Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Людмила Петрановская: "Мы больше не можем крутиться вокруг ребенка"

Автор
Юлия Воробьева
Юлия Воробьева
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
26 мая 20 в 10:00
Людмила Петрановская: "Мы больше не можем крутиться вокруг ребенка"

Источник фото: petranovskaya.ru

В мае на излете режима строгой самоизоляции Людмила Петрановская выступила с онлайн-лекцией «Сидим дома вместе». В ней она поделилась своими нетривиальными наблюдениями, навеянными вынужденным карантином.

Карантин – это искусственно сублимированная среда, которая позволила примерить на себя все то, на что раньше не хватало времени. И речь не о ста тысячах курсов и вебинаров, а о простом укладе жизни, на который у нас просто не было времени. Это прекрасный повод заглянуть внутрь себя, посмотреть по сторонам, разглядеть, наконец-то, людей, с которыми делишь свои квадратные метры, и пообщаться с ними, порассуждать о насущном и определиться с тем, что по-настоящему важно. Мы вдруг узнали, что многие вещи в реальности выглядят уже совсем иначе, а мы ментально так и продолжаем существовать в фантомной системе координат, которая давно отжила свое. Наша задача – осмыслить все эти процессы, найти плюсы и сделать выводы на будущее.

Наши дети ничего не умеют

Конечно, они умеют настроить Apple ID и много чего еще умного-заумного, но бытовые вопросы задели их лишь по касательной. Во время карантина вдруг выяснилось, что многие из них не знают, как сварить макароны, сходить в магазин, и понятия не имеют, как убираться – то есть делать все то, что мы в их возрасте умели и должны были делать по умолчанию. И речь не о том, что их надо поругать за это. Просто им в своей жизни как-то не довелось, и мы сами этому попустительствовали. Как считает психолог, сложившаяся ситуация – это хороший повод приобщить детей к посильному труду и полезной деятельности.

«Нужно уметь ставить цели, выполнять их поэтапно, планировать управлять временем и работать со своей мотивацией, то есть самого себя уговаривать делать то, что не хочется». Как мы увидели, большинство детей на это неспособны.

Мы не знаем своих детей и понятия не имеем, что с ними делать

Во время полуторамесячной самоизоляции все мы оказались в беспрецедентной ситуации один на один со своими детьми в режиме 24/7. «Мы не привыкли определять жизнь наших детей. Мы привыкли, что их образ жизни и распорядок дня продиктованы чем-то внешним: школьным расписанием, тренировками, кружками. Есть фиксированные точки, куда надо попасть в определенное время. Есть фиксированные дела, заданные не нами, которые надо выполнить к определенному сроку. А мы только подгоняем, чтобы ребенок это сделал». Сейчас родителям пришлось самим выдвигать эти требования, формировать режим дня, решать, что и когда делать. Для многих это оказалось источником стресса. Ведь «нужно заново утверждаться в своей семейной иерархии и проявлять власть. А это многим не по душе. Гораздо комфортнее, когда такие вехи задаются извне».

Дети узнали, что родители, оказывается, работают

Городские дети практически никогда не видят, как их родители работают, в отличие от детей, которые живут на земле и видят, как их родители обращаются со скотиной, пашут землю и т. д. Для городских же детей родитель каждый день просто уходит в никуда, откуда он вроде бы приносит деньги, которых еще все время не хватает. Сейчас же огромное количество детей увидели своих родителей, работающих дома за компьютером. При этом детям сложно понять, что это не то же самое, когда вы смотрите сериал или играете. Это работа. Пришло время рассказать своим детям, чем вы заняты, в чем суть вашей работы, и главное – какой вклад в изменение мира вносит ваша работа.

Людмила Петрановская: "Мы больше не можем крутиться вокруг ребенка"

Business фото создан(а) freepik - ru.freepik.com

Почему дистанционное обучение не стоит ваших нервов?

В процессе онлайн-обучения подавляющее число детей показало не самые лучшие результаты, а родителей вся эта ситуация доводила до белого каления. По мнению Петрановской, идея с дистанционным обучением в том виде, в котором она нашла свое отражение, «изначально была обречена на провал».

Во-первых, «переход на дистанционное образование очень сильно обнажил, вежливо говоря, бедность контента и содержание школьной программы. Когда ребенок ходит в настоящую школу, это все держится на каких-то рутинах и правилах». Когда на смену традиционной форме пришел digital-формат, оказалось, что весь урок сводится к тому, что сидит учитель, что-то говорит и иногда пытается что-то проверять. Все это «оказалось жалким экспериментом, который некомфортен ни ученикам, ни учителям».

Во-вторых, невозможно вот так взять и в одночасье перейти с одного формата на другой. Нужно довольно много времени, чтобы без потери качества перевести большой массив информации в формат, пригодный для онлайн-обучения. Это невозможно ни за три дня, ни за три недели. Как вы понимаете, с этим решили не заморачиваться. Так что поверьте, по ту сторону экрана тоже было выпито немало успокоительных.

В-третьих, дети не предназначены для дистанционки. «Дети – аналоговые существа. Поэтому в коммуникации им важна не только содержательная часть», но и интонации, атмосфера, то, как на них смотрят и как с ними говорят. «Опытный учитель всегда знает, что этот мальчик вечно шебаршится, и надо давать задание, стоя рядом с ним и, может, даже положив руку на плечо, а вот на этого надо вовремя строго посмотреть, и тогда он встрепенется, а вот этого надо подбодрить. Хороший учитель знает, что в первый солнечный день не стоит ожидать каких-то подвигов, что после физкультуры детям надо дать остыть. Он знает и чувствует группу. Когда же у него перед глазами «иконостас» с окошками, где и дети-то не везде есть, он испытывает сильную фрустрацию».

Мы вошли в период длительного кризиса, из-за чего мы не можем позволить себе крутиться вокруг ребенка и переживать, все ли развивашки мы в него засунули, все ли мы идеально для него сделали и т. д. Это просто непозволительная роскошь.

Стало понятно, что домашнее обучение – не для всех

«Карантин дал прекрасную возможность наживую примериться к семейному обучению. Кто-то укрепился в своем решении, а кто-то понял, что нет, ни за что».

Дело в том, что для этого нужно иметь недюжинные способности к самообучению. Но в постсоветской школе «нет самостоятельной работы и пространства для нее, этому просто не учат. На уроке все делают то, что алгоритмически велит преподаватель. А домашняя работа полностью перешла на родителей, по крайней мере, в начальной школе». То есть дети в мирное время с задачами обучения практически не сталкиваются. А вот на карантине они оказались с ними один на один – родители уже не могли контролировать этот процесс. У них была работа, быт и маленькие дети.

«И суть не в том, чтобы решить конкретный пример, как многим кажется, а в том, чтобы организовать сам процесс. Нужно уметь ставить цели, выполнять их поэтапно, планировать свою работу, управлять временем и работать со своей мотивацией, то есть самого себя уговаривать делать то, что не хочется». Как мы увидели, большинство детей на это неспособны. Им непременно нужен хотя бы заурядный школьный учитель из традиционной школьной системы.

Людмила Петрановская: "Мы больше не можем крутиться вокруг ребенка"

Technology фото создан(а) freepik - ru.freepik.com

А поговорить?

Какой бы «кривой» ни была идея дистанционного обучения, это хороший опыт, если его правильно отработать. Стоит обсудить все происходящее с детьми, помочь им это осознать, пережить и отрефлексировать. «Спросите ребенка, узнал ли он что-то про себя, что позволяет ему больше себя уважать. Может, он приобрел опыт совладания или преодоления. Может, его что-то тревожит или не дается. Причем не в смысле содержания предмета, а с точки зрения подхода».

Это по определению не режим развития. В ситуации, когда многие теряют доходы и работу, когда мы постоянно слышим про смерти, гробы и ИВЛ, когда изолированы от социальных контактов, все силы организма брошены на то, чтобы сохранить хотя бы то, что уцелело.

По сути, это и есть тьюторская педагогика, когда есть человек, который помогает проанализировать, как ты учишься, как ставишь цели, как к ним идешь, что тебе дается, а что – нет, на что можно опереться, а что нужно подтянуть. Вот взрослые и должны помочь детям сформулировать эти мысли. Главное – фокусироваться не на оценках, а на том, как это было с точки зрения самоорганизации.

Мир перестанет крутиться вокруг детей

Как минимум в ближайшую пятилетку, когда он будет отходить от последствий пандемии и перестраиваться на новые рельсы. Идея детоцентризма (детоцентризм – стиль воспитания ребенка, в основе которого лежит культ ребенка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению. – Прим. ред.), которая долгое время превалировала в концепции современного воспитания, в текущих реалиях попросту недееспособна. «Мы вошли в период длительного кризиса, из-за чего мы не можем позволить себе крутиться вокруг ребенка и переживать, все ли развивашки мы в него засунули, все ли мы идеально для него сделали и т. д. Это просто непозволительная роскошь. В данной ситуации самыми ценными членами экипажа будут те, кто в состоянии содержать семью, и те, кто может организовать ее быт, то есть работающие взрослые.

Ребенок должен видеть, что вы, вообще-то, делом занимаетесь. Вы ему не аниматор и не нянька, чтобы организовывать его расписание. Если он маленький, он как-то адаптируется, если он постарше, пусть берет это на себя. И, кстати, пусть помогает вам». Если вы много работаете, самое время донести ему, что помогать по дому – это нормально. Попросите приготовить несложный ужин, чтобы после работы вам не пришлось еще час стоять у плиты. «Вот это будет самое здоровое послание к ребенку в этой ситуации», – считает Петрановская.

Людмила Петрановская: "Мы больше не можем крутиться вокруг ребенка"

Photo by Gustavo Fring from Pexels

Мы не социопаты

Эпидемия четко дала понять, что вся эта идеология про то, что каждый индивидуален и сам по себе, не более чем мыльный пузырь. Она довольно больно и жестко напомнила, что нам очень тяжело, когда наши отношения с близкими негармоничны, нам тяжело, когда мы не можем видеть людей и общаться с ними.

Хотим мы того или нет, «мы – колония, где все связаны друг с другом. Один чихнет – другому аукнется, один нарушит что-то – другой пострадает от этого. Один на что-то согласится – другой будет вынужден поддержать его решение. И эта зависимость может вызывать очень противоречивые чувства: и агрессию, и протест, и чувство ловушки. Но мы можем найти и другие формы проживания этой зависимости: солидарность, тепло, поддержка». Мы вдруг поняли, как важно помогать пережить тяжелые времена себе и другим. Это чувство связанности, которое нам еще предстоит осознать.

Почему сейчас не время для личностного роста?

Если вы планировали пересмотреть кучу умных фильмов, перечитать с десяток книг и пройти все платные и бесплатные вебинары, скорее всего, вы этого не сделали. И вам не за что корить себя. Сейчас не то время.

Люди устроены так, что у нас есть два базовых состояния: все хорошо и все плохо (= стресс). Все хорошо – это первый этаж пирамиды Маслоу, когда вы чувствуете себя в безопасности и есть возможность удовлетворять свои физиологические потребности. Тогда у нас есть силы расти, развиваться и пробовать что-то новое. Когда мы находимся в стрессе, мы не расположены к учебе и росту. Это по определению не режим развития. В ситуации, когда многие теряют доходы и работу, когда мы постоянно слышим про смерти, гробы и ИВЛ, когда изолированы от социальных контактов, все силы организма брошены на то, чтобы сохранить хотя бы то, что уцелело. В стрессе работает режим удержания и сохранения. А развитие происходит из точки покоя.

«Но это не значит, что в результате всей этой ситуации мы не вырастем и не разовьемся. Просто мы вырастем не оттого, что посмотрим 200 курсов на Coursera. Мы вырастем настолько, насколько отрефлексируем этот опыт: осознаем самих себя и то, что с нами произошло».


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть