Индия – страна патриархальная и религиозная, семьи большие, детей много, базовый принцип воспитания и обучения – непротивление злу насилием. Но у патриархата, в центре которого вроде бы любовь к семье, есть и темные стороны.
Большая патриархальная семья
В Индии принято жить целыми кланами. Родители, женатые и не женатые дети, их дети и так далее. Очень патриархальная традиция. В Индии принято рожать много детей. Трое там считается не много, а так себе, чуть-чуть. Обычной считается семья, где детей пять-шесть и более. Женщины с одним ребенком воспринимаются так же, как в Европе чайлд-фри – как бездушные эгоистки или отмеченные проклятием богов.
Основная цель воспитания по-индийски – развить в ребенке доброту и доброжелательность.
Причем действовать надо только личным примером. Индийцы любят повторять пословицу: «Ваши привычки – это будущие черты характера детей». Родители стараются избегать негативных эмоций, даже если есть повод разозлиться. Сдержанность и мягкость характера считаются высшими добродетелями, а излишняя эмоциональность и раздражительность причисляются чуть не к худшим из человеческих пороков.
Никаких криков и наказаний. Это считается потерей лица, к тому же вопли, шлепки и прочие наказания никак не способствуют утверждению добра в детской душе и воспитанию доброжелательности.
С момента рождения малышей в Индии учат доброте в глобальном смысле – не только по отношению к людям, но и к любым живым существам. Полукомические йоги в голливудских фильмах, которые бережно собирают в коробочку блох или клопов и отпускают их на волю, – это как раз про реальную Индию. Нельзя причинять боль не только другим людям, но и животным, и насекомым, и растениям.
Кормить грудью детей принято до двух лет. Также по индийскому обычаю младенец до двух лет спит вместе с матерью. Считается, что такие дети вырастают более спокойными. Ребенок всегда выходит из дома вместе с мамой или другой близкой родственницей, если тем надо отлучиться. Коляски в Индии – прихоть очень богатых. Обыкновенных малышей таскают на руках, пристроив сбоку на бедро. Вообще тесный телесный контакт, например, объятия, если ребенок вдруг закапризничает, считается лучшим средством снять стресс.
Источник фото:
Стань лучше самого себя
Учиться индийские детишки отправляются очень рано. В подготовительные школы их принимают с трех или даже с двух лет. Чаще всего школы платные. Есть муниципальные образовательные учреждения, но к ним относятся с пренебрежением. Всякий, у кого есть хоть малейшая возможность заплатить за обучение ребенка, выбирают платное образование.
Доброта и доброжелательность – основа не только домашнего, но и школьного образования в Индии. Это не означает, что дети освобождены от контрольных, тестов и экзаменов, все это есть. Но соревнуется каждый ученик не с зазнайками-отличниками, а с самим собой. Ежемесячно на собрании класса учитель рассказывает об успеваемости за месяц. Ученикам вручают особые карточки, где указано, насколько он улучшил свои показатели по сравнению с прошлым месяцем. Аплодисменты получает тот, кто сумел преодолеть себя прошлого, а не стать первым в классе.
Личная победа над собой считается куда более существенной, чем отличные отметки по всем предметам.
В сущности, индийская школьная программа была скопирована с британской еще в колониальные времена, поэтому на уроках много дискуссий, споров и рассуждений. Предметы, как у всех, – родной язык, литература, математика, далее по списку. Но есть и сугубо национальные образовательные курсы. В индийских школах преподают йогу, память и доброту. Что предполагают уроки йоги и памяти – более-менее понятно: духовно-физические и мнемонические упражнения. А на уроках доброты учат улыбаться друг другу, иногда их так и называют – «уроки улыбки».
В системе воспитания и образования, которая предполагает всеобщую любовь и доброту, при полном отсутствии конкуренции много привлекательного, но в индийском «семейно-центричном» патриархате есть и темные черты.
Самосожжение вдов и дети второго сорта
В индийской традиции девочки изначально считались «детьми второго сорта». Дочка – гостья, которая уйдет в другую семью, ей еще и приданое надо приготовить, одни расходы. Сын – будущий кормилец и наследник. От девочек старались избавляться, в современную эпоху – с помощью селективных абортов. Не помогла даже особая программа правительства, предполагающая выплату пособий родителям именно девочек. Стремление обзавестись сыном привело к гендерному дисбалансу.
Сейчас в полуторамиллиардной Индии 150 миллионов мужчин (это больше населения России) вообще не имеют шансов найти себе жену. Женщины – дефицит, а значит, ценный ресурс.
Источник фото:
С другой стороны, индийская патриархальная семья предполагает полную покорность женщин. Идеальная героиня индийской традиции – Сати, которая отправилась вслед за мужем в загробный мир. Сати вышла за бога Шиву против воли отца, но по любви. Потом из-за того, что отец не признал ее женой Шивы, да еще и оскорбил ее супруга, Сати предала себя жертвенному огню.
С тех пор женщину, которая сжигает себя на погребальном костре мужа, стали называть Сати и почитать как святую. Обычай самосожжения вдов существовал в Индии много тысяч лет. Сначала его запретили британские колонизаторы, потом власти независимой Индии. Но все равно изжить его на 100% не получилось. Жена должна быть покорной, сидеть дома и следовать за мужем даже после его смерти – предписано индийской традицией.
Современные женщины и девушки, которые учатся или работают, одеваются по-европейски, а значит, «недостаточно скромно» и в патриархальном сознании многих индийских мужчин выпадают из предписанной патриархальной традицией парадигмы любви и ненасилия. Они становятся сексуальной добычей озверевших молодых людей и мужчин на улицах индийских городов. Уже второе десятилетие Дели считается столицей изнасилований, и власти, поощряющие патриархальные семейные традиции, не знают, как с этим справиться. Уже введена смертная казнь за изнасилование несовершеннолетних и изнасилование со смертельным исходом, но кривая преступлений на сексуальной почве растет.
Виной всему гендерный дисбаланс и чрезмерная приверженность традиции.
А в остальном – индийский завет растить детей в любви и ласке, учить добру и развивать самоуважение к себе и уважение к окружающим может стать хорошим примером для всех. И педагогам стоит особо приглядеться к обычаю поощрять учеников за победу над самим собой в прошлом, а не просто за лучшие отметки в классе.