Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Семья и общество

    Музеи и дворцы на ощупь: как слепые дети ходят на экскурсии

    Автор
    Татьяна Хмельник
    Татьяна Хмельник
    Публицист
    Подписка на автора

    Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
    В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

    подписаться
    30 октября 19 в 12:00
    Музеи и дворцы на ощупь: как слепые дети ходят на экскурсии

    Увы, музеи – самого разного направления – рассчитаны прежде всего на зрячих людей. Но как человек, лишённый зрения, может полюбоваться картиной, скульптурой, любым другим экспонатом?

    Потрогай Царь-пушку

    Полюбоваться глазами не могут, а прикоснуться к мировым шедеврам ещё как могут, и в этом им помогают современные музейные технологии. Уже в 2016 году на международном профильном фестивале "Интермузей" были представлены реалистичные 3D-модели Царь-пушки, Царь-колокола, нескольких кремлёвских соборов. Незрячий человек ощупывал их и получал представление об этих объектах – ведь слепые видят пальцами. На этом проекте и любой зрячий человек мог надеть плотную повязку на глаза и почувствовать, каково это – видеть руками. Таким образом, по мнению музейщиков, обычные люди учатся лучше понимать инвалидов по зрению, как бы становясь на их место, примерить на себя их мир ощущений. Слепые дети, по отзывам их родителей, на этом фестивале были потрясены, насколько интересны здания и предметы, о которых они читали и слышали, но ощутить это лично – совсем другое дело. Более того, можно было отправиться в "тактильное путешествие" по музею: работал аудиопутеводитель для незрячих, был путеводитель и в брайлевском исполнении, а картинки в нём были объёмными металлическими миниатюрками.

    Дети ощупывают копии экспонатов, изображают их по специально сделанным раскраскам, лепят копии посуды и орудий или даже ведут раскопки в "археологической песочнице".

    Похожим образом организовали посещение Третьяковской галереи для незрячих: часть скульптурных произведений поставили так, чтобы посетители могли их ощупать, часть представили 3D-копиями. Ещё дальше пошёл Дарвиновский музей: теперь слепые посетители (а это в основном дети) могут трогать натуральные образцы и реалистичные макеты: кусочки шкур, скелеты и чучела животных, отпечатки следов, грибы и растения, миниатюры деревьев.

    В Государственном историческом музее программа для незрячих детей "Прочти историю руками" действует уже довольно давно, в ней есть даже практический прикладной блок. Дети ощупывают копии экспонатов, изображают их по специально сделанным раскраскам, лепят копии посуды и орудий или даже ведут раскопки в "археологической песочнице".

    Но не только в богатой столице могут порадовать незрячих посетителей музея. В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля создали уникальные 3D-картины: предметы, изображённые на холсте, изготавливают по отдельности из силикона и размещают так, как будто они находятся перед зрителем. Эти предметы вместе с рельефной копией полотна – картина в двух вариантах, которую можно исследовать на ощупь. Во многих областных центрах России музейщики делают подобные программы для незрячих детей.

    Музеи и дворцы на ощупь: как слепые дети ходят на экскурсии

    Ощущение дворца

    В нашем городе первая передвижная выставка-инсталляция для слепых и слабовидящих детей открылась ещё в 2011 году – в школе-интернате им. Карла Грота. Она называлась "Стихи на ощупь". Школьники сначала слушали стихи современных детских поэтов, записанные в авторском исполнении, а потом на ощупь знакомились с героями стихотворений – объёмными фигурками коров, жуков, бабочек, искали в "траве" "муравья". Всё это игровое пространство было создано художниками из безопасных материалов. Позаботились и о звуковом оформлении – это был шелест листьев, щебет птиц, мычание коровы. Выставка понравилась и родителям.

    Зрячий в течение нескольких секунд, осмотревшись по сторонам, может получить достаточно полное впечатление о месте, в котором он находится. Но слепой не может так сделать, он знакомится с местом куда медленнее.

    В 2013 году незрячими детьми занялся Гатчинский музей-заповедник. И хотя музей находится на территории Ленобласти, юные инвалиды по зрению приезжают туда в основном из Петербурга, это ученики всё той же школы имени Грота. Собственно, именно педагоги школы подвигли музейщиков на создание особых экскурсий для своих подопечных. Новая экскурсионная программа "Ощущение дворца" рассчитана для слепых детей от 7 лет и проводится в парадных залах Гатчинского дворца. Но в последние годы стали привозить и дошкольников старшего детсадовского возраста.

    Как дать представление о дворце тому, кто его не может увидеть? Ведь зрячий в течение нескольких секунд, осмотревшись по сторонам, может получить достаточно полное впечатление о месте, в котором он находится. Но слепой не может так сделать, он знакомится с местом куда медленнее. Даже за одну довольно продолжительную экскурсию невозможно дать такому ребёнку всю полноту представления о залах дворца.

    Разумеется, сотрудники отдела музейных программ ГМЗ "Гатчина" получали консультации специалистов, работающих с незрячими, им пришлось освоить очень большой пласт информации, получить новые навыки. Прежде всего им помогала Санкт-Петербургская библиотека для слепых и слабовидящих, а также тифлопедагоги из Педагогического университета имени Герцена.

    Музеи и дворцы на ощупь: как слепые дети ходят на экскурсии

    Колонны уходят в небо

    Вся информация о Гатчинском дворце, которую могут воспринимать слепые дети, передаётся через слух и осязание. Они могут потрогать макет дворца и представить, как выглядит здание снаружи. Они "рассматривают" пальцами мортиру при входе, колонны и камин в Мраморном зале. Увы, трогать сами экспонаты нельзя, чтобы не повредить их, но детям раздали образцы тканей, из которых были сшиты костюмы того времени, – атлас, шерсть, сукно, кашемир, а также те, которые использовались в интерьерах – гобелены, бархат. Некоторые предметы детям всё же дали потрогать – это были копии бюстов из Белого зала, трон Павла I. А вот пол и стены из камня и дерева можно было ощупывать без ограничений. Детям предложили даже примерить императорскую корону – конечно, копию, зато очень похожую на настоящую. Хранитель музейной скульптуры и камня Инна Беляева, которая провела не одну экскурсию для слепых детей, не устаёт наблюдать, как бережно, почти нежно они ощупывают экспонаты, какое неподдельное удивление отражается на их лицах.

    "Нам разрешили погладить колонны из мрамора, такие холодные, гладкие. Они уходят вверх, как будто в небо, хотя я знаю, что на дворце есть крыша".

    Разумеется, позаботились и о специальном музейном путеводителе для слепых. Он состоит из рельефных изображений дворца и наиболее интересных экспонатов и сопровождается комментариями, выполненными брайлевским шрифтом. На такую экскурсию дети могут попасть и в составе организованной группы, и индивидуально, с родителями или сопровождающими. Бывают и смешанные группы, состоящие из слепых и зрячих детей. По мнению сотрудников ГМЗ "Гатчина", таким образом дети-инвалиды быстрее и удачнее социализируются, нежели они находятся только в привычной обстановке, не дающей возможности развиваться их способностям к адаптации.

    Я спросила одного пятиклассника в конце такой экскурсии, понравилось ли ему. Он немного подумал: "Не просто понравилось, я никогда такого не видел!". Не видел – значит, не ощущал, не представлял себе. Ведь эти дети не могут увидеть изображение предмета, здания, они могут только воображать что-то, а тактильные ощущения дают этому воображению нужное направление. Мальчик продолжал: "Нам разрешили погладить колонны из мрамора, такие холодные, гладкие. Они уходят вверх, как будто в небо, хотя я знаю, что на дворце есть крыша. Нам разрешили посмотреть некоторые скульптуры, и это так странно, так много деталей, я не сразу разобрался. Мама не разрешает говорить "клёво", но это именно клёво".

    В нашем городе до конца 2019 года появится новый музей – тактильный. В Русском музее будут размещены особые экспозиции для инвалидов по зрению, в том числе и для школьников, которые расскажут об истории России и её столицы через скульптуру и пластику начала XVII – середины XX века. Экспонатами будут копии произведений искусства. По словам директора Русского музея Владимира Гусева, эти инклюзивные программы разрабатываются искусствоведами, художниками, арт-терапевтами и психологами. Все маршруты экскурсий, а также программы занятий с незрячими детьми адаптированы с учётом особенностей их восприятия.

    Музеи и дворцы на ощупь: как слепые дети ходят на экскурсии

    Зощенко для незрячих

    В Государственном литературном музее "XX век" (он же – музей Зощенко) также позаботились о слабовидящих детях. Зимой и весной нынешнего года они смогли побывать на выставке "Дело было так..." по детским рассказам Михаила Зощенко про Лёлю и Миньку. В выставочном зале музея был поставлен огромный, в человеческий рост, чемодан с макетами комнат, миниатюрными фигурками героев рассказов и предметами конца XIX – начала XX века.

    Незрячим людям посещение выставок помогает социализироваться, потому что приходится рассчитывать своё время, надо себя мобилизовать, быть активным, а это полезно.

    Некоторые из них можно было подержать в руках и подробно рассмотреть – например, ватные ёлочные игрушки, щипцы для колки сахара, пару галош, фарфоровую куклу. Экскурсоводы рассказывают посетителям о Лёле и Миньке, о детстве писателя, об эпохе, на которую оно пришлось. Идея шкафа-чемодана, где можно было разместить многие предметы, была продиктована необходимостью – в музее довольно тесно.

    Именно тем, что предметы можно брать в руки и ощупывать, выставка оказалась очень интересной и для незрячих детей. После нескольких занятий со слепыми школьниками, проведёнными в музее, устроители выставки сделали вывод: они попали в точку, большого различия между интересом зрячего и незрячего ребёнка к предметному ряду нет, различаются только способы познания. Но, по словам научного сотрудника музея Татьяны Раншаковой, автора проекта, в нашем городе проводится очень мало выставок, адаптированных для незрячих и слабовидящих, – не более пяти в год. Это очень мало для пятимиллионного города.

    Такие проекты очень трудоёмки в организации, поскольку устроителям очень сложно понять, какой подход нужен касательно слабовидящих. Если вы ни разу не работали с ними, то на одних методичках далеко не уедете, нужен реальный учитель, мастер, который покажет, как это делается, что сработает, а что нет. Незрячим людям посещение выставок помогает социализироваться, потому что приходится рассчитывать своё время, надо себя мобилизовать, быть активным, а это полезно. По мнению Раншаковой, слепым людям и особенно детям просто необходимо посещать новые для себя культурные площадки, потому что они обычно ограничиваются библиотекой для слепых. К слову, именно туда и переместится экспозиция по Зощенко в конце этого года, возможно, дополненная новыми материалами. Она подходит для детей от 6 лет.

    Источник фото:  vk.com


    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть