Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Как мои внуки ходят в чешскую школу

Татьяна Хмельник
Подписаться 1
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Как мои внуки ходят в чешскую школу

фото из личного архива автора

Так получилось, что моя единственная дочь Аграфена с мужем отбыли на ПМЖ в Прагу. С собой они прихватили немного нажитого в Питере добра и двоих маленьких детей. Третий родился уже в Чехии.

На социализацию – в муниципальную школу

Моя дочь – художница, человек без стабильного заработка, зато творческий и со свободным графиком. А вот муж её работает в компьютерной фирме. Он и обеспечивает семью, пока жена занимается детьми и немножко халтурит. Нормальная такая пражская семья из Кунратице – это район, который ещё несколько десятилетий назад был деревней, но теперь вошёл в столичные границы и активно застраивается.

Родители стали выбирать – школа малокомплектная для детей эмигрантов или обычная районная? Выбрали обычную районную, бесплатную – пусть адаптируется.

Сначала дети ходили в детский сад недалеко от дома – не столько для того, чтобы дать матери отдохнуть, а, скорее, чтобы социализироваться и удачно интегрироваться в жизнь новой родины, а также освоиться с чешским языком. Хотя родина кому новая, а кому и единственная – младший, Яков, уже по всем меркам местный. В любом случае перед школой у детей было несколько лет, чтобы совершенствовать свой чешский. А то читаешь откровения некоторых матерей в соцсетях: мол, приехали в Прагу, сняли квартиру, ребёнка в школу отправили (это нетрудно, пакет документов щадящий), а дитя ни слова по-чешски не знает, плачет, ничего не понимает, и так длится полгода, а у некоторых и дольше. У моих внуков такого стресса не было, при этом они всегда росли двуязычными – дома все говорят по-русски.

Первой в школу пять лет назад отправилась старшая – Варя, Варвáрка, как её называют одноклассники. На ней и решили протестировать систему чешского начального образования. Прежде всего родители должны были решить: школа с обучением на чешском или на русском языке? Выбрали чешский – они же хотят остаться в этой стране. Дальше стали выбирать – школа малокомплектная для детей эмигрантов или обычная районная? Выбрали обычную районную, бесплатную – пусть адаптируется.

Как мои внуки ходят в чешскую школу

gybu.cz   

В младшей школе весело

Дочь вспоминает, что было весело:

– Я подхватила двоих младших и в 6 лет повела Варварку в первый класс. Младшие воспринимали это как забавную игру с большим количеством детей. Тем более что мы не одни такие были, многие родители пришли со своими младшими отпрысками. Никаких линеек, бантиков, пафосных речей, ничего подобного, пришли в класс, стали знакомиться, дети сели на пол, запели... На весь класс два иностранца – моя Варварка и вьетнамский мальчик. Про Варю многие даже не знали, что она из России, у неё фамилия весьма чешская, про акцент многие думали, что сербский или польский. Ну и внешне она совершенно такая же, как большинство чешских девочек её возраста – кареглазая светлая шатенка.

Здесь в школе всё очень мягко, иногда строго, требовательно, но всё равно с уважением к человеку, неважно, какого он возраста.

Училась Варварка легко, хотя, по мнению дочери, это была не заслуга ребёнка, а чешской программы начальной школы – она несложная и игровая. То бассейн, то песни, то экскурсии – вроде как и заняты, но совершенно необременительно. Поэтому братья-погодки Даниэль и Яков были уверены: школа – это битьё весёлых баклуш в большой компании. Предчувствие не обмануло братьев: сначала один внук, а потом и второй окунулись в школьную жизнь, где действительно было весело.

Феня рассказывает:

– На самом деле впечатление и польза от начальной школы сильно зависят от самой школы. У нас очень хорошее учебное заведение, что драматически влияет на цену жилья в районе: школа лучше – цены выше. Что значит "хорошая"? Это активный директор, он вписывается во все европрограммы, постоянно побуждает учителей к совершенствованию, участию в разных курсах повышения квалификации и прочее. Очень хорошие бытовые условия: директор выбивает деньги (не из родителей, а из районной администрации) на ремонт и обустройство – в результате в школе совершенно нет этой характерной затхлости советской школы. В столовой еда вкусно пахнет едой. Ребёнок может выбрать блюдо из двух-трёх вариантов, всё заказывается через интернет-приложение на школьном сайте. И ещё один важный фактор – большинство школ сотрудничает с разными кафедрами институтов, то есть, по идее, должны приходить молодые бодрые учителя. А это мало где происходит на деле – никому не хочется идти работать в унылую школу. У нас же очень много молодых отличных учителей обоего пола, которые старичков бодрят и развивают. Совдеповских учителей в нашей школе я не встречала, хотя слышала, что такой подвид ещё существует – грубые, авторитарные, если и знают что-то, то совершенно не умеют заинтересовать этим ученика. Здесь, наоборот, всё очень мягко, но требовательно и с уважением к человеку, неважно, какого он возраста. Я бы сказала даже, что у нас в хорошем смысле деревенская школа, все всех знают по именам, вахтёрша по утрам встречает с улыбкой. Короче, я очень рада нашей начальной школе!

Как мои внуки ходят в чешскую школу

gybu.cz

Вы искали сложностей? Получите!

Многие русские родители очень недовольны самим образованием. Аграфена объясняет, отчего складывается такое впечатление:

– Здесь не грузят детей домашними заданиями до тошноты, ничего такого сложного, игровая форма, всё легко и естественно, больше поощрений, чем порицаний. Есть домашки на каждый день, есть домашки на неделю: в понедельник выдают лист, его в пятницу надо сдать, очень хорошая тренировка самоорганизации времени. И ещё каждую неделю – чек-лист "самооценки", его ребёнок должен заполнять сам: в чём человек чувствует себя уверенно и хорошо, что не очень получилось, и так далее, там есть шкала из нескольких смайликов. Тоже очень крутая штука, детей очень бодрит. Я как раз считаю этот подход разумным: до начала полового созревания дети могут ещё побыть детьми, больше такого в жизни не будет. Постепенно нагрузка увеличивается, и, чтобы поступить, например, после 5 класса в гимназию, надо очень много пахать. Варварка реально круглосуточно училась, некогда было думать о том, что там где отрастает на теле и меняется в голове.

Часть знаний, которые дети должны были продемонстрировать при поступлении в гимназию, вообще не входили в школьную программу начальной школы! То есть без спецподготовки – репетитора или особо умных родителей – в гимназию просто не прорваться.

Действительно, многие русскоязычные родители в соцсетях ругают начальную школу в Чехии: мол, слишком легко, у ребёнка не появляется желания учиться. Но это обычно происходит тогда, когда ребёнок попадает в чешскую школу из российской, то есть с корабля на бал. Действительно может возникнуть когнитивный диссонанс, особенно если к нему не готовы родители, которые не в состоянии настроить своё чадо на учебный процесс другого типа. Мои же внуки другой школы, нежели своей пражской, не видели, кроме того, родители, люди творческие, всегда находили, чем занять своих отпрысков. То они рисуют, то играют на музыкальных инструментах, то едут в горы, то сажают землянику в саду, да мало ли занятий у нормальной семьи с тремя детьми. Моя дочь уверена, что скучно тогда, когда мало знаешь и знать больше не хочешь.

А кому надо посложнее – добро пожаловать в гимназию. Вот у Вари детство кончилось. Родители решили, что после 5 класса умной девочке надо учиться по-настоящему. Дело в том, что первые пять лет – это первый этап начальной школы (второй продолжается с 6 по 9 класс, а дальше идёт основная школа, ещё дальше – гимназия, итого 13 лет учёбы). Но одарённым детям можно покинуть начальную школу и после серьёзного экзамена сразу отправиться в гимназию. Варварка всё нынешнее лето готовилась к экзаменам. После начальной школы это было нелегко даже чисто психологически. Кроме того, часть знаний, которые дети должны были продемонстрировать при поступлении в гимназию, вообще не входили в программу начальной школы! То есть без спецподготовки – репетитора или особо умных родителей – в гимназию просто не прорваться. Российский метод подкупа директора здесь работает, но не так, как привыкли у нас, – нечестная семейка из конкурса вылетает сразу.

Высшее образование нужно не всем

Тут-то младшие братья и приуныли, увидев гимназическую перспективу. Тем более что их, похоже, ждут разные учебные заведения, ибо Варварка – гуманитарий, Даниэль – технарь, а Яков обожает естественные науки. Нет, можно остаться в родной школе и до 9 класса, программа будет, разумеется, уже не такая детская, но если хочешь после школы поступить в университет, а не обои клеить, то нужна гимназия. И не какая-нибудь, а та, которая подходит тебе по склонностям, по результатам тестирования, поскольку ребёнок, окончивший 5 классов, уже должен показывать какие-то способности. Можно поступить в гимназию и после 9 класса в обычной школе, но тогда получать знания доведётся только 4 года, а это не то же самое, что с 6 класса.

Как мои внуки ходят в чешскую школу

фото из личного архива автора

Но, разумеется, совершенно не всякому ребёнку нужно серьёзное образование, есть люди, которые без него обходятся – отличные рабочие и крестьяне, и у них всё прекрасно с самооценкой. Можно вспомнить российских недорослей, которых пихают по вузам правдами и неправдами, но всё равно, если голова пришита не тем концом, по-другому не перешьёшь, и это высшее образование в конечном счёте – только трата времени и денег.

Как у Варварки сложится с гимназией – не знаю, но, думаю, девочка не дурней других своих одноклассников. И то, что она родилась в Петербурге, а не в Праге, во-первых, известно не каждому, во-вторых, только закалило её и так от природы стойкий характер. Конечно, там, в гимназии, другие правила, отличающие её от начальной школы. Тут родителя на порог не пустят, пусть снаружи постоит. Программа наваливается сразу: среди прочего очень продвинутые английский и немецкий языки, а со следующего класса будет ещё и испанский – гимназия ведь гуманитарная. От дома учебное заведение находится, по питерским меркам, недалеко, Феня засекала – если без пробок, то ехать 7 минут. Но без пробок здесь бывает только в воскресенье утром или по ночам. Поэтому Варварка ездит сама на обычном рейсовом автобусе, который без помех несётся по выделенной полосе. И да: учебный день начинается в 7:30, а заканчивается после двух. В начальной школе уроки начинались в 8 часов. И летние каникулы здесь длятся всего два месяца – июль и август. Считается, что гонять балду три месяца вредно для неокрепшего мозга.

***

Как построена система среднего образования в Чехии? Школы чётко подразделяются на несколько типов.

Начальная школа (základní škola) – основная школа, аналогичная девятилетке в России. Дальше нужно выбирать, куда пойти учиться.

Школа с определённым профессиональным уклоном (umělecká škola) – бывают музыкально-танцевальные, художественные и т. п.

Гимназии (gymnázium) – с 6 класса и до окончания обучения. Поступают в гимназию после 5 класса (экзамены весьма строги) либо после 9 класса основной школы.

Есть также средние школы (střední škola) – профессионально ориентированные "прослойки" между вузом и оконченной девятилеткой. Аналог колледжа или техникума в России. В них тоже есть профессиональная ориентация, уклон (компьютерный, менеджмент и т. д.).

Система оценок – 5-балльная, при этом 1 – высшая оценка.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть