Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Воспитание

    Это наша история, но она нам чужая!

    Автор
    Сергей Ачильдиев
    Сергей Ачильдиев
    Литератор
    Подписка на автора

    Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
    В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

    подписаться
    7 декабря 17 в 14:14
    Это наша история, но она нам чужая!

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Почему сегодня молодёжь плохо знает советскую историю и, более того, не хочет её знать? Кто в этом виноват – мы, наши дети, сама история? Ну и конечно, ещё один вопрос: что в этой ситуации делать?

    Кто с кем воевал

    Звонит любимая племянница:

    – Мы с подружкой не успели прочитать «Тихий Дон» Шолохова.

    И это ученицы школы с филологическим уклоном! Одиннадцатый класс, до выпускного экзамена считанные дни! Как же теперь быть?!

    – Да ты не волнуйся, мы посмотрели фильм на видео. Он старый, но нам очень понравилось. Мы только не поняли: скажи, с кем казахи воевали – с фашистами, что ли?

    Это было в мае 2004 года. Но тот телефонный звонок про казахов «Тихого Дона», воевавших с фашистами, я потом вспоминал не раз, не два и не десять, сталкиваясь с нынешней молодёжью, которая всякий раз ставила меня в тупик своим незнанием элементарных, на мой взгляд, фактов отечественной истории советского периода. И даже не столько незнанием, сколько полным равнодушием к собственному невежеству.

    Почему нынешним детям из культурных семей, окончившим престижные учебные заведения, совершенно неинтересно, как в молодости жили их родители, бабушки и дедушки? Вот ведь нам-то было интересно! Я же помню, что когда к моим бабушке и дедушке приходили гости и они вспоминали свой комсомол двадцатых годов, самодеятельный театр «Синяя блуза», НЭП, карточки начала тридцатых, войну, я не убегал во двор, а сидел и слушал. Может, я был какой-то особенный? Да нет, я спрашивал у друзей, и они подтверждали, что в нежном возрасте тоже с интересом слушали рассказы своих стариков, особенно про войну.

    Так что же случилось? Неужто нынешние дети – из другого теста? Или, может, мы плохо им рассказываем?..

    Для нынешней молодёжи пионерия, комсомол, политзанятия, торжественные линейки, фиги в карманах, которые мы показывали Брежневу, и прочая никому уже не нужная архаика не имеет ничего общего с современной Россией

    Я долго думал об этом и вдруг вспомнил: где-то я читал или слышал, как те самые комсомольцы двадцатых годов, поколение моих бабушек и дедушек, знать ничего не хотели про царских генералов, фрейлин, попов, приказчиков, купцов разных гильдий и прочую «дореволюционную дребедень». Почему? Да потому что это было в другом государстве, которое не имело ничего общего с их страной революционной романтики. Точно так же, как для нынешней молодёжи пионерия, комсомол, политзанятия, торжественные линейки, фиги в карманах, которые мы показывали Брежневу, и прочая никому уже не нужная архаика не имеют ничего общего с современной Россией.

    Вполне вероятно, кто-то найдёт другое объяснение этому феномену и, возможно, даже не одно. Но мне кажется, важнее другое: как всё же пробудить в наших детях и внуках интерес к новейшей истории своего Отечества?

    Это наша история, но она нам чужая!

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Когда прошлое пришло

    – А зачем сегодняшним молодым надо знать советскую историю? – спросил меня мой коллега-журналист, с которым мы обсуждали эту тему. – Этого государства уже нет и не будет. И советского опыта, который мог бы пригодиться нынешней молодёжи, тоже не было.

    Такой поворот проблемы показался мне настолько неожиданным, что я сперва согласился. И вправду, зачем знать то, что знать не имеет смысла? Тем более мы живём в таком бескрайнем информационном потоке, где и без того полно знаний, которые к тому же имеют практическую пользу, а мы даже с ними не успеваем как следует познакомиться.

    Однако если бы человек всегда исповедовал такую прагматичность – «это полезно, а это неполезно», – хомо никогда не стали бы сапиенс, а до сих пор обитали на деревьях и ходили в шкурах: так безопасно и тепло. Есть ещё и другое знание: для того, чтобы не повторять ошибок предыдущих поколений. А кроме того, простое любопытство, которое испокон веков служило одним из двигателей прогресса.

    И тут я вспомнил ещё одну удивительную вещь. Когда я стал чуть постарше, а моим бабушке с дедушкой перевалило за пятьдесят, в СССР практически одновременно были выпущены три книги воспоминаний – певца Фёдора Шаляпина «Маска и душа», издателя Ивана Сытина «Жизнь для книги» и царского генерала, графа Алексея Игнатьева «Пятьдесят лет в строю». А ещё в самиздате получили широкое хождение дневники Анны Вырубовой, фрейлины последней императрицы. И вот мои старики, а также их друзья, читали всё это запоем, передавали друг другу и горячо обсуждали.

    Только близкие могут сделать для детей и внуков историю Отечества по-настоящему интересной, своей. И для этого надо начать с истории семьи.

    Что нам делать, если мы хотим, чтобы детям и внукам наши детство, отрочество и юность не казались белым пятном, а общее восприятие прошлой и нынешней действительности предстало для них объёмно и в красках?

    Оказывается, им стала очень интересна та самая «дореволюционная дребедень» — князья с графьями, царские генералы, фрейлины, попы, приказчики и купцы разных гильдий… Почему вдруг? Возраст подошёл. Другого объяснения не знаю. Да сейчас оно и не суть важно. Сейчас важно другое: что нам-то делать, если мы хотим, чтобы детям и внукам наши детство, отрочество и юность не казались белым пятном, а общее восприятие прошлой и нынешней действительности предстало для них объёмно и в красках? Неужели ждать, когда нынешним молодым стукнет пятьдесят?

    Как вырастить дерево из чахлого кустика

    – Да, это наша история, но она нам чужая! – сказал мне один старшеклассник из очень престижной петербургской школы.

    И он был прав. Это значило, что дело не в плохих или хороших учебниках и учителях, дело в родителях и бабушках с дедушками. Только близкие могут сделать для детей и внуков историю Отечества по-настоящему интересной, своей. И для этого надо начать с истории семьи.

    …Вспоминать всегда непросто. А откровенные воспоминания – вещь к тому же тяжёлая и даже опасная для здоровья. Это как прыгать в тёмное озеро, не ведая, насколько оно глубоко и где там омуты. Я знаю, о чём говорю, потому что сам вспоминал, да к тому же записывал воспоминания своей мамы, обеих бабушек, старенькой тёти, а ещё людей, детство которых выпало на Великую Отечественную, когда писал книгу «Голоса. Воспоминания о погибшем детстве». Там было всё: и обретённые любови, и потерянные родные, и такое острое переживание далёких событий, словно они произошли вчера, и слёзы, слёзы…

    Это наша история, но она нам чужая!

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Но все мы знали, во имя чего – во имя наших детей. В одних случаях наших – по родству, в других – по Отечеству.

    Чтобы эти дети понимали, почему старенькая бабушка, которая учит тебя держать прямо спину, правильно управляться с ножом и вилкой и не размазывать остатки еды по тарелке, после обеда быстренько, пока никто не заметил, смахивает крошки со стола себе в ладонь и отправляет их в рот: «Это, внучка, у меня с войны. Теперь уж умрёт только вместе со мной».

    Чтобы знали, с чего вдруг после дедушки, которому в сорок первом было всего девять лет, осталась медаль «За оборону Ленинграда»: «А это за то, что они с мальчишками дежурили на крыше нашего шестиэтажного дома – зажигалки тушили. Он сам рассказывал: берёшь огромными щипцами эту горящую бомбу и в бочку с водой. Мама его? А что мама? Боялась, конечно».

    Чтобы задумались о том, почему в конце 1940-х – первой половине 1950-х старшие братья и сёстры, в отличие от младших, очень часто не шли в вузы и на всю жизнь оставались кондукторами в трамвае, уборщицами, продавцами в магазине: «Если родители в войну погибли, приходилось старшим тянуть на себе младших сестричек да братишек. Пусть хоть те выйдут в учителя, врачи, кандидаты наук»…

    Однако большинство современных семей живёт сегодняшним днём. Их генеалогические деревья – чахлые кустики. В этих семьях старших ни капельки не интересует, кто были их предки, о чём они думали, мечтали и чего добились... Все старые реликвии – письма, фотографии, газетная вырезка с портретом деда – передовика производства, бабкин патефон, дядина пишущая машинка, тётина грамота за успехи в социалистическом соревновании – всё-всё давным-давно выкинуто бестрепетной рукой на помойку. Говорят: «Да кому это надо? Такую рухлядь даже в скупку не берут».

    Детям очень важно видеть, что они не с Луны свалились, что у них были предки. Пусть не графы и князья, не академики и народные артисты, но люди порядочные, честные и очень хотевшие, чтобы их детишки были счастливее, чем они.

    В скупке это, может, и вправду ни к чему, а вот вашим детям нужно позарез. Им очень важно видеть, что они не с Луны свалились, что у них были предки. Пусть не графы и князья, не академики и народные артисты, но люди порядочные, честные и очень хотевшие, чтобы их детишки были счастливее, чем они. В этих забытых судьбах, в этих сутулых спинах, некрасивых от тяжёлой работы руках прошлое наших детей, их история.

    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть