Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

Что делать, если ребенок…? Часть вторая

Автор
Сергей Галиуллин
Сергей Галиуллин
Детский психолог, эксперт образовательного центра "Каменный город"
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
30 января 21 в 11:00
Что делать, если ребенок…? Часть вторая

Man фото создан(а) freepik - ru.freepik.com

Ответы психолога на шесть популярных вопросов родителей. Первая часть – здесь.

Мой ребенок не любит дедушку и бабушку.

Это нормально, и виноватых нет. Согласно теории привязанности, ребенок в возрасте от 0 до 3 лет любит того, к кому он привязан, а привязан он к тому, кто о нем заботится, то есть удовлетворяет его базовые потребности. Кстати, иногда поэтому дети могут любить няню, а папу «не любить».

Социальные правила с детьми не работают, потому что это биология, инстинкты. Ребенку жизненно необходим «свой» взрослый. «Чужие» взрослые, даже если они совсем не чужие, воспринимаются небезопасными: я их не знаю, я им не доверяю, а значит, не люблю. Возможно, дедушка и бабушка просто не успели стать «своими» взрослыми. Они редко видят ребенка, мало с ним общаются, мало проявляют заботу (не могут или не хотят, не важно). Чтобы любить, ребенок должен привязаться к взрослому.

Мой ребенок проигрывает и расстраивается.

Это тоже нормально, но многое зависит от реакции родителей и значимых взрослых (тренера, воспитателя, няни и т.д.).

Если реакция взрослого на проигрыш ребенка – оценка («Ты слабак!», «Столько глупых ошибок допустил!», «Я зря пришел!», «Так хорошо начал и сдулся...», «У нас в семье не проигрывают!» и т.д.), то при такой реакции ребенок будет бояться следующих соревнований. Потому что будет бояться не оправдать ожиданий и дальше.

Если реакция взрослых на проигрыш ребенка – сочувствие («Понимаю, тебе обидно, выигрывать всегда приятнее, чем проигрывать, но ты сделал все что мог. Еще потренируешься и в следующий раз точно победишь»), то при такой реакции ребенок может продолжать расстраиваться в силу своего эгоцентризма, но со временем понимает, что проигрыш – не трагедия, а для лучшего результата надо трудиться.

Еще есть третий вариант, из позиции «мне нравится»: мне нравится, как ты рисуешь, поешь, играешь в футбол, танцуешь… При такой реакции ребенок начинает понимать, что спорт, хобби, конкурсы, игры – это увлекательное занятие, а не мерило успеха. И здесь может быть самая сильная мотивация ребенка продолжать.

Мой ребенок не здоровается со взрослыми.

Во взрослой картине мира здороваться друг с другом – это проявление вежливости, и наоборот, не здороваться – это как будто про хамство. Но в детской картине мира это не так. И это не всегда и не обязательно про бунт ребенка или про его неуважение ко взрослым. Это может быть увлеченность другим процессом (ребенок может просто не заметить) или про стеснительность. Просто покажите пример, как ведут себя адекватные взрослые: здоровайтесь первыми, проявляйте доброжелательность и перестаньте требовать этого от ребенка, – он подрастет, а ваш положительный пример будет у него перед глазами.

Мой ребенок бьет другого и сам же плачет.

Скорее всего, он не понимает, как справляться со своими импульсами, эмоциями. Он стал жертвой своих эмоций, с которыми еще не умеет справляться. Задача взрослого – объяснить, что произошло (так развивается эмоциональный интеллект). Например, можно сказать: «Ты очень рассердился за что-то на друга и не нашел другого способа это выразить, кроме удара». А потом нужно научить ребенка какому-то другому способу реакции. Это может быть рычание, топанье ногами, битье подушки или воздушного шарика и т.д.

Мой ребенок часто устраивает истерики по поводу и без.

Причин может быть много, самые частые: перегружена психика, и ребенок не справляется с эмоциями; нарушен режим; возможно, ребенок привык таким способом получать желаемое. Поэтому вариантов помощи тоже может быть несколько, один не исключает другого.

Во-первых, заранее давайте разгрузку его организму (пусть выплеснет энергию не в истерике, а в подвижных играх). Помните, что физика помогает психике, поэтому важно, чтобы у ребенка в течение дня была хорошая, но адекватная физическая нагрузка.

Во-вторых, учитывайте режим ребенка. Не планируйте важное на вечер или перед тихим часом, если ребенок спит днем. Учитывайте «сильные» часы малыша, когда у него много сил, он хорошо реагирует на проблему и сам придумывает варианты решений.

В-третьих, не говорите, что ребенок не должен истерить, это только раззадорит его. Самое идеальное, что вы можете сделать, – это остаться спокойным. Ребенок должен знать, что родитель остается близким, даже если малыш выходит из себя.

Мой ребенок не готов идти в школу.

Если ребенок не готов к школе, то учеба вызовет у него сильный стресс. Это как минимум может помешать нормальному росту и развитию.

Более того, ребенок может попасть в травматическую ситуацию. Если он боится чужих взрослых, то даже контакт с гардеробщицей может напугать и травмировать его. Другой вариант: ребенок может попасть в постоянную ситуацию неуспеха, что ведет к формированию выученной беспомощности.

В том случае, если вы понимаете, что ребенок не готов к школе, ее можно отложить на год. Это не так страшно. За дополнительный год можно подготовить ребенка, он подрастет, и ему будет проще. Если откладывать школу нельзя, можно выбрать на первом этапе домашнее обучение.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть