Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Как объяснить ребёнку, что лишних денег в семье нет

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
19 апреля 22 в 12:00
Как объяснить ребёнку, что лишних денег в семье нет

Источник фото: Ron Lach: Pexels

Банк лопнул

Мы стали очевидно беднее. Все знают причины, но как выпутываться из последствий? Как объяснить ребёнку, что на многое из того, к чему он привык – на путешествия в Европу, на дорогие игрушки и развлечения, – просто нет денег, потому что подорожало буквально всё и приходится экономить? Конечно, мы не голодаем, и уж тарелку каши с молоком и кабачковые оладьи ребёнок получит непременно, но вот с сорок пятым игровым гаджетом и новым гироскутером ничего не выйдет – по крайней мере, в обозримом будущем.

Если папа не мог дать монетку в копилку, то говорил: «Банк лопнул», и ребята понимали, что ничего не попишешь – значит, он сегодня сделал слишком мало денег. 

Придётся это объяснить ребёнку. Не просто гаркнуть «Денег нет, ничего не куплю!» и не начать стыдливо лопотать о временных трудностях, ужасно боясь упасть в глазах отпрыска из всемогущего в какое-то нищебродство. Бояться тут нечего, более того, только нормальный и многократный разговор с ребёнком может решить проблему – конечно, не денег, но отношения к ним, и ваш авторитет от этого не умалится, наоборот, вам будут больше доверять.

Ребёнок знает, что на покупки нужны деньги. Но откуда деньги берутся, обычно он имеет довольно смутное представление. Примерно как у детей семейства Бэнксов из книги о Мэри Поппинс: «Мистер Бэнкс (...) сидел с утра до вечера в большом кресле за большим столом и работал, или, как говорят у нас в Англии, делал деньги. И дети твёрдо знали, что папа весь день без передышки трудится, вырезая шиллинги и пенсы и штампуя монетки в полкроны и трёхпенсовики. А по вечерам он приносил их домой в своём чёрном портфельчике. Иногда он давал монетку-другую Джейн и Майклу (в копилку), а уж если он не мог, то говорил: "Банк лопнул", и ребята понимали, что ничего не попишешь – значит, папа сегодня сделал слишком мало денег».

Боязнь нищеты – опасное программирование

По опросам, большинство родителей (77%) не ведут записи семейного бюджета и не привлекают к его планированию детей, поэтому дети не знают, откуда берутся деньги и куда они деваются. Но если они с самого раннего детства постоянно слышат разговоры старших о том, что денег нет, с деньгами плохо, не купить ничего, может сформироваться искажённое представление о деньгах как о самом важном на свете, что заполняет жизнь полностью, вытесняя другие ценности. И старайтесь истерики типа «всё пропало, мы нищие» при детях не устраивать – ведь помочь они вам ничем не могут, а вот психовать за компанию начнут обязательно.

Нужно научиться правильно говорить с ребёнком о деньгах, в том числе спокойно и взвешенно отказывать ему в некоторых случаях. 

Возможно, боязнь остаться без денег станет фобией вашего ребёнка, он будет чувствовать себя в постоянной опасности, а это, в свою очередь, очень мешает развиваться как личности: человек, который мыслит как напуганный бедняк, не может начать нормально работать и зарабатывать. Поэтому ребёнку надо внушать, что всё наладится, пройдут тяжёлые времена. И тут кстати обговорить семейный бюджет, объяснить, кто сколько получает и на что эти деньги тратятся, чтобы ребёнок имел представление, куда расходуются финансы. Тогда он убедится, что его потребности тоже учтены.

Но дети хотят всё и сразу, и с возрастом аппетиты только растут. Если малыша можно ублажить мороженым или куклой, то школьнику уже захочется модную одежду, гаджеты, велосипед и каникулы за границей. Поэтому нужно научиться правильно говорить с ребёнком о деньгах, в том числе спокойно и взвешенно отказывать ему в некоторых случаях. Конечно, с трёхлеткой вести умный разговор о финансах нет смысла, впрочем, он и забывает о своих «хотелках» довольно быстро. А вот старший дошкольник может понять уже многое, если это сказано доходчиво, в том числе и о том, что цены на всё выросли.

Как объяснить ребёнку, что лишних денег в семье нет

Источник фото: prostooleh - ru.freepik.com

Деньги – исчерпаемый ресурс

Семейные психологи предлагают 7 правил разговора с ребёнком о деньгах.

Ребёнку придётся понять, что деньги – исчерпаемый ограниченный ресурс, они кончаются и нужно ждать, когда будет новое поступление. 
  1. Всегда нужно объяснять, почему вы не покупаете малышу приглянувшуюся игрушку. Не должно быть скупого «нет» сквозь зубы. Наоборот, перечислите всё, что вам нужно купить для семейного обеда (мясо, картошку и прочее), сравните стоимость этого обеда и игрушки и добавьте, что, если не купить продукты, вся семья, включая ребёнка, будет голодной.

  2. Объяснение наподобие «тебе уже купили самокат, поэтому машинку покупать не будем» для ребёнка слишком абстрактно, он не видит связи между приобретением одного и другого.

  3. Ребёнок также не увидит связи между отсутствием у вас какой-нибудь вещи, о которой вы мечтаете, и его желанием получить игрушку или гаджет. Поэтому бесполезно как минимум, а то и вредно нервно заявлять: «У меня кожаного пальто нет, а ты тут со своим самокатом».

  4. Точно так же не стоит нервно реагировать на бесхитростные претензии малыша по поводу того, что у соседского ребёнка игрушек и гаджетов намного больше, чем у него. Нужно объяснить, что в разных семьях – разный уровень дохода, который нередко зависит от того, какую профессию выбрали родители ребёнка. И тут уместно объяснить, что человек с хорошим образованием может добиться в жизни большего, в том числе и материальных благ, нежели тот, кому было лень учиться. Получается такая ненавязчивая мотивация к учёбе. При этом мать может использовать такую аргументацию: «Я работаю меньше и получаю меньше, чем мама Светы, но у меня больше времени на тебя, дочка, а Света сидит с няней. Как тебе больше нравится: иметь меньше денег на игрушки, но быть со мной чаще, или получать новые игрушки всё время, но не видеть меня целыми днями?» Ну а если подросток хочет работать, чтобы иметь свои небольшие деньги, то к этому нужно отнестись с большим вниманием и уважением.

  5. Ребёнку придётся понять, что деньги – исчерпаемый ограниченный ресурс, они кончаются и нужно ждать, когда будет новое поступление. Можно сравнить с садовой земляникой на грядке: вот её много, вот её съели и нужно ждать, когда созреет новая. Нужно рассказать, откуда берутся деньги в семье: что такое зарплата, что такое пенсия.

  6. Поговорите о первоочередных необходимых тратах: еда, коммунальные платежи, поездки в транспорте, средства на лекарства. Всё остальное считается менее важным, и на это тратятся деньги только в том случае, если они остались от этих первоочередных трат, причём это касается запросов не только детей, но и взрослых: игрушка для ребёнка в этом случае равноправна с удочками для папы и косметикой для мамы.

  7. Карманные деньги можно начинать выдавать уже первокласснику, но обязательно нужно оговорить, на какой срок эта сумма и когда будет следующая выдача. Причём годам к девяти ребёнок уже способен экономить такие деньги: скажем, не покупает лакомства, а копит на что-то более серьёзное. Не нужно смеяться над такими «копеечными» заначками, для ребёнка это важно, и нужно уважать его выбор, главное, чтобы у него не начала развиваться жадность.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть