Ангелина. В этом имени есть что-то очень светлое и… что-то ангельское. Видимо, поэтому и профессию она выбрала такую – помогать людям. Ангелина Абросимова – психолог СПб ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» при поддержке проекта "Аист на крыше" она консультирует девушек, стоящих перед сложным жизненным выбором – рожать или нет.
По мнению этой хрупкой с виду девушки, настоящая психология – это всегда душа, сердце и интуиция. Всегда собственный опыт. Всегда пережитая боль. Всегда личный пример. Только так, пропуская через саму себя истории обратившихся к тебе людей, можно помочь.
«Люди мне всегда открывались. Даже тогда, когда я ничего для этого не делала. С детства так пошло, – вспоминает Ангелина. – Когда я сама пришла к психологу первый раз, мне было 19 лет. Сначала она сказала, что не берет людей в таком возрасте, но потом решила все же посмотреть, подумать… Может, перенаправить меня к кому-нибудь другому. В результате до сих пор она является моим учителем и наставником. То есть изначально все вопросы психологии я изучала по ту сторону, на самой себе. Когда я была беременна, у нас зашел разговор на тему «А что же вообще мое?». И тогда я сказала: «Хочу консультировать». Психолог уверенно ответила: «Иди».
Свой путь ты увидишь сам
И Ангелина пошла учиться снова. По первому образованию она – экономист. Несмотря на то, что считать деньги она умеет профессионально, наживаться на своих клиентах, говорит, не будет никогда. Если кто-то пришел с конкретным вопросом, нужно прежде всего решать этот вопрос, а не копаться в прошлом, выискивая то, что может подождать.
«Психолог – это тот человек, который встанет на твое место и посмотрит твоими глазами. Без оценок. Без осуждения. Я никогда не скажу, вот это ты делаешь правильно, а вот это нет. С помощью техник и приемов психолог помогает тебе ответить на свои же вопросы. Все ответы – только в тебе, и увидеть свой дальнейший путь можешь только ты сам. Люди приходят на прием, чтобы услышать самих себя. Результат консультации зависит от пациента, от психолога зависит только процесс. Если человек пришел для галочки, потому что его кто-то отправил, значит, у этого человека ничего не получится. Он прежде всего должен хотеть меняться сам», – объясняет Ангелина.
Вот уже больше месяца в Центре планирования семьи и репродукции, который является по совместительству крупнейшим абортарием в Санкт-Петербурге, работает наш проект. Теперь все гинекологи центра обязаны повторно отправлять женщин с направлением на аборт на консультацию к психологу. К слову, первичную консультацию психологов в женских консультациях не получает фактически никто. Это уже давно стало формальностью на одну-две минуты. Бывает, что приходят девушки и рассказывают, как психолог в женской консультации пил с ними чай, обсуждал собственные бытовые вопросы или рассказывал об отпуске в Турции.
«В нашем случае, если женщина после беседы со мной решает сохранить ребенка , то в течение всей беременности она получает материальную и психологическую поддержку».
Сомнения и знаки
За месяц совместной работы проекта «Аист на крыше» и Центра планирования семьи и репродукции от аборта отказались 14 (!) женщин. При этом за последние два года отказов было… только два.
Источник фото:
«Я работаю не только с теми, кто сомневается, я работаю со всеми девушками. Борюсь за каждого ребенка. И сомневающихся, если честно, у нас почти нет, все давно все решили. Сначала все девушки очень решительно настроены, – рассказывает Ангелина. – И я начинаю с ними работать, в первую очередь выясняю такие элементарные вопросы, как возраст, работа, семейное положение, количество детей, делала ли женщина аборты ранее».
Недавно две девушки отказались сделать аборт за час до операции. А кому-то, например, нужен знак свыше.
«Ко мне пришла женщина, по которой было видно, что она явно не может решиться на аборт. Ее муж был категорически против ребенка, против вплоть до того, что сказал: «Если родишь, уезжай и все». А у нее и так двое детей. И я спросила тогда: «Так что же, вы с ним останетесь?». Она ответила: «Нет, я точно от него уйду». Но она все-таки сомневалась… Прерывать беременность или нет? Ведь получается, если оставлять, то это трое детей, а она одна. И мы с ней все говорили, говорили, она все думала, думала. А я тогда сказала ей: «Да вы не думайте, идите просто, а жизнь вам сама знак даст». Через час выхожу из кабинета – она сидит. Спрашиваю: «А Вы что тут делаете?». Она отвечает: «А у меня анализы отрицательные». Это значило, что ей надо было еще две недели лечиться. Срок – 11 недель, соответственно, через две недели аборт бы ей уже никто делать не стал. В
Ребенок не создает проблему, он обнажает то, что нужно решать
Чаще всего женщины решаются на аборт из-за страха не потянуть ребенка, из-за отсутствия денег или из-за плохих отношений с мужем, партнером. Хотя бывает и такое, что беременность мешает чьему-то отпуску или просто не вписывается в планы… Редко, но, увы, существует и такая дикость. Самое главное, по мнению Ангелины, что отказ от ребенка – это не решение проблемы, а еще одна, еще более глубокая травма.
«Ребенок своим появлением на свет не создает проблему. Он лишь обнажает эту проблему. Вот говорят, денег не хватает или с мужем неполадки. Так эти проблемы, что так, что так, будут. Избавляясь от ребенка, ты не избавляешься от сложностей. Все остается, как было, только у тебя еще и травма появляется. Надо не от ребенка избавляться, а работать над уже имеющейся проблемой. Если мало денег – надо приложить все усилия для того, чтобы их стало больше».
А вот проблема общества в нехватке информации:
«За месяц работы мы обнаружили, что многие женщины вообще не понимают, на что они идут. Они ничего не знают о последствиях аборта… Даже просто о физиологических, не говоря уже о психологических. Они даже не представляют, как выглядит ребенок на 12-й неделе. То есть они думают, что это зернышко, а ведь это уже сформировавшийся человечек. Они не представляют, как выглядит сама операция, думая, что им все аккуратненько сделают под микроскопом и лупой. Так вот, когда они узнают, как все обстоит на самом деле… О последствиях, об операции, о ребенке... Треть отказывается это делать. В разы было бы меньше абортов, если бы до женщин доносили эту информацию. Они же интуитивно понимают, что поступают плохо, поэтому стараются ничего не знать. «Нет, это мы не читали, это мы не смотрели…» А я говорю: «Я не могу позволить вам идти на это вслепую».
Моя работа возможна благодаря моей жизни
У Ангелины подрастает дочка. И во многом ребенок помогает ей в ее практике.
«Моя работа возможна благодаря моей жизни. Я не возьмусь за то, о чем я не имею представления. Консультировать можно, только имея свою четкую позицию. Благодаря дочери я знакома с внутренним миром ребенка. Я знакома с детской психологией. Я регулярно общаюсь с психологом в ее садике. Будучи практикующим специалистом, ты часто смотришь на свои же действия и понимаешь, какую травму ты можешь нанести своему ребенку в конкретный момент. И это тяжело. Однако все мы совершаем ошибки. Без травм из детства не уйдет никто. Это факт. В какой-то момент я остановилась и сама себе сказала: «Я достаточно хорошая мать». Но я понимаю, что в этой работе всегда нужно держать руку на пульсе, нужно оставлять себя для дочери. Надо разграничивать, потому что это та работа, где ты даешь. Даешь очень много. Часто я ловлю себя на том, что я уже раздала всю себя чужим людям и чувствую себя пустой. Однако сейчас я стараюсь это отслеживать, не доводить до такого. Ну а если уж так случается, то я пытаюсь включить некий режим энергосбережения».
Невозможно работать на износ. Тем более психологом. Что же делать, когда дела бьют через край, а нажать стоп-кран не представляется возможным? Кстати, то, что советует Ангелина в этом случае, подойдет всем людям, вне зависимости от профессии.
«Механизм ведь у всех одинаковый, очень простой: «Вот это надо сделать и вот это надо сделать, и вон то надо успеть и вот это еще…» И это бесконечно. Рано или поздно ты просто психанешь и сам все разрушишь. Да просто выгораешь. В идеале, зная себя, такие ситуации лучше заранее чувствовать и предугадывать. Хотя это тяжело. Вроде и сил много, и дел много, и кажется, что все успеешь. Надо чувствовать золотую середину, отдавать отчет своим способностям. Делать столько, сколько по силам, но не больше. Если чувствуешь, что все, край – ну, значит, берешь и откладываешь эти дела. Иначе завтра ты вообще ничего сделать не сможешь. Остановить процесс на день, на два… Ну никто от этого не умрет, ничего страшного от этого не случится. Зато мы восполнимся и пойдем дальше делать свои дела. Нужен здоровый эгоизм. Нужно о себе заботиться. Никто о нас заботиться лучше не будет. Грубо говоря, если конь пашет, на нем все будут пахать. Если ты никого не подводишь, ты берешь и спокойно говоришь: «Извините, сегодня я не могу». Нет ничего ужасного в том, что ты устала. Это не лень, а в психологии, кстати, вообще нет понятия лени, это осмысленность. Ты человек думающий и ты понимаешь, что если сейчас не отдохнуть, то можно наделать дел. Отдыхать – это тоже часть работы».
***
Я всегда говорю девушкам, что я сама мама и сама прошла через осознание себя и своей роли как матери.
«Материнский инстинкт не рухнул на меня сразу. Я была маленькой и глупой девочкой на пороге анорексии с зависимостью от внешности и от «Инстаграма». А тут маленький ребенок. И что? И как? И куда? Но я уже тогда была СО СВОИМ РЕБЕНКОМ. Я и злилась, и тяжело мне было. Но именно мой ребенок вывел меня туда, где я сейчас, избавил от массы ненужного в моей жизни... Дети выводят нас к свету. Если они появились – значит, они что-то за собой несут».
Если вы хотите, чтобы больше женщин становилось счастливыми мамами, поддержите совместный проект «Аиста на крыше» и СПб ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции».
Фотографии из личного архива героини.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!