Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Легенды и мифы о новогодней елке

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
7 января 18 в 00:00
Легенды и мифы о новогодней елке

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Советская новогодняя елка – наследница по прямой елки рождественской, которая пришла в Россию из Германии вовсе не по воле великого европеизатора и реформатора Петра Первого, а вместе с чинными немецкими принцессами и опытными немецкими пекарями и часовщиками.

Когда речь заходит о елке, часто вспоминают Петра Первого и его знаменитый указ о переходе на летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Заодно перенесли празднование Нового года с 1 сентября, как повелось на Руси, на 1 января, как в Европах принято. Тогда Петр действительно указал: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». Беднякам разрешали ограничиться одним деревцем или одной веточкой. Но это была не елка в доме, это были новогодние уличные декорации.

Вплоть до середины ХIХ века елки были удовольствием для царствующей фамилии. Еще небольшие елочки ставили в своих домах немецкие булочники, кондитеры и часовщики, которые, даже приехав на заработки в дикую Россию, не отказывались от милой немецкой традиции.

Екатерина Вторая, хоть и была немкой по рождению, но хотела казаться настолько русской, что побоялась вводить немецкий обычай рождественского дерева в доме. А вот немецкие жены ее внуков стали первыми, кто пустил елку в жилые комнаты дворцов.

От императоров в массы

Первую домашнюю елку поставили 24 декабря 1817 года в личных покоях императорской семьи в Москве по повелению великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая Первого. Через год она же распорядилась устроить елку в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, уже императрица, распорядилась устроить первый праздник «детской елки» в собственном дворце для своих детей и племянниц. Все было, как положено у немцев: подарки, песенки, свечки, поздравления. Только елочных игрушек еще не было.

Широкие массы состоятельного населения России не сразу приобщились к этому обычаю. Вплоть до середины ХIХ века елки были удовольствием для царствующей фамилии. Еще небольшие елочки ставили в своих домах немецкие булочники, кондитеры и часовщики, которые, даже приехав на заработки в дикую Россию, не отказывались от милой немецкой традиции.

Первые гонения на немецкий обычай украшать дом елкой к Рождеству начались во время Первой мировой войны. Тогда вообще боролись со всем немецким. Но елки устояли, и новый, 1917 год все от императора до рабочего Путиловского завода встречали под елкой.

Только в середине сороковых годов ХIХ века появляются упоминания о том, что «в русских домах принят обычай немецкий. Украшают деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи и фонарики».

Легенды и мифы о новогодней елке

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Диковинка пришлась русским по вкусу, но они преобразовали немецкий обычай с русским размахом. На место скромных маленьких елочек с орешками и печеньем пришли огромные пушистые красавицы, убранные с максимальной роскошью. Доходило до того, что елки украшали настоящими драгоценностями и парчой с шелками. Елка превратилась в предмет престижного потребления, и тороватые швейцарцы-кондитеры начали продавать рождественские деревья уже украшенные фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами и прочими сладостями собственного производства. Стоили такие елки дорого – 20 или даже 200 рублей. Шли нарасхват.

Первые гонения на немецкий обычай украшать дом елкой к Рождеству начались во время Первой мировой войны. Тогда вообще боролись со всем немецким. Но елки устояли, и новый, 1917 год все от императора до рабочего Путиловского завода встречали под елкой.

Новый мир – новые елки

Еще один миф – запрет на елки, якобы введенный большевиками чуть ли не сразу после революции. Поначалу никто не запрещал ни елку, ни Рождество. Если елок и стало меньше, то из-за разрухи и голода. А еще из-за очередной календарной реформы. В 1918 году большевики перевели страну на григорианский календарь, и церковное Рождество переместилось на 7 января, где пребывает по сию пору. При этом 25 декабря уже по новому стилю оставалось выходным днем, по старой памяти. Видно, в разгар гражданской войны руки не доходили до таких мелочей.

Гонения начались после гражданской войны. Но не на елку как таковую, а на Рождество как религиозный праздник, ведь религия – опиум народа, как свято верили большевики.

В 1922 году в РСФСР правящие последовательные атеисты начали кампанию по превращению праздника Рождества Христова в «комсомольское Рождество». Комсомольские ячейки должны были устраивать собрания в первый день Рождества, то есть 25 декабря. На собраниях делали доклады о вредоносных верованиях, экономических корнях рождественских праздников, устраивали театрализованные представления и живые картины, в которых пародировались евангельские предания. Елка оставалась на месте. Ее называли «комсомольская елка».

В мемуарах Никиты Хрущева возвращение елки похоже на святочный рассказ: «Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали… Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция, и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость – рождественская елка».

Но преобразовать Рождество в праздник безбожия получалось плохо. XVI-я партийная конференция в апреле 1929 года отменила выходной 25 декабря. Заодно отменили и елку – как поповский обычай, который с малолетства «охмуряет детей и травит их религиозным ядом».

С 1929 года в декабре и январе специальные комсомольские патрули заглядывали в окна и выслеживали нарушителей, которые еще не отказались от старого мира и ставили на праздник елочку.

Впрочем, и этот запрет продержался не дольше, чем «комсомольское Рождество». Уже в 1935 году елки детям вернули. В мемуарах Никиты Хрущева возвращение елки похоже на святочный рассказ: «Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали… Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция, и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость – рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Так это и произошло…»

Легенды и мифы о новогодней елке

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Был такой разговор или нет, но Павел Постышев, кандидат в члены Политбюро, действительно взял инициативу в свои руки, и 28 декабря 1935 года в «Правде» вышла агитационная статья с риторическими вопросами и ответами: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

Елка вернулась немедленно. Уже через четыре дня по всему необъятному СССР от Туркестана до Белого моря прошли мероприятия с елками. В магазинах, как по мановению волшебной палочки, появились елочные игрушки. Даже шубы для Дедов Морозов и Снегурочек умудрились пошить.

Так елка вернулась в СССР, но уже как сугубо светский праздник, связанный с наступлением нового года, весть о котором приносит Дед Мороз. Бородатого старика в шубе, так же как Снегурочку, кстати, не большевики придумали. Елочные балы с Дедом Морозом и Снегуркой устраивали еще в начале ХХ века. Декаденты.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть