание различных ролей из взрослой жизни в детском коллективе, а это означает получение социальных навыков: умение подчиняться и руководить, разрешать конфликты. Из этих детских воспоминаний сохранилось ощущение полноты жизни.
2. В школе всегда были различные кружки и спортивные секции, а в условиях города можно было пойти в спортивную школу, в спортивные секции при стадионах, а также можно было найти себе хобби в кружках в различных домах культуры, лишь бы было на то желание ребенка. Чаще всего все это можно было осуществить без использования большого количества денег, да и участие родителей не всегда требовалось.
Что же это означает? Принятие маленьким человечком самостоятельных решений. Следование собственным пожеланиям, возможность понять свои потребности, а в дальнейшем определиться с профессией.
3. Наличие в стране пионерских лагерей и их доступность, т. е. без финансовых сложностей для родителей осуществление этой поездки.
Что это давало детям? Новые впечатления. Жизнь без опеки, проверка, насколько ты можешь быть самостоятельным, а то и самодостаточным без родителей.
4. Не было столько негатива в информационном пространстве: у нас было ощущение, что мы живем в самой сильной, справедливой и правильной стране в мире. Все люди, и дети в том числе, чувствовали гордость за свою страну.
Источник фото:
Это знание, дополненное положительными эмоциями, создавало стабильную (константную) картину окружающего мира: у взрослых людей была уверенность в завтрашнем дне, и эта уверенность передавалась детям.
5. Присутствовало какое-то особое чувство безопасности: ребенку где угодно можно было обратиться за помощью к любому взрослому без опасения, что тот окажется педофилом, насильником.
У ребенка была уверенность, что он живет в безопасности в этом обществе. Это же необходимо для гармоничного развития личности: ребенок не тратит силы на свои опасения, излишние страхи.
А что же было в то время плохого?
1. Идеология везде и во всем, где надо и не надо, нередко просто до идиотизма. Например, девочка, лет 4-х, приходит домой из детского сада и спрашивает у мамы: «Дедушка Ленин – это правда мой дедушка?». И что надо ответить родителям, чтобы сохранить хорошее отношение к ребенку ее воспитателей, да и себя не подставить?
Разумеется, воспитатели детского сада пытались манипулировать сознанием. Ребенку давалась положительно окрашенная информация, причем неверная, для получения нужного результата. Какого? «Ленин – родной».
Другое воспоминание. Первоклассница, придя домой из школы, поделилась с родителями тем, что им рассказали в школе. На уроке им сообщили о том, что их классу присвоено имя одного пионера-героя. Она с воодушевлением пересказала то, что услышала: какой замечательный это был мальчик и какой подвиг он совершил. К ее удивлению, они не разделили ее восторга, молча выслушали, потом отошли и стали шептаться о чем-то. Девочка гораздо позже поняла, о чем. Имя, присвоенное их октябрятскому классу, было – Павлик Морозов.
Источник фото:
2. Доносительство, вмешательство в личное пространство любого человека. У одной девочки на всю жизнь сохранилась память об одном эпизоде из ее детства. Ее отец, а он тогда был курсантом военной академии, жаловался своей жене на то, что с ним случилось, и этот разговор услышала их дочь. Однажды он ехал на трамвае. Он совершенно точно знал, что купил билет. Когда появились контролеры и попросили предъявить билет, ему не захотелось его искать: было жарко и неприятно разыскивать его по всем карманам. Тогда не было системы штрафов, и можно было всего лишь купить новый билет: он просто протянул три копейки контролерам. Но этим данная ситуация не закончилась, так как эту сцену случайно увидел его однокурсник. И на ближайшем партийном собрании этим-то однокурсником и был поднят вопрос: достойно ли коммунисту, военнослужащему и офицеру – курсанту военной академии ездить зайцем?
Что означало наличие такого воспоминания для девочки? Появление трещины в представлениях ребенка о безопасности и стабильности окружающего мира: ведь человеку могут не поверить, когда он говорит правду, а также могут просто наябедничать в этом правильном и хорошем взрослом мире.
3. Пионерская и комсомольская организации. Сначала наличие этих организаций структурировало и организовывало общественную жизнь детей и подростков, но потом их деятельность выродилась и стала профанацией, ступенькой для карьеры.
У многих людей это ассоциировалось с необходимостью притворяться и не говорить, что думаешь. Фактически это означало наличие контролирующего органа в повседневной жизни, и при этом руководители не верили ни во что и просто делали карьеру. Остальным же, не участникам карьерного роста, нельзя было быть искренним и приходилось жить с оглядкой. Происходит разрушение картины правильности общества, в котором живет ребенок. Он учится быть двуличным: одним необходимо говорить то, что нужно, и только небольшому количеству людей ты можешь доверять и делиться своими мыслями.
4. Не ездили за границу, да и семейный отдых по путевкам был практически недоступен. Что касается отсутствия возможности поехать в дом отдыха с детьми: дети меньше времени проводили с родителями.
Отсутствие полной картины мира, отсюда невозможность увидеть что-то совершенно другое и измениться самим в лучшую сторону, развиваться. Меньшее, чем могло бы быть, взаимопонимание между детьми и родителями, ведь общие радостные воспоминания цементируют семью, а их могло быть больше.
5. Бытовое неблагополучие. Наличие дефицита одежды, бытовой техники. Если бы у всех не было видеомагнитофонов, модной одежды, машин, то это не вызывало бы неприятных переживаний и легко переносилось. А объяснить ребенку тот факт, что у кого-то есть, а у нас – нет, притом что родители работают и получили образование – невозможно. Налицо было социальное неравенство и просто несправедливость: провозглашалось одно, а на деле происходило другое. Надо отметить, что в то время это не вызывало такого сильного возмущения у детей, как сейчас, когда эти дети стали взрослыми.
Рушилась вера в социальную справедливость данного социального строя, и создавалось ощущение, что мы все живем во вранье. Картина окружающего мира, как справедливого, правильного и самого лучшего на земле, разрушалась.
Итак, у нас у всех есть и хорошие, и плохие детские воспоминания, и нельзя сказать, что одни превалируют над другими. Многим из нас довелось быть «верным ленинцем» и «следовать заветам Ильича», но это совсем не значит, что детство было безнадежно испорчено. Более того, многие считают, что именно коммунистическая идеология и советский строй сделали их детство самым счастливым на свете.
В любом случае всегда стоит посчитать плюсы и минусы своего детства, для того чтобы детство современных детей стало немного лучше нашего.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Я очень рано поняла, в том социалистическом детстве, что нельзя говорить другим о том , о чем разговаривают родители на кухне! И пионеры учили всякие считалки и пели всякую ерунду: - "Ленин - всегда живой, Ленин - всегда с тобой, в горе, надежде и радости.." В общем сплошное вранье и лицемерие о том, как хорошо в стране советской жить...Вот такие воспоминания почему то всплыли.
Может мы, дети, и были беззаботны и счастливы в те, советские времена. Чего нельзя сказать о взрослых. Всегда чувствовался какой то напряг и недоговоренность. И только сейчас понял, что наши родители жили в сталинскую эпоху, пережили войну и репрессии! И они не могли открыто говорить об очень многом, так как вокруг жили сознательные граждане, многие из которых "стучали" на соседей и сослуживцев!
Это точно, соседи были ещё те...Нас в детстве родители покрестили, пригласили для этого к нам в дом батюшку. Так сосед залез на крышу сарая, все подсмотрел и подслушал, а потом накатал донос в партийную организацию, на папину работу. И у папы были неприятности!