Давайте честно: на инвалидов все еще многие люди смотрят с некой опаской, стыдом, любопытством. Чаще во взгляде присутствует все вместе, маскируемое под полное безразличие. Только недавно людей с инвалидностью стали воспринимать как людей, а не инопланетян. Дети-инвалиды – это отдельный разговор. Кто-то их жалеет, кто-то пытается помочь, кто-то осуждает родителей, обвиняя их в наркомании и алкоголизме (даже если родители полностью здоровы и вредных привычек не имеют). Кто-то говорит, что особенные дети нуждаются в особенных учреждениях, а с нормальными детьми делать им нечего (что значит слово «нормальный» в данном контексте – до сих пор понять не могу, а объяснить никто не может). Однако все больше и больше людей утверждают обратное: детям с особенностями развития, инвалидностью или ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) нужно включаться в общую среду обитания, и делать это нужно как можно раньше. Помочь в этом может инклюзивное образование.
Что такое инклюзивное образование в школе?
Инклюзивное образование (от англ. inclusion – «включение») – это система, при которой дети с инвалидностью, ОВЗ или особенностями развития обучаются в одном классе/группе с нейротипичными (вписывающимися в нормы развития, не имеющими отклонений) детьми. Инклюзия осуществляется в обычной школе, в которой созданы условия для включения необычных детей в обычную среду.
Чтобы было понятнее, каковы особенности инклюзии, для начала следует разобраться в разном отношении к детям с инвалидностью в образовании: медицинском и социальном. Первый вид отношения предполагает понимание самого ребенка как барьера к адаптации к окружающей среде. То есть он не может адаптироваться к среде сам, поскольку у него есть свои, особые потребности, и возможности у него тоже особые. И все это требует таких условий и среды, которые обычная школа/садик не способны предоставить. Вывод: ребенок не вписывается в обычную школу, так как не дотягивает до каких-либо требований по причинам своего здоровья и развития, а значит, он автоматически исключается из общей системы образования.
Социальный же подход видит проблему не в ребенке, а в системе образования. То есть это не сам ребенок исключается из общей школы, а общая школа не дает ребенку в нее влиться. Логика такая: есть барьеры, которые возникли в среде обитания. Их делят на «архитектурные» и «отношенческие». Первые, как не трудно догадаться, возникают из-за неприспособленности помещений для людей с инвалидностью: неудобные пандусы или отсутствие таковых вовсе, узкие проходы, отсутствие лифта, недостаточное расстояние между рядами, если речь о школе. Второй вид барьеров куда серьезнее. «Отношенческие», или же социальные, барьеры возникают в сознании людей, которые зачастую не могут воспринимать таких необычных людей: кто-то чересчур жалеет, кто-то сильно боится, кто-то навешивает ничем не оправданные ярлыки и т. д. Система образования негибкая, профессиональные установки многих учителей устарели, а нормативно-правовая база несовершенна.
Источник фото:
В настоящее время все больше и больше распространено именно социальное отношение к инвалидности, и именно на нем основана концепция инклюзивного образования. То есть не ребенок с особыми потребностями в обучении подстраивается под школу, а школа сама меняется и подстраивается под эти самые потребности. Так, если ребенку с особенностями развития тот или иной предмет дается сложнее остальных, то тогда либо подключают тьютора (наставника, педагога), либо ребенок отдельно осваивает данный предмет.
В идеале должны быть составлены отдельные образовательные программы для детей с ОВЗ, инвалидностью или особенностями развития. В школе должно быть специальное оборудование, а также должны быть подготовлены специалисты по обучению таких детей. Инклюзивное образование в России на данный момент хоть и воспринимается как некий эксперимент, но все больше и больше учреждений внедряют инклюзию. В школах закупается необходимое оборудование, появляются специалисты по работе с особенными детьми, разрабатываются отдельные образовательные программы. Конечно, до повсеместного внедрения инклюзии в любой, даже самый отдаленный уголок нашей страны, еще далеко, но определенные шаги в эту сторону уже сделаны (например, изменения ФГОС).
У инклюзивного образования есть ряд своих принципов, которые во всех источниках сформулированы абсолютно одинаково:
-
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-
каждый человек способен чувствовать и думать;
-
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-
все люди нуждаются друг в друге;
-
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Возможно, вы обратили внимание на то, что слово «интеграция» пока нигде не употреблялось. И на это есть причина. Интеграция и инклюзия – разные вещи, практически противоположные. Интеграция схожа с медицинским подходом к проблеме обучения детей с инвалидностью: школа пытается интегрировать ребенка в свою среду, не меняясь при этом никак. В таком случае лишь немногим детям удавалось попасть в обычную школу. Остальным же приходилось идти в специальные учреждения.
Плюсы и минусы инклюзивного образования в школе
Поскольку инклюзия предполагает взаимодействие нейротипиков с особенными детьми, то и преимущества тоже будут для обеих сторон данного процесса.
Прежде всего – адаптация к окружающему миру, к среде обычных людей. Иными словами, социализация проходит лучше. Общаясь со сверстниками, такие дети раньше осваивают социальные навыки, пусть на это им порой нужно больше времени. Они видят, как себя можно вести в обществе, а как нельзя, понимают, как можно, в случае чего, обратиться за помощью так, чтобы его поняли, а не испугались.
Второе преимущество – стимул к развитию в лице одноклассников. Известны случаи, когда, видя общение сверстников, ребята, испытывающие проблемы с речью, начинали говорить, поскольку у них было большое желание присоединиться к общению.
Следующий плюс касается обычных деток, их родителей и педагогов – снятие социальных барьеров, избавление от предрассудков (полное или частичное), касающихся людей с инвалидностью. Видя, как дети взаимодействуют между собой, как помогают тем, кому нужна помощь, как они получают удовольствие от общения, взрослые зачастую сами задумываются о своем отношении к проблеме инвалидности.
Самое интересное: дети, как правило, более открыты. Они пока не успели стать заложниками стереотипов, не научились вешать ярлыки и в своих сверстниках с особенностями развития видят прежде всего детей, и лишь следом идут их особые потребности. Многие учителя отмечают, что дети всячески стараются помочь своим необычным одноклассникам во всем, в чем нужно: от придерживания дверей в кабинетах до помощи с освоением той или иной темы. А если они с детства привыкли, что существуют люди с другими возможностями, то и во взрослой жизни будут легче воспринимать таких людей, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда нет, и не будут томно вздыхать при виде костылей или инвалидной коляски.
Источник фото:
Тем не менее, как известно, ничто не бывает идеальным, и потому даже в этой, казалось бы, не имеющей изъянов системе, есть свои недостатки. Но связаны они по большей части не столько с самим инклюзивным образованием, сколько со средой, в которую его пытаются внедрить.
Первый и, пожалуй, самый главный минус – отсутствие материальной и кадровой базы для осуществления инклюзивного образования. Да, закупается оборудование, да, строятся пандусы. Однако это происходит далеко не во всех школах. Что касается преподавательского состава, то у многих учителей представление о детях с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью очень часто искажено. Переподготовку проходят единицы, а новых, подготовленных кадров не хватает, равно как и ставок для дефектологов, логопедов и других специалистов. В итоге не все знают о специальных методиках ведения уроков для таких детей, кто-то чисто психологически не выносит такой нагрузки, поскольку не привык работать с такими детьми, а кто-то просто не знает обо всех особенностях психофизического развития особенных детей.
Во-вторых – отсутствие гибкости как в системе образования, так и в образовательных стандартах, которые не до конца приспособлены к инклюзивному образованию. Отсутствует четкая система оценивания особенных детей, отчего оценки либо завышены, потому что учителя уж слишком занижают планку, либо, наоборот, предъявляются требования, которым ребенок просто не в состоянии соответствовать.
Отдельно стоит сказать про учебные планы и образовательные программы. Они не всегда подходят для инклюзивного образования, зачастую отходят от государственных, из-за чего ребенок не в состоянии продолжать обучение. Довольно часто программы образования не в состоянии удовлетворить особые потребности в обучении, а иногда учебные планы и программы, в которые они включены, не соответствуют нормам ФГОС, поскольку сильно устарели.
Еще один недостаток заключается в том, что инклюзивное образование доступно не везде и, соответственно, не всем детям, что уже несколько противоречит самой идее инклюзивного образования – доступное обучение для всех детей, в независимости от их потребностей, возможностей и т. д.
Также не стоит забывать и о том, что живы еще в нашем обществе определенные стереотипы и заблуждения, отчего многие родители против того, чтобы их дети учились рядом с детьми с инвалидностью. Некоторые уверены, что ДЦП или аутизм заразны (и это, к сожалению, не шутка, даже в век Интернета) и что такие дети будут негативно влиять на их собственное дитя, затормаживая его прогресс в обучении.
Отсутствие общегосударственных правовых и финансово-экономических основ тоже является одним из препятствий на пути к повсеместному внедрению инклюзивного образования. Имеющихся на сегодняшний день документов недостаточно для регулирования всего спектра вопросов и проблем, возникающих в системе инклюзивного образования. В конце концов, если бы существовало достаточное количество законов, правовых актов, норм, то список с проблемами, с которыми сталкивается инклюзивное образование на сегодняшний день, был бы гораздо короче, поскольку четкая регламентация могла бы решить массу вопросов и устранить возникающие недопонимания.
А есть ли альтернатива?
Полноценной альтернативы инклюзивному образованию нет, поскольку только инклюзия подразумевает под собой обучение разных ребят в одной среде. Самое близкое к инклюзии – адаптационная педагогика. Это когда группы формируются по интересам и по уровню развития детей. Педагог волен регулировать для каждого сложность заданий, отчего обучение не особо в тягость. Все ребята в группе показывают приблизительно одинаковый результат, как правило, в группах нет отстающих или лидеров. Однако такое обучение не предполагает конкуренции, то есть у ребенка нет стимула развиваться. Плюс ко всему такие «тепличные» условия мешают развитию силы воли, что очень важно для любого ребенка.
Образование на дому и специальные школы, школы-интернаты нельзя назвать альтернативой инклюзивному образованию, поскольку и там и там отсутствует главное – активное включение ребенка в среду обычных людей, без особенностей развития или ОВЗ, что ведет к ухудшению социализации ребенка в будущем.
Как мы видим, инклюзивное образование – это огромный шаг к разрушению стены недопонимания, предрассудков и стереотипов, касающихся людей с инвалидностью. Несмотря на то, что список того, что мешает в полной мере внедряться инклюзивному образованию, внушителен, преимуществ все же больше. Надо только это осознать.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!