Источник фото:
Около полугода остается у учеников выпускных классов до сдачи ЕГЭ. Начинается безумная пора бесконечной зубрежки. Кто-то надеется на свои силы, кто-то нанимает репетиторов. И несмотря на то, что экзамен в очередной раз подвергся изменениям, надеяться на то, что станет проще, не стоит.
Моя дочь, к счастью, не сдавала ЕГЭ по литературе – на их дизайнерскую специальность в университете литература не требовалась, нужны были информатика и творческий экзамен. Так что повезло. Но она готовилась к ЕГЭ по русскому, где тоже надо писать сочинение. В одном из тренировочных вариантов ей попался как повод для сочинения какой-то довольно бездарный текст про лень. Дочь написала нечто красивое: «Лень – это дикий зверь, и если человек его не укротит, то будет сожран этим хищником». Эта фраза была куда ярче, чем три абзаца, предложенных для написания сочинения в образце ЕГЭ по русскому языку, с банальными рассуждениями про лень, с использованием расхожих обывательских постулатов и народных пословиц и поговорок, мол, кто рано встает, тому бог... и прочая белиберда.
Правила игры по имени ЕГЭ
Репетитор внимательно прочитал это сочинение и дал совет: «Во-первых, прикуси поэтический язычок». Это был добрый совет. Репетитор не стал расшифровывать. Но он-то знает, что чересчур образные, яркие тексты, даже написанные без ошибок, гарантированно ведут к снижению баллов даже в ЕГЭ по русскому. Что уж говорить про литературу. Задача проверяющего сочинение – установить соответствие предложенного учеником текста общим требованиям ЕГЭ, ФГОС и прочих стандартов, прописанных в бесчисленных документах Министерства образования.
Все эти предписания предполагают, что на экзамене будут представлены стандарт и шаблон, который легко вписывается в предлагаемые критерии – два аргумента из программных текстов, два контраргумента, вступление, – вывод, знание литературоведческих терминов, сюжетов произведений из программы и правильных морально-нравственных установок. На все про все – 200 слов.
У кого-то по-прежнему повернется язык назвать литературу самым творческим предметом школьной программы?
Обязательные условия ЕГЭ
Источник фото:
Я от всей души сочувствую детям, которым приходится сдавать ЕГЭ по литературе, кем бы они ни хотели стать в будущем – литературным критиком, журналистом или матлингвистом. Чтобы пробиться к цели, им нужно вызубрить сотни и тысячи малозначительных деталей из классиков русской и советской литературы, знать, чем анафора отличается от метафоры и эпитета, помнить, кто из поэтов символист, кто акмеист, а кто и вовсе футурист. Еще им нужна «глубина суждений», которую непонятно как измеряют, и умение вообще не высказывать собственное мнение относительно того или иного персонажа литературного произведения.
Даже задания в бланках ЕГЭ сформулированы так, что и не слишком сведущему читателю становится очевидно, что не только к литературе, но и просто к русскому литературному языку составители этих заданий не имеют ни малейшего отношения.
Судите сами по инструкции к выполнению самого творческого задания из ЕГЭ по литературе, эдакого суррогата сочинения: «Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается в 0 баллов)».
Почему? А если эти 150 слов – квинтэссенция мудрости и набор блистательных афоризмов? 50 слов решают судьбу экзаменующегося по литературе! А как же бессмертное «Краткость – сестра таланта»?
Самое забавное, что весьма кондовую тему вроде «Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?» можно вполне ярко раскрыть и с помощью 100 слов, а кому-то и 200 слов не хватит. Диссертации защищают на аналогичные темы.
Числитель и знаменатель ЕГЭ
Далее следует совсем странная рекомендация: «Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения». Кто на что должен опираться и что свое сформулировать? Авторская позиция в литературном произведении – штука тонкая. Вот любил Пушкин Онегина или нет? А Татьяна – его идеал женщины? Островский Катериной восхищался или как? То есть литературные критики нам, конечно, разъяснили, что «Катерина – луч света в темном царстве». Но ведь от автора сочинения, сдающего ЕГЭ, требуют «свою точку зрения». В тексте Пушкина вполне можно отыскать строчки, доказывающие, что Пушкин к Татьяне относился с легким презрением. А цитатами из Островского – доказать, что Катерина – просто взбалмошная, неуравновешенная, сексуально озабоченная деваха, не готовая к взрослой жизни.
Но ничего подобного писать в сочинении не стоит, даже если уложитесь в 250-300 слов. Потому что инструкция Минобрнауки и авторов материалов к ЕГЭ в словосочетании «своя точка зрения» зашифровали словосочетания «общепринятая точка зрения», «точка зрения из учебника».
Так что писать про то, что «Евгений Онегин – лишний человек», можно, а писать, что «Онегин – лузер», а все его неудачи и ошибки, включая убийство, – его личный выбор и фанаберия, нельзя, поскольку ничего подобного в учебнике нет.
Далее опять идет чистая арифметика: в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трех стихотворений, в сочинении по прозаическим текстам – упомянуть не менее двух. Надо непременно использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения. То есть просто процитировать Белинского про «луч света в темном царстве» – это одно, а написать, что Белинский не просто так использует метафору «луч света в темном царстве», поскольку она раскрывает замысел драматурга, – это уже совсем другое, это плюс два балла.
Перемены к лучшему
Источник фото:
В 2018 году писать ЕГЭ по литературе станет чуточку проще – исчезнут задания, предполагающие краткий ответ и знание странных деталей. Уже не будут выпытывать, как сложилась дальнейшая судьба героев «Отцов и детей», и просить к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца. В первом столбце – Евгений Базаров, Николай Петрович Кирсанов и Павел Петрович Кирсанов. Во втором – варианты судьбы: получает ранение на дуэли, женится на сестре Одинцовой, умирает от тяжелой болезни, женится на Фенечке. Потом записывать в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Такие странные тесты на знание мельчайших деталей сюжета и образов каждого произведения из программы превращали подготовку к ЕГЭ в бесконечную зубрежку.
Какого цвета было платье Карениной во время первого вальса с Вронским? Как звали собаку Алексея Берестова в «Барышне-крестьянке»? Какого цвета мундир у Кутузова во время совета в Филях?
Не надо будет заучивать фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети». Это большой шаг вперед.
Но в ЕГЭ по самому творческому предмету останутся формализм, бесконечные анафоры и эпитеты, подсчет слов и числа тезисов и аргументов. А главное, останется непременное условие успешной сдачи ЕГЭ по литературе: прикусить свой поэтический язычок. Хорошо, если несчастный выпускник прикусит его на время. А если навсегда?