Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Группы раннего развития

Автор
Елизавета Букина
Елизавета Букина
Блогер
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
24 июля 17 в 00:00
Группы раннего развития

Источник фото: https://www.pexels.com/

Глупо, вредно и, главное, опасно

Моя соседка – весьма продвинутая мама. Родив вторую дочку, она решила уйти с работы и все свое время посвятить ее воспитанию. После чего все, кто хоть сколько-нибудь знаком с этой семьей, стали считать ее уже не совсем продвинутой, зато почти двинутой. «Двинулась» же она на почве того, что захотела дать второй дочери все то, что не успела или не смогла дать первой – в силу занятости, лени или незнания.

Вундеркинд младенческий – тупиковая ветвь развития

Моя соседка – человек страстный, так что полумерами дело не обошлось. Началось еще до рождения: будущая мама составила программу классики, которую должен был прослушать ее ребенок, сидя в животе, и методично ее исполняла. После рождения ребенка окружали только предметы, связанные с необходимостью раннего развития: тактильные, визуальные, слуховые «пособия». Кое-что она покупала в магазинах или по Интернету, кое-что ей привозили многочисленные знакомые, но бывало, что особо редкие «экспонаты» она даже заказывала специально. Ну а с полугода в жизни девочки начались занятия в группах раннего развития.

Клуба Монтессори рядом с нашим домом не нашлось, и мама возила дочку на коляске в любую погоду за несколько километров, лишь бы та получила все необходимое для своего раннего возраста.

Девочка, по ее мнению, оказалась способной, и мать часто хвасталась соседям ее успехами. Заходила и к нам, благо мы живем на одной лестничной площадке и вообще часто общаемся: наша старшая и ее были в одной группе в садике и потом в школе. Как-то моя соседка решила продемонстрировать успехи дочки в распознавании различных образов, и девочка, еще не умевшая говорить, с успехом выбирала из груды карточек на полу изображение именно того зверя, которого называла мама.

Тут в комнату зашла наша кошка, и я решила польстить соседке. Традиционно «замяукав», показала на нашу зверюгу и спросила:

– Где киса?

Но девочка меня явно не поняла. Я переспросила уже более правильно:

– Где кошка? Где мяу-мяу?

И тут малышка поразила меня в самое сердце: она показала не на живую кошку, а на карточку с картинкой, где было изображено именно это животное.

 Тут-то и оказалось, что на фоне всех остальных детей вундеркиндша явно недотягивает. Да, она знала больше, чем многие ее одногруппники и одноклассники. Она «на раз» щелкала все задания из «Школы семи гномов». Но в целом большинству остальных детей она проигрывала.

Дальше была не совсем немая сцена, неловкость так и осталась висеть в воздухе, и моя соседка удалилась восвояси. Больше она меня успехами своей дочки уже поражать не пыталась. Но вывода из того эпизода, видимо, не сделала, потому что другие мамы из нашего дома с оттенком зависти доносили до меня сплетни про очередные подвиги малолетней вундеркиндши.

Так продолжалось несколько лет – до тех пор, пока дочка из цепких маминых ручек не перекочевала в подготовительную группу частного садика, а потом и в школу (мысль о домашнем обучении моя соседка оставила, ознакомившись с биографией знаменитой Валерии Гай Германики).

Тут-то и оказалось, что на фоне всех остальных детей вундеркиндша явно недотягивает. Да, она знала больше, чем многие ее одногруппники и одноклассники. Она «на раз» щелкала все задания из «Школы семи гномов». Но в целом большинству остальных детей она проигрывала. Более того, она не проявляла практически никакого интереса к учебе, хотя и в группе, и позже в классе подобрались весьма талантливые педагоги. Во всяком случае, на открытых уроках, на которых мы – взрослые – присутствовали, у наших детей буквально горели глаза. Почти у всех, кроме моей маленькой соседки. Ну по фигу было ей все, что происходило вокруг! Она просто не хотела ничем заниматься.

Более того, когда выяснилось, что у девочки абсолютный слух и ее после серьезного конкурса приняли в музшколу, интерес к музыке у нее также пропал. Ей было откровенно скучно. Никакая мотивация просто не работала. И это являло собой разительный контраст с ее же сестрой, которая была старше всего на два года.

На фоне вундеркиндши она в первые годы, конечно, терялась. И явно страдала от того, что мать уделяет ей много меньше внимания, чем младшей сестричке. (Дошло до того, что девочка захотела быть полезной, чтобы хоть как-то обратить на себя позитивное внимание мамы и перехватить у младшей хотя бы часть похвал, и в 9 лет выучилась неплохо готовить, обеспечивая свою семью ежедневными завтраками и иногда воскресными обедами.) Но зато в садике и школе она проявляла редкую сообразительность, инициативность, внимание…

В общем, эксперимент моей соседки закончился на этом этапе полной неудачей. Я посоветовала ей хорошо знакомого детского психолога и после нескольких визитов выслушала своего рода исповедь. Мол, она же так старалась, она для дочки ничего не жалела, ни сил, ни времени, не говоря уж о материальных затратах. И вдруг услышала от психолога совет оставить дочь в покое и освободить ее от всех занятий, по возможности – вернуть из 1 класса в обычный садик как минимум на год и надеяться, что девочка наконец-то научится играть сама с собой и со сверстниками.

Психолог уверял, что гибкая детская психика, возможно, сможет преодолеть тот вал материнских усилий, который, как выяснилось, пошел ей только во вред. А маме он посоветовал срочно выйти на работу, чтобы направить ее бешеную энергию в безопасное для семьи русло.

Вред «раннего развития» практически доказан

 Мне кажется, пример моей соседки весьма характерен. И не только своим результатом, но и первопричиной ее поведения. Как всегда, свою роль сыграло своеобразное полузнайство, весьма характерное для современной «образованческой» среды, сложившейся в России. Мы все мечтаем дать своим детям самое лучшее из всего, что имеется в целом мире. И многие родители покупаются на то, что вычитали в очередной околопедагогической литературе или в статье какого-нибудь западного гуру от психологии и педагогики, труды которого продвигаются в массы с целью дальнейшего коммерческого использования.

Так получилось и с группами раннего развития. Я тут прикинула, посчитала и выяснила, что только вокруг нашего дома таковых имеется с десяток, и все они заполнены под завязку. Стоимость одного занятия – от 350 рублей, в день их бывает несколько. Это ж какие деньги выкачивают организаторы из наших семей! Ведь трудолюбивые мамаши с 6 месяцев таскают туда своих малышей, причем часто не в один клуб, а в несколько…

Группы раннего развития

Источник фото: https://www.pexels.com/

Причина такого бума – в неверной интерпретации тезиса о самом оптимальном возрасте для обучения ребенка. Так, судя по результатам многочисленных исследований, считается – и в общем правильно, – что почти 90% всей суммы «пониманий» окружающего мира человек получает до трехлетнего возраста. Эти-то данные и ввели большинство из нас в заблуждение, а жуликов от педагогики сподвигли на облегчение наших карманов за счет обучения детей в группах раннего развития.

 Недаром африканские трехлетки, которые с рождения ездят на маминой спине, а потом возятся на улице в пыли со своими сверстниками, по уровню развития оказываются выше наших «продвинутых» младенцев.

Впрочем, не всегда их организуют откровенные мошенники. Очень часто эти люди убеждены в пользе того, что они делают. Ведь они всего-навсего способствуют полноценному использованию ребенком драгоценного первого трехлетия его жизни!

Вот только понимают они этот процесс сугубо механистически. Мол, чем больше вобьешь в ребенка знаний до трехлетнего возраста, тем больше пользы ему принесешь. Между тем речь должна идти совсем не о сумме знаний как таковых, а о полноте восприятия ребенком всего окружающего мира. И воспринимает он его отнюдь не на спецзанятиях, а в обычном сосуществовании с любящими взрослыми и в игре с другими детьми.

Недаром африканские трехлетки, которые с рождения ездят на маминой спине, а потом возятся на улице в пыли со своими сверстниками, по уровню развития оказываются выше наших «продвинутых» младенцев. Это подтверждено многочисленными исследованиями. Лишь позже вступают в силу иные, уже социальные причины различия наших и африканских детей и взрослых.

Вдумайтесь: ребенок из «диких» условий к трем годам оказывается умнее и развитее нашего, две трети своей жизни потратившего на дорогостоящие занятия!

  Вывод ученые сделали вполне неожиданный: оказалось, что ИГРА для ребенка важнее любых занятий.

Это признано уже во всем мире. Настолько, что несколько лет назад ООН внесла право на игру в Декларацию прав ребенка. Сделано это было в противовес сверхзанятости ребенка, связанной с откровенной некомпетентностью родителей по всему миру. Но ведь родители не дураками родились (или стали). Они же не специалисты. Они поверили той чуши, что впаривали им со страниц журналов, с экранов ТВ, из хорошо продуманной и организованной рекламы – как прямой, так и скрытой. Они-то хотели лучшего для своих детей!

Вот только это «лучшее» на Западе, откуда оно к нам и пришло, уже давно признано не только вредным, но и опасным для развития ребенка. Опасным не только для интеллекта, опасным еще и для психики. А многие «пособия» и игрушки, которые используются на «развивающих» занятиях, признаны угнетающими. Причем такое признание сделано на уровне Международной ассоциации игры, которая объединяет производителей игрушек всего мира и вроде бы заинтересована в максимальных продажах продукции своих членов.

Кстати, особо вредным среди всей серии «обучающих и развивающих» пособий для малышей считается… развивающее телевидение. Ролики для детей от 0+ категорически не рекомендуются в США, Канаде, Великобритании, из которых они лет 20 назад и пошли гулять по всему миру. Что ж, деньги надо отбивать: теперь они продвигаются в том числе и на нашем рынке.

Детский садик – наше все

Вывод психологов печален: те, кто усиленно пичкают малышей сверхзнаниями и перегружают их спецзанятиями в кругу себе подобных, получают на выходе ребенка с большими проблемами и порой просто отстающего в развитии по сравнению с менее продвинутыми сверстниками. Он не умеет и не хочет заставлять себя думать, воображать, он теряет интерес к жизни и способность самостоятельно распорядиться своим временем.

 «Сверхзанятый» малыш не умеет и не хочет заставлять себя думать, воображать, он теряет интерес к жизни.

Но возникает вопрос: неужели с детьми вообще ничем не нужно заниматься? Скажи такое в любом «мамском» обществе – заклюют! Да и вообще, как-то это не по-современному, что ли…

Группы раннего развития

Источник фото: https://www.pexels.com/

Как ни странно, мамы в массе своей по-своему правы. Вот только занятия занятиям рознь. У нас почему-то принято наплевательски относиться к тому богатому опыту по воспитанию и развитию детей, который существовал в нашей стране еще в советские времена и был вполне достойно развит современными российскими учеными и специалистами. Между тем большинство так называемых достижений современной западной педагогики и психологии были как минимум намечены, а большинство и вполне проработаны в нашей стране.

Просто наши ученые не имели возможности пропагандировать и продвигать свои идеи по всему миру. (В результате мы зачастую получаем «оттуда» наши же идеи в яркой упаковке.) Однако отсутствие рекламы отнюдь не означает отсутствие результата. Жаль, что мы почему-то его таковым не воспринимаем.

Между тем результат этот у нас перед глазами – это ФГОС и программы, сделанные на его основе и применяющиеся в каждом детском саду страны. ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт – обязателен к применению во всех образовательных учреждениях России. К таковым, напомню, относятся и детские сады. В том числе частные, имеющие образовательные лицензии и аккредитации.

Замечу: существующая система детских садиков в целом (при всех недостатках отдельных конкретных садов) – несомненное достижение России. Пожалуй, нигде в мире такого нет. Глупо не пользоваться ее преимуществами и глупо не пытаться преодолеть ее недостатки.

ФГОС для садиков содержит возрастные целевые ориентиры, на которые обязаны ориентироваться все детские сады страны и на основе которых они обязаны реализовывать избранные программы развития ребенка. В рамках этих программ создаются и развиваются специальные дидактические материалы, используемые в садиках во время игр и занятий.

Другое дело – степень исполнения ФГОСов в каждом из вполне конкретных детских садов с их перегруженностью и не всегда достаточной компетентностью персонала. Но и тут есть простой рецепт: идти вслед за системой российских детских садов как таковой и, если не доверяете конкретному садику, пытаться освоить ФГОСы и сделанные на их основе программы самостоятельно.

Загляните во ФГОС – не пожалеете. А потом поищите программы, сделанные на его основе. Это и будет для вас руководством к действию. Ну а уж вопрос о том, как и где использовать специальные дидактические материалы (они зачастую у каждого воспитателя и садика свои) – решать только вам самим. Главное, чтобы шло это не во вред.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть