Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Образование

    Методики приобщения детей к чтению

    4 марта 18 в 15:59
    Методики приобщения детей к чтению

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    На сегодняшний день в области книгоиздания, в том числе и детского, сложилась довольно удручающая ситуация. Цифры, которые предоставляет Всероссийский центр изучения общественного мнения, заставляют нас задуматься:

    • к любителям чтения относят себя только 48% опрошенных, из них ежедневно читают только 22% (в 1996 году ежедневно читающих было 31%);

    • 35% опрошенных откровенно сказали, что вообще никогда не читают книг (в 1996 году этот показатель был 20%);

    • в полном отсутствии книг или домашних библиотек признались 18% опрошенных.

    Однако вопрос «важно ли приобщать детей к чтению?» у 100% опрошенных вызывал положительный отклик.

    Зачем мы читаем?

    Казалось бы, странный вопрос, правда ли? И ответ на него абсолютно очевидный – чтобы быть умнее, эрудированнее, успешнее, чтобы развить свое воображение, творческое и логическое мышление, «нарастить» духовную сторону своей личности и, конечно же, для удовольствия.

    Но если все так очевидно, почему активно читающих людей становится все меньше? А главное, как можно повлиять на сложившуюся ситуацию?

    Одной из причин снижения интереса к книгам, ученые считают доступность и поверхностность получаемой нами информации. Легкость и быстрота получения информации в интернете привела к тому, что мы перестали запоминать и анализировать ее, искать «первопричину». Зачем? Ведь всегда (и практически везде) можно быстро сделать запрос и получить искомый ответ.

    Второй и, как считают ученые, гораздо более серьезной причиной является нежелание, а чаще неумение взрослых приобщать к чтению детей. Как изменить сложившуюся ситуацию, что предпринять, чтобы чтение перестало быть нудным и изматывающим занятием? Существуют ли методики приобщения детей к чтению? 

    Что предпринять?

    Основой любой из существующих методик приобщения детей к чтению, по мнению специалистов в области педагогики и психологии, является сочетание следующих факторов:

    • когда (в каком возрасте) ребенку начинают читать;
    • как ребенку читают.

    Когда начинать читать ребенку?

    Методики приобщения детей к чтению

    Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

    Чем раньше, тем лучше, буквально с 4-5 месячного возраста! Это можно делать днем, чередуя чтение с каким-нибудь подвижным или развивающим занятием. Учитывая возраст малыша, это могут быть простые четверостишия, потешки, детские считалочки. Важно, чтобы ребенок слушал и воспринимал звучание отдельных букв или целых слов, учился понимать и отличать интонации, с которыми звучит голос.

    Вечернее чтение, чтение перед сном сделайте ежедневным ритуалом. Вечер – это время снижения активности, все подвижные занятия уже позади и ребенок находится в расслабленном состоянии

    Начинайте чтение вслух, когда ребенок уже готов ко сну и лежит в кроватке, но делайте это так, чтобы он обязательно мог видеть книжные иллюстрации.

    Один из детских психологов, занимающийся вопросами раннего чтения, советует дополнительно применять следующую методику – читая ребенку книгу, обязательно сохраняйте тактильный контакт, а именно, слегка массируйте его ладошку:

    • родительское прикосновение всегда успокаивает;

    • такой массаж детской ладони благотворно отразится на состоянии его нервной системы. Происходит активное развитие отдельных участков коры головного мозга, поскольку нервные импульсы с рецепторов, расположенных на ладони малыша, поступают непосредственно в кору головного мозга. Это будет заметно через очень короткое время, ребенок становится внимательнее и спокойнее;

    • за счет поступления нервных импульсов будет совершенствоваться работа и внутренних органов ребенка.

    В такой ситуации малыш будет лучше воспринимать окружающую его действительность (все увиденное и услышанное). Это означает быстрое и качественное запоминание всего прочитанного вами. Правда, есть одно небольшое условие – вокруг не должно быть никакого фона из посторонних звуков.

    К годовалому возрасту малыш настолько привыкнет к чтению по вечерам, что это станет его потребностью, он сам будет приносить вам книгу и «просить» почитать.

     Как читать ребенку?

    Методики приобщения детей к чтению

    Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

    Отвечая на вопрос «как читать ребенку?», хочется уделить внимание детям 3-4 лет. Это очень благодарный, с точки зрения развития, возраст. Ребенок уже имеет словарный запас около 1000 слов, использует почти все части речи (хотя иногда не совсем правильно), именно в этом возрасте складывается впечатление, что ребенок никогда не молчит, он как будто пробует речь на вкус. Это время ролевых игр с определенным, четко выраженным сюжетом, где развиваются абстрактное мышление и воображение ребенка. При этом немаловажно, что работоспособность нервной системы в этом возрасте становится гораздо выше. Методики приобщения детей к чтению используют возрастные изменения малыша для его быстрого и всестороннего развития.

    С развитием воображения ребенок начинает активно делить мир на реальный – близкие и знакомые ему люди, квартира, садик и т.д., и вымышленный – это все то, что находится за гранью его реального мира.

    Ребенок, развивая воображение и творческое мышление, создает картинку вымышленного мира на основе увиденного и услышанного, в том числе и прочитанного вами. При этом яркость и привлекательность для него этой «картинки» будет зависеть, в том числе, от эмоционального посыла, который вы вкладываете в прочитанное. Кроме того, ребенок учится выражать свои эмоции, соотносить их внешние проявления с внутренними ощущениями. Эмоциональное прочтение с элементами пантомимы можно рассматривать как некий тренажер. А тихий, безэмоциональный «бубнеж» не принесет ребенку ни удовольствия, ни пользы.

    С развитием воображения все услышанное будет наполняться новыми красками. И чем ярче и интересней будут образы, тем желаннее для ребенка станет чтение. Если вы видите, что какая-то книга или ее герой особенно интересны, попросите ребенка изобразить этого героя.

    Такие рисунки имеют массу преимуществ. Перенося воображаемого героя на бумагу, ребенок детализирует его образ, награждает его чертами характера, особенностями поведения – он его «оживляет». Такие герои становятся отличными помощниками для родителей. Почему этот персонаж поступил именно так, что помешало ему поступить по-другому, какими качествами он обладает, всегда ли «плохое» качество героя остается «плохим» и тысячи других вопросов. Это колоссальный материал для развития ребенка, не проговаривания прописных истин, а именно развития на примере конкретных героев и ситуаций.

    Еще один прием, который вы можете использовать, – это сочинение собственного варианта развития событий или окончания сказки. Если ваш малыш решил, что Соловей-разбойник не так уж плох, просто у него не было любящей мамы, и все время болел зуб, предложите ему рассказать свое развитие событий и окончание повествования с участием нового, счастливого Соловья. Поверьте, вы будете удивлены!


    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть