Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Что в имени тебе моем?

Автор
Сергей Касаткин
Сергей Касаткин
Главный редактор портала "Аист на крыше"
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
21 апреля 17 в 00:00
Что в имени тебе моем?

Есть у нас грузин по фамилии Горидзе, а зовут его Авас. Да, назвали его так, он не виноват. Авас. Тебя как зовут?
Второй: – Степа.
Первый: – Ну вот. Ты Степа, а он Авас. Он Авас, а ты Степа. Грузин Авас... 
Второй: – А кто Степа?
Первый: – Ты Степа! А он Авас. Вызывает доцент этого грузина к доске и спрашивает:
– Как Ваша фамилия?
– Горидзе.
– А зовут Вас как?
– Авас. – Меня зовут Николай Степанович, а Вас?
– Авас.
– Меня Николай Степанович, а Вас?..


Эта миниатюра Жванецкого в исполнении Исаака Райкина и Романа Карцева давно уже стала классикой отечественного юмора и повествует о том, что некий профессор и собеседник главного героя так и не смогли разглядеть в имени студента Горидзе коварный подтекст или же, наоборот, не смогли распознать имя в предлагаемом контексте.

Куда подкованней в этом вопросе оказались депутаты Государственной Думы. Они четко определили, какие имена хорошие, а какие плохие, и, исходя из своих личных представлений о прекрасном, приняли соответствующий закон.

В Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» депутатами установлен запрет на имена, состоящие из буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации, либо бранных слов, указаний на ранги, должности и титулы.

Из пояснительной записки к законопроекту становится понятно, что депутаты были озабочены исключительно тем, что «отсутствие законодательно установленных ограничений при выборе имени может приводить к злоупотреблению родительскими правами и присвоению ребенку имени, которое заведомо нарушает его интересы». Иными словами, депутаты опасались, что детей с «ненормальными» (в документе так и написано – «ненормальными») именами будут обзывать.

SR. GAY

Неизвестно, как обзывают друг друга члены нижней палаты (по мне, так «члены нижней палаты» уже звучит не очень), но, оглядываясь вокруг, трудно найти пример, где бы имя как-то вредило его носителю.

Обратившись в историю, мы видим Юлиана Отступника, Александра Македонского, Петра Великого, Ричарда Львиное Сердце, Короля-Солнце. И если уж и попадаются нам Эрики Шепелявые, Карлы Безумные или Харальды Синезубые с явно обидными прозвищами, то родные имена их здесь совсем ни при чем.

Можно взглянуть и на наших современников: Эдит Пиаф – Воробушек, Джулия Робертс – Скелетона, Леонардо Дикаприо – Тормоз, Дженифер Лопез – Гитара, Наоми Кемпбэл – Черная пантера, Мила Йовович – Русская шпионка. Даже с точки зрения их родных языков у имен и прозвищ нет ничего общего.

Для чистоты исследования возьмем и наших знаменитых соотечественников: Филипп Киркоров – Эфиоп, Кристина Орбакайте – Буратино, Дима Билан – Белка, Ирина Хакамада – Самурайка, Борис Немцов – Пудель, Егор Гайдар – Винни-Пух, Сергей Кириенко – Киндер-сюрприз.

Можем выделить в отдельную графу Владимира Жириновского – Жирик, Михаила Горбачева – Горби, Сергея Степашина – Степашка, Юрия Лужкова – Лужок и т. д. То есть если эти прозвища и считаются обидными, то, опять-таки, к именам не имеют ни малейшего отношения, а являются производными от фамилий.

Получается, что имена вообще не становятся предметом насмешек, а если и становятся, то нам об этом ничего не известно. Тут, правда, надо сделать некоторое уточнение. По мнению психологов, в детском саду и начальных классах школы молодые люди действительно могут дразнить друг друга по именам, однако само имя здесь имеет очень небольшое значение. Если будет нужно, то и одно из самых популярных имен – Сергей – юные забияки превратят в неприятную кличку.

Во времена детства автора этих строк, лет 30 назад, слово «гей» еще не звучало пугающе, однако уже в студенческие годы иностранным товарищам приходилось объяснять, что I am not Sr. Gay, Sergey is just my name! Правда, каких-то насмешек опять-таки не было.

СВЯТОЙ ЛЮЦИФЕР

Впрочем, в Госдуме при обсуждении законопроекта упоминаются некие необычные имена – такие, которых доселе не существовало, но креативные родители их выдумали.

Что в имени тебе моем?

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

Тут стоит обратиться к практикующим организациям. Так, по статистике ЗАГС города Москвы, ведущейся с 1998 года, среди самых необычных имен, которые получили мальчики, были следующие: Христамрирадос, Лука-Счастье Саммерсет Оушен, Николай-Никита-Нил, Дельфин, Ярослав-Лютобор. За указанный период были зафиксированы следующие имена у девочек: Апрель, Полина-Полина, Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Алеша-Каприна, Океана, София-Солнышко.

Во время думских обсуждений неоднократно приводилось лишь два ярких примера: мальчик, которого назвали БОЧ рВФ 260602 (Биологический объект человека рода Ворониных – Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года), а также в Перми несколько лет назад родители назвали ребенка Люцифером.

Что до первого случая, то ребенка с абракадаброй и так отказались регистрировать в ЗАГСе. Родители проявили твердость и другого имени мальчугану давать не стали. То есть официально у него уже 15 лет вообще нет никакого имени. А неофициально, по сообщению местной прессы, его все же зовут Боч.

Испанские имена, кстати, бывают весьма причудливы. В Латинской Америке никаких ограничений на имена нет, и фантазия родителей может работать беспрепятственно. Иногда эта фантазия порождает невероятные сочетания вроде Тадж-Махал Санчес, Элвис Пресли Гомес Морильо и даже Гитлер Эуфемио Майора. А у известного венесуэльского террориста Ильича Рамиреса Санчеса по прозвищу Карлос Шакал было два брата, которых звали… Владимир и Ленин Рамирес Санчес.

История с Люцифером тоже не выглядит такой уж однозначной. Во-первых, не все разделяют ненависть христиан к этому имени. В конце концов, в нашей стране множество людей носят имя довольно злобного языческого бога Марса. Кроме того, непонятно, на каком основании можно запретить родителям назвать ребенка весьма распространенным в Древнем Риме именем. Более того, Люцифер в переводе с латыни – «светоносный», в мифологии – образ утренней звезды. И это славное имя носил, к примеру, в IV веке епископ Кальяри, известный как святой Люцифер. Что-то подсказывает, что у ребенка было бы гораздо больше проблем со сверстниками, если бы его назвали простым испанским именем Хулио. Но это уже другая история.

ПО ПОРЯДКУ РАССЧИТАЙСЬ!

В попытке зарегулировать процесс наречения ребенка Россия велосипед не изобрела. Законы, ограничивающие свободу выбора имен, есть в Беларуси, Германии, Швеции. В Новой Зеландии пришлось ввести список из более чем ста запрещенных имен после того, как выяснилось, что островитяне нетривиально подходят к этому вопросу. С 2001 года было зарегистрировано 62 случая, когда родители хотели назвать ребенка Правосудием, 31 раз – Королем, 6 раз – Люцифером, дважды – Мессия и Христос, одиножды – 4Real (Внатуре), несколько раз и вовсе обозначить имя ребенка знаком звездочка (*). Однако, несмотря на существующий государственный контроль, в 2008 году Новая Зеландия попала в мировые новости благодаря близнецам, которых назвали Benson & Hedges (в честь популярной марки сигарет). В стране также нашлись дети с именами Жестокость и Автобусная остановка № 16. После того как ужесточили законы, органы опеки отобрали у родителей девятилетнюю девочку с именем Тулула танцует гавайскую хулу.

Впрочем, такие меры даже в России пока кажутся чрезмерными. Хотя ключевое слово здесь «пока». Все мы прекрасно видим (взять хоть ПДД), как один раз принятый закон чуть ли не каждый год претерпевает изменения в сторону все более строгих правил и ужесточения наказаний. Так что приводить имена к всеобщему единообразию можно еще очень долго. Благо есть на кого ровняться.

В соседнем Таджикистане, например, уже разработали реестр национальных имен. И назвать своего ребенка можно только именем из предложенного списка.

Финальным аккордом законотворческой работы Госдумы может стать положение об отмене имен и замене их номерами. Идея не нова. Такое государство без имен описал Евгений Замятин в романе «Мы». И тогда уже точно никто не посмеет обзываться.

Мнение эксперта:

В детском саду и школе обзывалки на основе имен всегда присутствуют. Кто-то к этому равнодушно относится, кто-то может ударить, а кто-то расстраивается и приобретает неврозы с раннего детства. Вопрос в том, окажет ли данная ситуация стимулирующее влияние на личность или разрушительное. В любом случае, предсказать этого наука не в состоянии. Можно лишь говорить о какой-то степени вероятности, что то или иное имя спровоцирует конфликт, но, судя по всему, депутаты поленились провести соответствующее исследование.


Мария Коновалова, старший научный сотрудник Института политической психологии и прикладных политических исследований ЛГУ им. А. С. Пушкина

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть