Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

Диагностика речевого развития

Статья проверена врачом
Елена Колодяжная
Елена Колодяжная
Неонатолог, педиатр
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Подписаться
31 мая 22 в 11:22
Диагностика речевого развития

Источник фото: gpointstudio - ru.freepik.com

Речь – одно из важнейших направлений в развитии ребенка. Именно родной язык помогает находить малышу контакт с окружающим миром, выражать свои эмоции, общаться с ровесниками и взрослыми, высказывать свое собственное мнение. Нормальное развитие речи необходимо для полноценного обучения в школе. Считается, что в старшем дошкольном возрасте ребенок должен уже довольно хорошо говорить, поэтому с пяти лет педагоги и логопеды проводят диагностику речевого развития ребенка.

Критерии оценки

Пять лет – тот возраст, с которого специалисты начинают активно готовить детей к школе. К этому периоду ребенок зачастую уже умеет правильно произносить все звуки, обладает внушительным словарным запасом, хорошо строит предложения и владеет начальными формами связной речи, то есть может вести диалоги и монологи. В этом же возрасте становятся очевидными и упущения в речевом развитии: например, когда малыш переставляет местами буквы в слогах, не выговаривает отдельные звуки или не может составить небольшой рассказ без ошибок. Все это с большой вероятностью негативно отразится на его дальнейшем обучении и, конечно, на его развитии в целом. Поэтому старший дошкольный возраст – оптимальное время для того, чтобы наверстать упущенное в первые годы жизни чада. Чтобы выявить слабые места, как раз и нужна диагностика речевого развития.

Диагностика речевого развития

Источник фото: freepik - ru.freepik.com

Как правило, диагностику проводят педагоги дошкольных учебных заведений и дополнительного образования в начале учебного года и в его конце. Путем ряда приемов они определяют уровень речевого развития каждого воспитанника, чтобы не только его оценить, но и найти слабые места, над которыми стоит поработать в процессе обучения.

Познакомившись с педагогическими приемами, провести своеобразную «домашнюю» диагностику могут и сами родители. Для начала стоит узнать больше о так называемых «нормах» развития речи в дошкольном возрасте.

  • В 4-5 лет детсадовцы говорят вполне разнообразно, могут выговорить все звуки, но некоторые, например «л» и «р» искажать в словах. Ребенок в этом возрасте способен сам составить небольшой рассказ по картинке, изложить известную ему сказку, самостоятельно о чем-то рассуждать, а также управлять своим голосом, выбирая интонацию и громкость по ситуации.
  • К пяти годам словарный запас дошкольника составляет около трех тысяч слов. Грамматика до конца еще не освоена – ребенок может путать суффиксы и окончания, иногда неверно согласовывать слова. Но в целом речь уже связная, может быть построена в форме диалога или монолога. Если в этом возрасте ребенок не выговаривает какие-то звуки, его отправляют к неврологу – для детального обследования - и логопеду – для своевременной коррекции. Также в пять лет, по мнению специалистов, малыш должен с легкостью определять позицию звука в слове – называть, в начале он находится, в середине или конце. Но в речи еще могут периодически проскакивать ошибки. Чаще всего это касается падежных окончаний слов.
  • 6-7 лет. Возраст, когда дети уже определяют на слух все звуки, с легкостью сочиняют истории и пересказывают небольшие тексты, которые услышали буквально только что. В этот период педагоги больше делают акцент на дикции. Интересно, что словарный запас у дошкольников к шести годам может быть абсолютно разный – кто-то ограничивается только бытовыми словами, а кто-то уже оперирует понятиями из самых разных сфер. Ошибки в норме могут встречаться в падежах и глаголах (например, не «малышей», а «малышов», не «хотят», а «хочут»).
  • К семи годам без пяти минут первоклассник уже свободно владеет родным языком, с легкостью сочиняет истории, фантазирует, говорит связно и практически без ошибок. В норме он должен знать не только звуки, но и буквы, и уже уметь читать, пусть пока что и не бегло.

Этапы речевой диагностики

Теперь рассмотрим в деталях этапы речевого «обследования». Как правило, это:

  • Оценка активного словарного запаса;
  • Произношение звуков;
  • Грамматика;
  • Связность речи.

Оценивая уровень речевого развития ребенка, специалисты используют всевозможные карточки, картинки, небольшие тексты и задания, которые больше напоминают игру.

Диагностика речевого развития

Источник фото: gpointstudio - ru.freepik.com

  1. Активный словарный запас. Здесь педагог должен оценить, как дошкольник умеет использовать слова, может ли он подобрать синоним или антоним, использует ли он прилагательные и глаголы. Специалист дает ребенку несколько заданий. Например, показать определенную картинку среди нескольких разных изображений, назвать то, что показывает педагог, обобщить одним словом («одежда», «посуда», «фрукты»), назвать противоположное по значению слово, ответить на вопрос «какой?» («Какой этот мяч?», «Какая клубника?»). В зависимости от ответов малыша, специалист определяет уровень его словарного запаса: высокий, средний или низкий.
  2. Звукопроизношение. Здесь специалисты оценивают, все ли способен проговорить ребенок, есть ли у него шипящие, свистящие, сонорные и другие виды звуков. Сначала дошкольника просят несколько раз повторить каждый звук, затем подключают второй звук («та-та-та», «тя-тя-тя»). Потом кроху просят поочередно произносить сочетания парных слогов («та-та-та», «да-да-да») и в завершение – сложные звуковые сочетания вроде «здра», «скла», «взма» и так далее.
  3. Грамматическое оформление фраз. Оценить этот параметр несложно: достаточно попросить ребенка составить предложение из нескольких слов или предложить расставить слова в нужном порядке. Для детей помладше подойдет набор из трех-четырех составляющих, позже можно переходить к шести-семи. Второй блок заданий от специалистов обычно состоит из задач на логику: малышу предлагают инструкцию, изложенную в картинках, а он должен словами описать последовательность действий. Например: «Повар решил приготовить бутерброд. Он взял хлеб, намазал его маслом, положил колбасу и добавил лист салата». Также можно предложить ребенку картинку и попросить ответить на ряд вопросов. В этом же блоке педагоги проверяют знание малышом единственного и множественного чисел и глаголов (просят ответить на вопрос «Что делают дети на картинке?»).
  4. Связность речи. В норме дети старшего дошкольного возраста должны уметь составлять небольшие рассказы. Чтобы это проверить, педагоги показывают крохе картинку и спрашивают, что на ней изображено, ожидая развернутый ответ. Также просят составить историю из нескольких картинок и рассказать ее. Чтобы узнать, способен ли малыш вести монолог, ему задают разные вопросы («Расскажи о том, как ты провел выходные?», «Чем ты любишь заниматься с родителями?»). Непростым для маленького человека может оказаться задание пересказать новую историю. Педагог знакомит ребенка, например, со сказкой, и малыш должен ее повторить. По тому, сколько деталей зафиксировал дошкольник, специалисты делают вывод о связности и логичности его речи.
Диагностика речевого развития

Источник фото: pvproductions - ru.freepik.com

Конечно, все дети уникальны, и далеко не каждый ребенок попадает в рамки педагогической «нормальности». Однако диагностика речевого развития – очень важный момент в развитии маленького человека. Пока у него есть пара лет до начала занятий в школе, опытные педагоги могут исправить многие «дефекты», превратив тем самым вчерашнего малыша в завтрашнего первоклассника.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть