Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Идеи и принципы методики раннего развития Марии Монтессори

24 мая 18 в 00:00
Идеи и принципы методики раннего развития Марии Монтессори

Что такое «Монтессори»?

Эти волшебные десять букв – фамилия первой в Италии женщины-детского врача, педагога Марии Монтессори, которая разработала систему раннего интеллектуального развития детей. Методика далеко не новая, она была разработана еще в начале 20 века, но завоевывала свою популярность по всему миру довольно медленно. Пока в Советском пространстве эту фамилию еще не услышали, в Азии и Америке уже открывались институты для изучения идей Марии, а в Индии Монтессори-школа стала настолько многочисленной, что вошла в книгу рекордов Гиннеса. Сейчас учебные заведения этого направления включены в основной государственный реестр в Нидерландах, Финляндии и США. Бешеную популярность методика Монтессори завоевала и в России, именно поэтому у нас стало так много центров раннего развития.

Всю свою жизнь Мария Монтессори боролась за право ребенка на свободное развитие. В 1900-м году она возглавила первую в Европе школу для детей с отклонениями в развитии. Для учеников она разработала такую программу, чтобы ребята изучали окружающий мир с помощью своих органов чувств, особенное внимание уделила мелкой моторике, так как известна связь между кончиками пальцев и центрами в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Результаты не заставили себя долго ждать: ученики с особенностями развития научились писать и читать чуть ли не раньше, чем их обычные ровесники. Методика оказалась эффективной, и Мария открыла школу уже для здоровых детей, а ее система вошла в историю как подход к воспитанию в ребенке творческой личности, счастливого и интеллектуально свободного человека.

Правила Марии Монтессори

Идеи и принципы методики раннего развития Марии Монтессори

Источник фото: shutterstock.com

Всю суть метода Монтессори можно свести к десяти правилам, которые раскрывают отношение к ребенку как к личности, и пусть и маленькому, но очень уважаемому человеку.

  1. Не стоит мешать ребенку заниматься, пока он сам не обратится за помощью или поддержкой.

  2. Не говорить плохо о ребенке, вне зависимости от того, рядом он или нет.

  3. Концентрироваться исключительно на воспитании в малыше хороших качеств, тогда на плохое не хватит места в его характере.

  4. Ребенок должен развиваться в среде, а взрослый – заниматься ее наполнением и показывать ребенку, как взаимодействовать с окружающим миром.

  5. Нужно всегда быть готовым прийти ребенку на помощь, прислушиваться и отвечать, если чадо обращается.

  6. Необходимо уважать малыша и не злиться на него в случае ошибки. Но сразу останавливать, если его действие угрожает безопасности малыша или окружающих.

  7. Не заставлять ребенка заниматься, если он задумался, наблюдает или просто мечтает.

  8. Тем, кто не может выбрать занятие, нужно помочь.

  9. С терпением и любовью быть готовым повторять презентации занятий снова и снова, пока малыш не освоит действие, а после – просто не мешать.

  10. Стараться демонстрировать в общении с ребенком лучшие манеры и свои лучшие качества, предлагать ему почерпнуть только самое лучшее в вас.

По задумке Монтессори, в центре ее системы стоит сам малыш с его неповторимым внутренним миром и индивидуальным темпом развития, которые взрослые должны всячески поддерживать. Методика направлена на гуманное воспитание ребенка, далекое от авторитаризма. Поклонникам этой системы важно воспитать свободную активную личность, снабдить малыша всем необходимым дидактическим материалом и показать, как с ним обращаться. А дальше ребенок будет заниматься самовоспитанием, саморазвитием и самообучением.

Период с рождения малыша до достижения им возраста шести лет Мария Монтессори считала самым важным, так как именно в этом время формируется интеллект человека. Современные исследования, кстати, подтвердили это мнение, доказав, что 50% своего природного интеллекта ребенок развивает в возрасте до четырех лет, а еще 30% - с четырех до восьми.

«Научи меня делать это самому»

Идеи и принципы методики раннего развития Марии Монтессори

Источник фото: shutterstock.com

На практике метод Монтессори выглядит как свободная игра детей в подготовленном для этого пространстве. Среда для развития может выглядеть как комната с разнообразными интересными для малыша материалами-развивашками. Все они находятся в открытом доступе, а значит, обратиться к этим играм ребенок сможет тогда, когда захочет этого сам. Одно «но»: прежде, чем пустить малыша «саморазвиваться», нужно презентовать ему каждый материал и показать, как с ним правильно работать. Методика включает в себя несколько разделов: упражнения в практической жизни, развитие речи, обучение чтению, письму, простейшим математическим действиям, а также знакомство с окружающим миром и культурой.

Монтессори-центры завоевали бешеную популярность, благодаря своей доброжелательной атмосфере, отсутствию конкуренции между малышами (еще одно правило Марии) и возможности обучаться вместе детям с совершенно разными способностями. Ведь выполнять одни действия синхронно самым маленьким практически невозможно: одни могут долго делать одно и то же, в то время как другие карапузы и минуты не просидят без смены действия. Выбирая занятия самостоятельно, ребенок, с одной стороны, учится сам принимать решения, а с другой – не успевает заскучать, дожидаясь следующей задачи.

Монтессори-пространство дома

Идеи и принципы методики раннего развития Марии Монтессори

Источник фото: shutterstock.com

Так как суть Монтессори-центров – в их уникальной среде, наблюдении педагогов, обилии дидактических материалов и свободе малышей, нет никаких ограничений для того, чтобы превратить в такой центр обычную детскую комнату. Чем мама хуже педагога? Вот несколько шагов для исполнения заклинания «Монтессори» у вас дома:

  • предоставьте ребенку свободный доступ ко всем игрушкам, книжкам и наборам для творчества. Расположите все на удобной для него высоте, освободите от предохранителей шкафчики в его комнате, уберите замки на ящиках;

  • разрешите малышу участвовать в жизни семьи, помогать родителям по дому, играть с безопасными для него вещами, убираться, ухаживать за растениями и питомцами. Чем старше ребенок, тем больше обязанностей по дому можно поручать ему одному;

  • по возможности расставить все по зонам развития. Для этого не нужно покупать отдельные шкафы или коробки. Достаточно просто организовать его комнату по «темам».

Зона практического развития призвана обучить ребенка бытовым навыкам. Роль дидактического материала отлично выполняют игрушечная плита, кукольный домик, пластмассовые инструменты, посуда или бытовые приборы. В зоне для развития органов чувств можно расположить музыкальные инструменты, пирамидки, матрешки, разноцветные мячики, мешочки с различными на ощупь наполнителями, баночки-шумелки и другое. В языковой зоне кроха будет учиться читать, здесь можно расставить книжки и изображения букв, а в математической – изучать геометрические фигуры и понятия формы, количества и размера. Естественнонаучной зоной может стать обычный подоконник с домашними растениями, или угол с аквариумом, клеткой грызунов и так далее. А дальше система Монтессори предлагает действовать в зависимости от интересов ребенка, ведь есть еще спорт, музыка, рисование, английский язык и много другого, чему можно выделить отдельное место дома. Чем больше зон – тем больше векторов развития вашего маленького интеллектуала!

Монтессори-игры дома

Дидактического материала и игр по методике Марии Монтессори более, чем достаточно, и их в избытке можно найти в ее книгах и на просторах интернета. Приведем в пример лишь несколько занятий, которые можно предложить малышу детсадовского возраста.

  • Бассейн для пальчиков. Отрежьте верхнюю часть пятилитровой пластиковой бутылки, наполните ее любой крупой и спрячьте туда небольшую игрушку. Покажите ребенку такую же и попросите отыскать ее в бутылке. Для чистоты и безопасности обклейте края емкости скотчем и постелите на пол клеенку.

  • Уроки тишины. Одно из основных упражнений Монтессори. Желательно находиться при этой в комнате, полной разных предметов, с приглушенным светом. Предложите ребенку послушать тишину некоторое время, а затем обсудите, что вы оба слышали. Поиграйте в то, кто больше услышит вокруг: как тикают часы, как на улице проехал трамвай, как капает дождь и так далее. Пусть кроха подробно рассказывает о каждом звуке.

  • «Песочный алфавит». Сделайте вместе с малышом шершавые буквы и цифры. Приготовьте бумажные карточки, нарисуйте контур клеящим карандашом и посыпьте сверху песком. Пусть малыш проведет по букве или цифре пальчиком, а потом на ощупь с закрытыми глазами попробует ее угадать.

  • «Чем это закрывается?». Покажите ребенку несколько контейнеров и бутылочек и крышечки от них. Его задача – подобрать крышечку к каждой емкости и закрыть ее. По правилам Монтессори, дайте ребенку возможность сделать это самому и не вмешивайтесь, если он не попросит помощи.

Есть много спорных мнений о методике Монтессори, однако ее популярность среди современных родителей и педагогов нельзя отрицать. Но никто не заставляет вести ребенка в Монтессори-центры, которые не по карману многим российским мамам и папам. Создать развивающее пространство можно и дома, тем более что лучших педагогов, чем любимые родители, ребенку точно не найти!


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть