Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

Монтессори: Помоги мне сделать самому

Автор
Сева Соловьёв
Сева Соловьёв
Постоянный автор proaist.ru
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
22 февраля 17 в 00:00
Монтессори: Помоги мне сделать самому

Вокруг "Садов Монтессори" сломано немало копьев. Родители, эксперты, педагоги спорят до хрипоты о плюсах и минусах методики, разработанной в первой половине двадцатого века итальянским педагогом, врачом, ученым и философом - Марией Монтессори. В Брюсселе на такие учебные заведения еще недавно был настоящий бум, однако последнее время родителей отпугивает высокая цена обучения.

Мария Монтессори была первой женщиной в истории Италии, прошедшей курс обучения медицине и получившей ученую степень доктора наук. Но мировую известность итальянка приобрела благодаря изобретению системы дошкольного образования. Первую школу Монтессори открыла еще в 1907 году в Риме. Сначала Мария работала с умственно отсталыми детьми. Потом стала работать с любыми учениками. Система быстро получила известность и была перенята многими странами мира. Несмотря на постоянную критику метода, количество школ сети Монтессори постоянно растет. Родителям нравится, что к детям относятся бережно и считают эту систему самой "ненасильственной".

Преимуществом методики считается гибкий подход к ребенку. Малыша не учат, что он должен делать. Ему, наоборот, рассказывают, чего он делать не должен. По задумке, это должно позволить ребенку самому определиться: что ему нравится делать больше. А опытный преподаватель должен лишь наблюдать за подопечными и умело помогать им развивать таланты. Монтессори считала, что с самых первых дней жизни ребенок стремится отделиться от родителей, обрести самостоятельность. И работа педагога должна заключаться в том, чтобы создать ему для этого комфортные условия. Именно поэтому девизом методики Монтессори является: "Помоги мне сделать самому".

Это совсем не значит, что дети прыгают, как обезъянки в классе, без расписания и конкретного дела. Совсем напротив: их день расписан по минутам. Более того: в данной методике образования предусмотрено даже определенное устройство класса для занятий.

Как правило, это просторное открытое помещение с большим количеством света. Приветствуются панорамные окна. Стены должны быть покрашены в спокойные, часто пастельные, тона, которые не раздражают глаз. Класс должен быть поделен на зоны для занятий разными "предметами": зона для музыки, зона для изучения языков, зона с игрушками, "столовая" зона. И т.п. Обязательны в классе и вещи, которые будут учить детей бытовым навыкам. В некоторых школах, например, выставляют чашки из хрупкого фарфора. Детям объясняют природу материала, и учат их обращаться с вещами аккуратно. Это - "запретительная" часть образования. Последователи методики уверены, что именно из таких мелочей, на которые часто не обращают внимания, и строится крепкий характер.

Рекомендуется, чтобы группы были составлены из 15 - 20 детей разного возраста, которым предлагаются разные возможности для развития их "природных способностей". Предполагается также, что, находясь в одной группе с ребятами другого возраста, дети быстрее получают навыки социализации, развиваются более многосторонне. 
"Дом Монтессори" в Брюсселе, например, это обычное здание типа "таунхаус". Таких в столице Бельгии тысячи. Ничего, кроме, собственно, вывески на фасаде не говорит о том, что тут базируется детский сад. Но каждое утро сюда приводят детей от двух с половиной до шести лет.

Поднявшись по небольшой лесенке, вы попадаете в длинный коридор-прихожую. Если это не "родительский день", то это то самое место, где положено последний раз за утро поцеловать своего малыша и уйти восвояси. Далее ребенок начинает свой самостоятельный день.

Он сам переобувается: оставляет ботиночки в прихожей, надевает свои кроксы. Несет свой рюкзачок в класс, где выделена специальная полочка для сумок. Выкладывает свой "ланч-бокс" в холодильник или на стол. И идет участвовать в утренний круг.

Это значит, что все дети садятся в кружок вокруг воспитательницы и обсуждают разные новости: у кого День Рождения, кто как провел выходные, чем будет занят новый день. А далее начинаются занятия. Это значит, что ребята разбредаются по своим любимым уголкам: две девочки, например, расположились "на кухне". Они набрали детской посудки и что-то там "готовят". Несколько мальчиков, а с ними девчонка-сорванец прямым ходом рванули в "спортивный зал" - лезут на шведскую стенку наперегонки, хватают мячик. В них действительно просматриваются спортивные задатки. Есть и те, кто занялся интеллектуальными играми: решают математические задачки.

Но это отнюдь не хаос: за всем внимательно наблюдают несколько воспитателей, которые ненавязчиво подсказывают "математикам", интересуются, что сегодня будет на воображаемый обед у девочек, импозантный мужчина даже успел подхватить девчонку, чуть не спикировавшую со шведской стенки вниз.
Далеко не весь день проходит в таких активных действиях. Устав от своих занятий, дети потихоньку стягиваются к столовой. Где сами достают свой ланч и, предварительно сами (!) вымыв руки, располагаются за трапезой.
Вторая половина дня проходит в занятиях музыкой, чтением и даже географией! Перед ребятишками кладут большую карту-атлас и целый табун разных игрушечных животных. Задача: поставить фигурки зверей на ту страну или хотя бы континент на карте, где они обитают. Удивительно, но факт, даже самые маленькие почти не ошибаются.

Напоследок, перед самым отправлением домой, дети собираются в "вечерний круг". Они опять рассаживаются в кружок с одним из воспитателей и обсуждают прошедший день. Рассказывают о своих достижениях, делятся планами на вечер и на завтрашний день. Еще раз поздравляют мальчика, у которого сегодня был день Рождения. Потом в прихожей одеваются сами и дожидаются своих родителей…

По большому счету, этот день не сильно отличается от обычного дня в любом другом детском саду. Но последователи методики Монтессори утверждают, что, не заставляя ребенка заниматься чем-то конкретным, давая ему больше свободы, они растят человека будущего. Некоторые исследования утверждают, что эта методика работает намного лучше привычной. Например, недавно в Америке провели сравнительное исследование, которое показало, что "дети Монтессори" якобы лучше социализированы, имеют более широкий кругозор, превосходят сверстников по школьным результатам и, главное, отвечая на вопросы анкет, всегда выбирают более позитивный ответ.

Однако, другие эксперты по дошкольному воспитанию скептично относятся к таким статьям. Они утверждают, что ничего такого необычного Монтессори не придумала, а ее методика наоборот часто учит детей не соблюдать дисциплины. Это приводит к дополнительному стрессу у ребенка при переходе из такого "расслабленного" садика в обычную школу с ее требованиями.

Как бы там ни было, но в Европе, и в частности в Бельгии, и по сей день наблюдается бум на Монтессори-метод. Родителям нравится, что их ребенка не принуждают делать что-то конкретное. Многие убеждены, что Монтессори создала самый "ненасильственный" метод дошкольного воспитания. Разве что чрезвычайно высокая стоимость такого образования останавливает многих бельгийцев от записи детей в "Монтессори-сад". Пятидневка для ребенка шести лет в описанном выше "Доме Монтессоре" будет стоит около 12 тысяч евро в год.

Сева Соловьев


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть