Вход на сайт
Регистрация
или
register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Домашнее задание для родителей

Автор
Инна Ваганова
Инна Ваганова
Перинатальный психолог
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
19 Октября 18 в 10:30
Домашнее задание для родителей

Я очень хорошо помню первое домашнее задание своего сына. В первом классе ему задали сделать несколько упражнений в рабочей тетради по предмету «окружающий мир». Я ему помогла понять задание, поразмышлять над ним, он что-то нарисовал, на этом и закончили. А утром в фойе школы я увидела других родителей нашего класса, которые с жаром обсуждали, кто как сделал «домашку». Пока дети переодевались и шалили в раздевалке, родители смотрели друг другу в рабочие тетради, спрашивали и очень боялись, что они что-то сделали не так. То есть домашнее задание сделали родители!

И вот мы снова пошли в школу

Мой сын ходит уже в третий класс, и домашнее задание является отдельным пунктом на родительских собраниях. Классная руководительница объясняет родителям, как делать домашнюю работу с детьми, в открытую сетует на программу, мол, без родителей никак. Как только у детей начинают появляться неудовлетворительные отметки за домашнее задание, родителей сразу оповещают и настоятельно просят включаться в работу – читай делать «домашку» и не отлынивать.

«Мама, нам проект на завтра задали» вызывает внутри бурю чувств, которые часто летят в детей. Хотя те ни в чём не виноваты.

И для многих домашние задания стали настоящим бичом, родительский чат кипит встревоженными мамами, которые спрашивают, что задали, как делать и к какому уроку сдать. Создаётся отчётливое ощущение, что мы все пошли в школу во второй раз и испытываем те же ощущения ничего не знающих, растерянных и вечно виноватых детей. Мы боимся двоек, следим за четвертными отметками, читаем по 100 раз задания в учебнике и всё равно ничего не понимаем. И всё это параллельно с работой и бытовыми трудностями.

Современная программа подразумевает активное участие родителей. А нам оно надо?!

Я вырабатывала систему, чтобы мой ребёнок сам мог делать домашние задания с минимальной помощью. Но существуют совершенно издевательские предметы, которые прямо и отчётливо подразумевают активное участие мам и пап: многочисленные проекты, целые лабораторные работы для семьи, печать кучи фотографий, чтобы вклеить их в рабочие тетради. Я понимаю, что целью таких работ, видимо, является совместное времяпрепровождение с детьми, но по факту кроме ненависти такие домашние задания ничего не вызывают. И всё чаще у меня складывается впечатление, что сейчас родители и дети отчаянно пытаются вывезти на себе ту программу, которую старается запихать школа в детские головы. И по сути учится не только ребёнок, но и родители, и часто даже больше, чем дети.

Несколько месяцев назад читала в Сети крик души одной мамы школьницы, которая уже просто выла от того, что каждый божий день она вынуждена делать вместе с ребёнком домашние задания: расшифровывать ужасные формулировки упражнений, скачивать в Интернете тонны фотографий для презентаций и писать доклады об аквариумных рыбках. Она сетовала на то, что у неё есть своя жизнь, в которой очень много интересного, а она вынуждена делать ненавистную «домашку», потому что её маленькая дочь просто физически не может справиться с пятью заданными на дом предметами. И внутренне я очень её поддерживаю. В родительстве правда хватает напряжения, и часто просто хочется расслабиться и выдохнуть хотя бы дома, хотя бы вечером. Но детское «Мама, нам проект на завтра задали» вызывает внутри бурю чувств, которые часто летят в детей. Хотя те ни в чём не виноваты. Я уже молчу про то, что часто домашние задания становятся соревнованием «Чей родитель лучше постарался» (нарисовал, сочинил, спел, слепил и т. д.).

Домашнее задание для родителей

Источник фото: shutterstock.com

Как справиться с паникой и не разрушить отношения с ребёнком, делая уроки?

Я для себя выработала несколько собственных принципов, которые помогают мне не уходить в панику, когда я вижу очередное домашнее задание сына.

Мы никогда не будем хорошими для школы, поэтому бессмысленно выпрыгивать из штанов ради пятёрки. Современной школе совершенно неважна ни индивидуальность ребёнка, ни его таланты и способности. В ней правят бал рейтинги и показатели, чтобы всё соответствовало правилам, чтобы дневники в обложках, закладки в учебниках, ровный почерк, примерное поведение и две клеточки между строчками. Пятёрка – это лишь показатель соответствия правилам. А разве этого я хочу для своего сына?! Мне важно, чтобы он умел делать ошибки, умел поддерживать себя, когда трудно, креативил, дружил и хотел узнавать новое. Это чаще всего совсем не совместимо с хорошими отметками в школе. Поэтому мой девиз: «Самое главное, чему нужно научиться в школе – ошибаться». И домашние задания подходят для этого лучше всего: проявлять самостоятельность, рисковать, ошибаться, сталкиваться с трудностями и иметь рядом родительскую поддержку.

Мы, бывает, по 100 раз читаем задания, проклинаем тех, кто их придумал, и больше всего хотим плюнуть на эти дурацкие проекты. Мы хотели бы просто сходить со своими детьми в лес или в парк...

Ценность домашнего задания сильно преувеличена. Нет современных исследований, которые подтверждали бы несомненную пользу домашнего задания для школьника. Отработка навыков полезна, но только не в том формате, в котором сейчас это организует школа: 5 заданий, выполнение которых затягивается на 4-5 часов, в жертву приносятся прогулки и спокойный сон.

Ни одна пятёрка не стоит наших с сыном отношений и здоровья. Сначала я воспитываю близкого и очень любимого человека, а потом уже ученика. И если я вижу, что уставший ребёнок после заданий по русскому, математике и окружающему миру пытается ещё учить стихотворение по литературе, которое никак не вмещается в голову, то я, конечно, поддержу его в бросании этой затеи. Оно того не стоит.

У меня тоже есть своя жизнь. Мы действительно окончили свои школы много лет назад и сейчас можем лишь помогать детям выполнять домашние задания, создавать для них условия, поддерживать их, а не рисовать в 3 часа ночи герб школы, потому что Мариванна сказала. Мы – взрослые люди – тоже можем увлекаться творчеством, работать на любимой работе, строить отношения, а не думать круглосуточно о том, как подготовиться к контрольной и с какой стороны подойти к программе Петерсона или Эльконина – Давыдова.

К сожалению, сейчас школа стала для родителей ещё одной проблемой. Те, кто уже отдали туда своих детей, чаще борются с системой либо с высунутым языком пытаются соответствовать её требованиям. Те, у кого школа ещё впереди, настороженно смотрят в будущее, выбирают хороших учителей и программу, в которой смогут помочь своим детям. Мы, бывает, по 100 раз читаем задания, проклинаем тех, кто их придумал, и больше всего хотим плюнуть на эти дурацкие проекты. Мы хотели бы просто сходить со своими детьми в лес или в парк. И чтобы не было всех этих обязательств: зарисовать хвост белки или отобразить мир глазами кузнечика, а была свобода мыслить, говорить, играть и хоть ненадолго вырваться из-под колпака школьного образования.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть