Источник фото:
Вмешательство человека в окружающую экосистему с каждым годом только увеличивается и носит пагубный, разрушительный характер. Экологическое воспитание детей помогает им увидеть и понять хрупкость экологических цепочек, ощутить себя их частью, прививает уважительное и позитивное отношение к природе, закрепляет понимание необходимости сохранения природного равновесия.
Экологическое воспитание и дошкольный возраст
Первые уроки экологического воспитания проходят еще в раннем дошкольном возрасте. Это знакомство с миром природы, ее законами и сезонными изменениями, понимание различных природных явлений.
В старшем дошкольном возрасте прививается интерес к природе как к сложному биологическому механизму, навыки заботы и бережного отношения к природе и живым существам.
Начало экологического воспитания совпадает с началом бурного роста и развития самого ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование морально-нравственных принципов, развивается самосознание, ребенок учится активно анализировать полученную информацию. В это время резко раздвигаются привычные границы семейного мира, ребенку становится интересна окружающая его действительность, идет закладка основ логического мышления, активно развивается воображение. В дошкольном возрасте ребенок перестает быть просто объектом эмоций близких людей, он начинает сопереживать другим, а познавательная активность формирует первичный образ мира.
Все эти возрастные особенности активно используются методами и приемами экологического воспитания детей. При взаимодействии с окружающим миром у дошкольников проходит формирование определенных черт характера, убеждений и интересов, ответственности за свои поступки. Знакомство с природой развивает любознательность, умение логически мыслить, наблюдать и делать выводы.
Знание и понимание ребенком законов живой природы обогащает его представления об окружающем мире, расширяет кругозор, дает толчок к развитию умственных способностей, образной памяти и наблюдательности.
Источник фото:
Основные методы и формы экологического воспитания дошкольников
Разнообразие методов и форм экологического воспитания обеспечивают эффективность работы с дошкольниками. Мы остановимся на самых значимых и часто используемых из них.
Формы экологического воспитания дошкольников
Занятия
Занятия являются наиболее часто используемой формой экологического воспитания. Именно в ходе занятий проходит знакомство детей с миром природы. Занятия можно разделить на два типа:
-
занятия, предполагающие наблюдение и изучение животных и растений, находящихся в природном окружении детей. Реализовать их знакомство с условиями жизни и обитания природного окружения возможно с помощью непосредственного наблюдения (оранжереи, живые уголки);
-
занятия, в ходе которых для работы используются учебные и демонстрационные пособия (книги, таблицы, фильмы).
Экскурсии
Экскурсию можно определить как особую форму экологического воспитания, которая позволяет познакомить детей с окружающей природой в естественной обстановке. Экскурсии могут проводиться в парках, лесопарках или скверах. Дети могут наблюдать жизнь животных, птиц и растений в разные времена года. Это дает возможность не просто отстраненно наблюдать, но и напрямую прикоснуться миру природы.
Экскурсии могут предполагать сбор природных материалов и подготовку гербария, а также проведение различных игр, например, с песком, глиной, ветками, листьями и т.д. Дети с удовольствием включаются в такие игры (например, постройку шалаша для подкормки грызунов или подвесной кормушки из природных материалов для птиц), а собранные коллекции шишек, веточек и листьев долго служат источником знаний и, конечно, позитивных впечатлений.
Источник фото:
Методы экологического воспитания
Среди методов экологического воспитания детей дошкольного возраста можно выделить три основных:
-
Наглядные
-
Словесные
-
Практические
Для достижения лучшего результата перечисленные методы экологического воспитания детей должны использоваться комплексно.
Наглядные методы экологического воспитания
К наглядным методам воспитания можно отнести, прежде всего, наблюдение. Например, наблюдение за прилетающими на территорию дошкольного учреждения птицами или высаженными на его территории растениями, обитающими там насекомыми – среда обитания, условия жизни, трансформация при погодных и сезонных изменениях и т.д.
Как метод воспитания наблюдение предполагает, что ребенок, активно отслеживая происходящее с окружающей его природой, определяя правила и законы существования экологических систем, закладывает основы своего экологического мировоззрения.
Словесные методы экологического воспитания
Самыми используемыми методами экологического воспитания детей дошкольного возраста является рассказ и чтение художественной и документальной литературы о природе и окружающем мире.
Рассказ о природе, ее законах, происходящих в ней изменениях и явлениях, предполагает формирование и закрепление у детей точного знания и устойчиво позитивного взгляда на природу.
Прекрасные результаты приносит совместное творчество детей и родителей. Попробуйте вместе с ребенком сочинить рассказ или сказку, например, про самое любимое животное или живущего за окном снегиря. Дети – прекрасные сочинители.
Читая детям о природе, мы не просто передаем информацию об окружающем мире. Слушая, ребенок проживает весь ход событий, имеет возможность, пусть мысленно, пройти предложенную ситуацию. Это помогает воспитывать любовь и уважительное, бережное отношение к природе. Если вы прочитали ребенку книгу об отважном зайце, который спасает лес от огня, отведите его в парк. Покажите, где и в каких условиях жил этот отважный борец, какая красота могла погибнуть, если бы не его усилия. Расскажите ему, что от приложенных всеми нами усилий зависит сохранение и благополучие природного мира.
Практические методы экологического воспитания
К практическим методам можно отнести опыты. Чаще такой метод экологического воспитания используют в детских дошкольных учреждениях, где есть возможность наблюдать за небольшими животными и растениями.
Кроме того, для знакомства детей с миром природы можно использовать игры. В процессе игры закрепляются знания о явлениях природы, растениях и животных. Играя, дети осваивают умение обобщать и классифицировать.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Сама люблю природу - животных и растения. Жаль, в детстве, родителям было не до совместных походов и созерцания природы. Но у нас всегда дома были животные и мы, дети, ухаживали, играли и переживали за них. Вот и теперь, став бабушкой, стараюсь привить своим внукам любовь к животным, интерес к явлениям природы и показать, что окружающий нас мир - прекрасен!
В современных школах очень много времени уделяется подобным вопросам. Да, в наше время такого не было. Но сейчс родители могут не тратить на подобное свое время!
В теории всё хорошо, но на практике это даётся труднее, особенно когда сталкиваешься с истериками и капризами ребёнка. Нам помог только детский психолог и по его же рекомендации давали ВитаМишки мульти. Они как раз нервишки и работу мозга поддерживают за счёт того что содержат йод, холин и витамины группы B.