Вход на сайт

Регистрация

или

register
Психология

Дети смотрят – дети видят. Как мы своими руками уродуем детей

3 мин
1179
(6)
14.02.19

Автор

Инна Ваганова

Инна Ваганова

Перинатальный психолог

Теги по теме:

Поделиться:

Источник фото: shutterstock.com

Все взрослые получаются из детей. Рано или поздно счастливое детство приводит нас во взрослый мир. И вместе с взрослостью в нашем распоряжении оказываются наши ценности, взгляды, стремления и способы жить. Кто-то с уверенностью идёт по головам ради достижения успеха, кто-то считает, что нормально бить женщин, кто-то, напротив, ощущает свой вечный долг и вину перед всеми. Для кого-то важна карьера, кому-то ценнее уютный дом и семья и т. д. Так или иначе, к своим 20-30 и более годам мы приходим с определённым багажом, в основе которого лежит то, что мы усвоили в детстве в отношениях с самыми близкими людьми.

Иногда мы видим, как ребёнок из очень интеллигентной и во всех отношениях правильной семьи вдруг тайком мучает животных. Или, напротив, иногда из деструктивных семей вырастают очень светлые люди.

Как дети учатся у нас?

К сожалению или к счастью, процесс того, как дети усваивают и переваривают свой опыт, очень неоднозначный. Они являются настолько внимательными наблюдателями нашей взрослой жизни, что от них сложно утаить не только действия, но даже чувства. Более того, причудливые психические механизмы рождают очень сложные умозаключения в маленьких детских головёнках. И иногда мы видим, как ребёнок из очень интеллигентной и во всех отношениях правильной семьи вдруг тайком мучает животных. Или, напротив, иногда из деструктивных семей вырастают очень светлые люди. Очень трудно предугадать, как пойдёт процесс усвоения детьми того, что они наблюдают, слышат и чувствуют. Но всё же некоторые пути формирования детского опыта существуют.

Прямые послания и действия

Это когда мы напрямую говорим детям, что вот так – правильно и одобряемо, либо просто показываем своими действиями, что тот или иной способ позволителен в семье. Различные утверждения, которые сейчас в взрослом возрасте нет-нет да и приходят в голову совершенно автоматически: «Надо съедать всё, что на тарелке, даже если не хочется, ведь за еду заплачено/я обижу хозяйку или повара», «Маму нельзя расстраивать/маме нельзя перечить», «Бояться стыдно, надо со всем справляться самому», «Я ни на что не способен». Это всё примеры впитанных нами в детстве посланий. Такие утверждения вырываются из родителей в запале ссоры либо в моменты страха или злости. А бывает, что транслируются, как неопровержимая истина, аксиома, не требующая доказательств.

Так же работает и пример нашего поведения. Мы с мужем это заметили после того, как наш младший сын стал забавно по-детски ругаться в машине на проезжающих мимо водителей. Было, конечно, мило слышать детским голоском: «Эй, свали с дороги, чувак», но это заставило нас призадуматься. Мы ведь не придавали этому значения. Мы не замечали, что дети так пытливо наблюдают за нами и перенимают наш способ жить! Точно так же дети заимствуют и другие способы родительского поведения: ругаться матом (даже если на людях вы ведёте себя суперприлично, но дома позволяете себе ненормативную лексику – дети обязательно это впитают), строить взаимоотношения (понаблюдайте, как вы разговариваете с супругой/супругом, с бабушками – скорее всего, ваши дети будут вести себя так же) и т. д.

Я как-то раз наблюдала ужасающую картину по воспитанию вот такого «уважения» в 12-летнем мальчике, когда папа просто ударил сына за простое несогласие с отцовским мнением, с приговоркой: «Научишься уважать отца».

Двойные послания к детям

Это такие ящички с двойным дном: на поверхности мы видим одно, а если посмотреть между строк, то можно обнаружить что-то противоположное. И, как правило, это противоположное гораздо сильнее впечатывается в детскую память. Например, когда мы говорим детям про уважение, рассказываем, как это важно, но в отношении самого ребёнка допускаем злую критику, нарушаем его личное пространство и всячески унижаем. То есть ребёнок на словах слышит одно, а в опыте получает противоположное. И мы потом сильно удивляемся, что постоянно твердим ребёнку про уважение, а он почему-то ведёт себя, как последняя сволочь. Почему так?!

Я как-то раз наблюдала ужасающую картину по воспитанию вот такого «уважения» в 12-летнем мальчике, когда папа просто ударил сына за простое несогласие с отцовским мнением, с приговоркой: «Научишься уважать отца». И что-то у меня большие сомнения, что тут будет хоть какое-то уважение.

Дети смотрят – дети видят. Как мы своими руками уродуем детей

Источник фото: shutterstock.com

Как правило, двойные послания поселяются в детской душе тяжёлым внутренним конфликтом и подменой понятий.

Наблюдение за родительским опытом

Это немного другая история, когда дети наблюдают уже за нашим опытом. Например, когда мама во всём угождает папе, изо всех сил старается по хозяйству, улыбается детям, всем говорит, какая она счастливая, но почему-то украдкой плачет вечером на кухне. Или когда мы в красках расписываем важность образования, продвигаем детям идею поступления в хороший вуз, а дети смотрят на наш опыт. А он, к сожалению, не всегда блестящий, несмотря на золотые медали и красные дипломы.

И вот тут выводы, сделанные в детской голове, могут быть очень разнообразными. От «Это я виноват во всех родительских бедах» до «Мои родители – дураки, я буду жить совершенно иначе».

Как быть?

Наблюдать за собой. Посмотрите за тем, что вы ежедневно делаете – нравятся ли вам ваши действия? Заметьте, как раз за разом вы повторяете те или иные послания к детям. Поразмышляйте, почему именно так, а не иначе? В чём смысл ваших принципов? Чем они вам помогают или, наоборот, мешают? Необходимо очень осознанно подходить к тому, что мы транслируем детям.

Всегда ли ваши слова сочетаются с действиями? Приглядитесь, всегда ли то, что вы делаете, соответствует вашим словам? Для этого можно пользоваться небольшим упражнением, время от времени задавать себе 3 вопроса: «Что я вижу/слышу? Что я чувствую? Что я делаю?». Таким образом мы опять же повышаем осознанность в родительстве и учимся замечать двойные послания.

Приглядитесь к собственной жизни. Насколько вы довольны ею? Что привело вас к сегодняшнему состоянию? И как вы поступаете с этим сегодня: замечаете или прячете, рискуете разбираться или заметаете под коврик? Честное признание собственных неудач и поражений гораздо ценнее для детей, чем наши нравоучения и нотации.


Комментарии (6)

14.02.2019

Двойные послания - зло

Ответить Добавить ответ
Екатерина
14.02.2019

только пример воспитывает!
только он! говорить можно все , что угодно!

Ответить Добавить ответ
14.02.2019

Сын! а вот я в детстве не дрочил! никогда! ))))

Ответить Добавить ответ
18.02.2019

Что бы ты не говорил, дети повторяют только то, что ты делаешь!

Ответить Добавить ответ
02.03.2019

Инна, вы молодец, в вашей статье много полезных наблюдений. Все, что вы написали можно объединить в один принцип, называемый "Золотое правило":"Итак, во всем поступайте с людьми (детьми) так, как хотите, чтобы они поступали с вами."

Ответить Добавить ответ
15.03.2019

Дети вс видят и замечают, поэтому личный пример это хорошо, но он должен быть честным и искреннем. Почему родители считают, что с детьми нужно делиться только хорошим, а плохое прятать?! Семейные проблемы должны решаться ВСЕЙ семьй! На то она и семья!!! Так дети смогут научиться решать проблемы, с которыми они обязательно столкнуться в своей жизни. " Наставь мальчика на правильный путь., он не уклониться от него, даже когда состарится" ( Притчи 22:6).

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)

Внимание!

Закрыть