Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Автор
Марина Глебова
Марина Глебова
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
11 марта 18 в 00:00
Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

В очередной раз повели ребенка к врачу (на этот раз к ортопеду) и опять удивились. Поликлиника была практически пустой, детей у кабинетов – раз-два и обчелся. Но мы все равно просидели у дверей почти полтора часа. А уж когда на следующий день пришлось кровь сдавать – это вообще оказалось вселенским кошмаром! Время на забор крови выделено в пределах 2 часов, но живая очередь столь велика, что обслужить ее менее чем за 4 часа нереально. Мы пришли минут за 20 до начала приема, так как я надеялась успеть на работу. Наивные! Мы оказались уже в конце длинного хвоста из более опытных мам. А кровь сдали почти в 10 утра. Мы оказались... предпоследними, у кого вообще в тот день взяли кровь. Еще человек 15 мамочек с детьми так и не дождались приема, им придется приходить в другой день.

Почему при бешеных бабках, которые тратят на государственную медицину, так нерационально организован прием в детских поликлиниках? Почему в частных поликлиниках прием идет строго по времени, а мы в государственных сидим в очередях? Почему там прием анализов – весь день, а в государственных – в разы меньше? Неужели нельзя организовать все по уму?

И можно, и нужно. Причем сейчас – как раз самый удобный момент на это повлиять.

Дело в том, что сейчас Минздрав одновременно начинает работу в двух направлениях, которые должны изменить положение в поликлиниках страны – как детских, так и взрослых. Так, уже через 3 месяца начинается реализация проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Паспорт проекта недавно утвердило правительство страны.

Проект будет реализован с июля 2017 по апрель 2023 года. В текущем году это коснется 200 поликлиник в разных городах страны, в следующем охватят еще 350, в 2020-м – не менее 1 000, в 2022-м – не менее 4 000. К концу реализации проекта должна быть перестроена работа уже всех поликлиник страны.

Одна из целей данной программы – сокращение очередей и времени ожидания пациентов, сроков диспансеризации, повышение качества медуслуг. Впервые вводится в качестве главного критерия работы медицинской организации уровень удовлетворенности пациентов поликлиник.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

При этом в Минздраве, видимо, понимают, что 200 поликлиник в масштабе всей страны на текущий год – это капля в море. Поэтому в 2018 году в половине всех поликлиник страны, не дожидаясь их оптимизации «целиком», будут введены процедуры реагирования на отклонение от сроков оказания медпомощи врачом. В дальнейшем эта мера будет вводиться опережающими темпами.

Для этого в стране уже создана автоматизированная система мониторинга доступности медпомощи. Она позволяет контролировать, как быстро можно попасть к нужному специалисту и время ожидания у кабинета врача. На основании этих данных впоследствии будут корректироваться штатные расписания поликлиник: каких-то врачей добавят в силу повышенного спроса на их услуги, каких-то, наоборот, распределят таким образом, чтобы они могли вести прием в различных медучреждениях.

Детские поликлиники ждут перемены

В рамках этой работы Минздрав уже разработал новое «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению». Оно будет распространяться на первичную доврачебную, врачебную, а также специализированную медпомощь.

Приведем некоторые наиболее важные изменения.

Так, рекомендуемая численность детей на участке врача-педиатра составит не более 800 человек (в малонаселенных районах – в зависимости от плотности населения). Сейчас это тоже 800, но имеется «маленькая» поправка: плюс-минус 15%. Надо ли говорить, что на практике пациентов только плюсуют и вместо 800 детей педиатр вынужден обслуживать 920. Согласитесь, разница существенная и весьма негативно сказывающаяся на качестве медпомощи.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

В систему первичной медпомощи, помимо поликлиник, включаются также участковые кабинеты (в небольших населенных пунктах) и детские диагностические центры. При поликлиниках организовываются дневные стационары «емкостью» до 30 коек, а при необходимости можно будет организовать даже стационар на дому – для детей с особыми потребностями в медуслугах. Он предусмотрен для детей с острыми, хроническими заболеваниями и их обострениями.

Кроме того, предполагается широкое, иногда круглосуточное использование для первичной медпомощи услуг телемедицины.

Компы – врачам, игрушки – детям

Существенно вырастет оснащенность детских поликлиник. Так, в каждом кабинете каждого врача будет обязательно два компьютера – для врача и медсестры, оба с выходом в Интернет. В дальнейшем это может помочь избавиться от медкарт в их привычном бумажном виде и перевести всю медицинскую документацию в электронный вид. Может быть, хоть это поможет исключить вечную проблему с теряющимися карточками...

При дальнейшем развитии системы медкарты в электронной форме станут доступны любому медику страны, если пациенты обратятся к нему при переезде в другой населенный пункт или кратковременных выездах на отдых или на дачу. Ну и совсем уж в далеком будущем это, возможно, поможет отменить крайне неудобную систему прикрепления ребенка к конкретной поликлинике.

В каждом кабинете врача-специалиста должен появиться оптимальный набор аппаратуры. Так, в кабинетах отоларингологов обещают поставить аппараты для выработки обратной биологической связи, пианино, аппаратуру для компьютерной диагностики голоса и речи. В офтальмологических кабинетах – полный набор аппаратуры для борьбы с косоглазием и так далее.

В рентген-кабинетах стандартным оснащением станут рентгеновские аппараты с возможностями томографии, ортопантомографы (для стоматологов), а в качестве рекомендованной аппаратуры указаны компьютерные томографы и МРТ.

Из приятных нововведений можно отметить также создание в каждой поликлинике «зон для повышения удовлетворенности». В понимании Минздрава это не только комфорт пребывания в виде мягкой мебели, пеленальных столиков, кулеров с водой, но и создание в поликлиниках специальных игровых зон, зон с ТВ и мультиками.

Для кормящих мам обещают организовать специальные комнаты для кормления грудью.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

Ждуны в больницах

Разумеется, во всех этих нововведениях будет мало толку, если родители с детьми по-прежнему вынуждены будут высиживать в поликлиниках по несколько часов. Поэтому часть нового документа посвящена оптимизации временнЫх затрат пациентов. Так, для населенных пунктов численностью свыше 20 тысяч человек предусмотрено, что поликлиника должна находиться в шаговой доступности (правда, не более 60 минут – на мой взгляд, это как-то многовато).

Ожидание в регистратуре должно длиться не более 5 минут, у кабинетов врачей – не более 15 минут (!!!).

В каждой поликлинике должны работать консультанты и специальные инфоматы, а запись к участковым и врачам-специалистам должна стать предельно простой как при обращении по телефону и через Интернет, так и при личном посещении и обращении в регистратуру. (Кстати, последнее в Петербурге давно уже невозможно. Заставляют записываться только удаленно, что удобно далеко не всегда.)

Еще из плюсов:

  • Справку можно будет получить не только у участкового (за справкой сейчас приходится записываться на прием), но и в специальном кабинете выдачи справок и направлений.
  • Основные подразделения детских поликлиник наконец-то будут работать еще и по субботам.
  • Кабинет вакцинопрофилактики будет принимать в 2 смены, а не 2 часа 2 раза в неделю по утрам, как сейчас.

В результате всех этих нововведений предполагается, что уже в ближайшие год-два время работы врача непосредственно с пациентом должно вырасти минимум в 2 раза, время записи на прием и ожидания у кабинетов – сократиться не менее чем в 3 раза, а 1 этап диспансеризации будет укладываться в 2 дня.

Срок ожидания специализированной медпомощи (при плановой госпитализации) не должен будет превышать 30 дней со дня выдачи направления, срок консультации врачей-специалистов – 10 рабочих дней со дня обращения.

Для сравнения приведу современные условия. Нашему мальчику срок плановой госпитализации назначили через 7 месяцев (!!!) после получения направления – и то после долгих уговоров, первоначально вообще предлагали положить в больницу только через 14 месяцев. Притом что обследование ему нужно было всего одно, не слишком сложное, но возможное только в условиях стационара. А к некоторым специалистам в Питере записывают со сроком ожидания в 2-4 месяца.

Про минусы

Все в новых документах вроде бы хорошо и где-то даже прекрасно, если бы не несколько но, которые я лично заметила во всех предлагаемых нам нововведениях. Их немного, но они вполне способны испортить жизнь и маленькому пациенту, и его семье.

В первую очередь это касается записи к врачам-специалистам. Сейчас мы вправе делать это самостоятельно, по мере необходимости. После вступления новых правил в силу каждый чих врача-специалиста будет возможен только после получения направления от участкового врача.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

Что это значит – не мне вам рассказывать. Вместо одного визита к врачу-специалисту придется ходить к врачам дважды, в том числе за получением направления. Если специалист востребован, наверняка участковым будет дано негласное предписание направления к нему ограничивать.

По-моему, это возврат к старой и явно порочной системе негласных очередей. Наверняка многие уже сталкивались с этой системой, у нас отмененной только несколько лет назад, но еще существующей на многих прочих просторах нашей необъятной родины.

Привожу пример. Приходишь к участковому, просишь направление к лору или ортопеду (самые востребованные консультации) и получаешь ответ: «Мы вас запишем в специальную тетрадочку, когда очередь подойдет – мы вам позвоним». И сидишь дома, ждешь месяцами, когда же этот звонок воспоследует.

Не получится ли так, что опять врачи вынуждены будут заводить специальные неофициальные тетради учета заявок на консультации специалистов, а реальные направления выдавать лишь тогда, когда до момента подхода очереди останется как раз 10 рабочих дней?

И с госпитализацией может получиться то же самое. Официально срок ожидания вполне может не превышать 30 дней. Ну а неофициальную очередь на получение направления можно будет и не афишировать.

И еще пара моментов меня лично напрягает. Предусмотрено, что поликлиники будут тесно сотрудничать с медиками детских садов и школ. А это означает, что конфиденциальная медицинская информация о вашем ребенке вполне может оказаться доступной в школе, стать предметом не только повышенного внимания со стороны врачей и педагогов, но и объектом досужих споров и сплетен. Как слухи распространяются в школах, наверное, все знают.

Кроме того, обещана более тесная связь медиков с органами опеки и попечительства. То есть врачей обяжут «стучать» на своих пациентов в обязательном порядке. Как-то это нехорошо выглядит, не правда ли?

Как изменить

У нас остались последние два-три месяца, в которые еще можно внести поправки в правила работы детских поликлиник. Законопроект «Об утверждении Положения организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению» вынесен на всеобщее обсуждение. С ним можно ознакомиться на сайте Минздрава, а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Ну и весьма эффективный канал подачи поправок в готовящиеся нормативные акты – через Общественную палату РФ. Обычно авторы такого рода документов прислушиваются к рекомендациям общественности, особенно если перед этим удалось организовать общественную дискуссию на эту тему.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть