Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Здоровье

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

6 мин
1735
(6)
11.03.18

Автор

Марина Глебова

Марина Глебова

журналист

Тэги по теме:

Поделиться:

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

В очередной раз повели ребенка к врачу (на этот раз к ортопеду) и опять удивились. Поликлиника была практически пустой, детей у кабинетов – раз-два и обчелся. Но мы все равно просидели у дверей почти полтора часа. А уж когда на следующий день пришлось кровь сдавать – это вообще оказалось вселенским кошмаром! Время на забор крови выделено в пределах 2 часов, но живая очередь столь велика, что обслужить ее менее чем за 4 часа нереально. Мы пришли минут за 20 до начала приема, так как я надеялась успеть на работу. Наивные! Мы оказались уже в конце длинного хвоста из более опытных мам. А кровь сдали почти в 10 утра. Мы оказались... предпоследними, у кого вообще в тот день взяли кровь. Еще человек 15 мамочек с детьми так и не дождались приема, им придется приходить в другой день.

Почему при бешеных бабках, которые тратят на государственную медицину, так нерационально организован прием в детских поликлиниках? Почему в частных поликлиниках прием идет строго по времени, а мы в государственных сидим в очередях? Почему там прием анализов – весь день, а в государственных – в разы меньше? Неужели нельзя организовать все по уму?

И можно, и нужно. Причем сейчас – как раз самый удобный момент на это повлиять.

Дело в том, что сейчас Минздрав одновременно начинает работу в двух направлениях, которые должны изменить положение в поликлиниках страны – как детских, так и взрослых. Так, уже через 3 месяца начинается реализация проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Паспорт проекта недавно утвердило правительство страны.

Проект будет реализован с июля 2017 по апрель 2023 года. В текущем году это коснется 200 поликлиник в разных городах страны, в следующем охватят еще 350, в 2020-м – не менее 1 000, в 2022-м – не менее 4 000. К концу реализации проекта должна быть перестроена работа уже всех поликлиник страны.

Одна из целей данной программы – сокращение очередей и времени ожидания пациентов, сроков диспансеризации, повышение качества медуслуг. Впервые вводится в качестве главного критерия работы медицинской организации уровень удовлетворенности пациентов поликлиник.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

При этом в Минздраве, видимо, понимают, что 200 поликлиник в масштабе всей страны на текущий год – это капля в море. Поэтому в 2018 году в половине всех поликлиник страны, не дожидаясь их оптимизации «целиком», будут введены процедуры реагирования на отклонение от сроков оказания медпомощи врачом. В дальнейшем эта мера будет вводиться опережающими темпами.

Для этого в стране уже создана автоматизированная система мониторинга доступности медпомощи. Она позволяет контролировать, как быстро можно попасть к нужному специалисту и время ожидания у кабинета врача. На основании этих данных впоследствии будут корректироваться штатные расписания поликлиник: каких-то врачей добавят в силу повышенного спроса на их услуги, каких-то, наоборот, распределят таким образом, чтобы они могли вести прием в различных медучреждениях.

Детские поликлиники ждут перемены

В рамках этой работы Минздрав уже разработал новое «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению». Оно будет распространяться на первичную доврачебную, врачебную, а также специализированную медпомощь.

Приведем некоторые наиболее важные изменения.

Так, рекомендуемая численность детей на участке врача-педиатра составит не более 800 человек (в малонаселенных районах – в зависимости от плотности населения). Сейчас это тоже 800, но имеется «маленькая» поправка: плюс-минус 15%. Надо ли говорить, что на практике пациентов только плюсуют и вместо 800 детей педиатр вынужден обслуживать 920. Согласитесь, разница существенная и весьма негативно сказывающаяся на качестве медпомощи.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

В систему первичной медпомощи, помимо поликлиник, включаются также участковые кабинеты (в небольших населенных пунктах) и детские диагностические центры. При поликлиниках организовываются дневные стационары «емкостью» до 30 коек, а при необходимости можно будет организовать даже стационар на дому – для детей с особыми потребностями в медуслугах. Он предусмотрен для детей с острыми, хроническими заболеваниями и их обострениями.

Кроме того, предполагается широкое, иногда круглосуточное использование для первичной медпомощи услуг телемедицины.

Компы – врачам, игрушки – детям

Существенно вырастет оснащенность детских поликлиник. Так, в каждом кабинете каждого врача будет обязательно два компьютера – для врача и медсестры, оба с выходом в Интернет. В дальнейшем это может помочь избавиться от медкарт в их привычном бумажном виде и перевести всю медицинскую документацию в электронный вид. Может быть, хоть это поможет исключить вечную проблему с теряющимися карточками...

При дальнейшем развитии системы медкарты в электронной форме станут доступны любому медику страны, если пациенты обратятся к нему при переезде в другой населенный пункт или кратковременных выездах на отдых или на дачу. Ну и совсем уж в далеком будущем это, возможно, поможет отменить крайне неудобную систему прикрепления ребенка к конкретной поликлинике.

В каждом кабинете врача-специалиста должен появиться оптимальный набор аппаратуры. Так, в кабинетах отоларингологов обещают поставить аппараты для выработки обратной биологической связи, пианино, аппаратуру для компьютерной диагностики голоса и речи. В офтальмологических кабинетах – полный набор аппаратуры для борьбы с косоглазием и так далее.

В рентген-кабинетах стандартным оснащением станут рентгеновские аппараты с возможностями томографии, ортопантомографы (для стоматологов), а в качестве рекомендованной аппаратуры указаны компьютерные томографы и МРТ.

Из приятных нововведений можно отметить также создание в каждой поликлинике «зон для повышения удовлетворенности». В понимании Минздрава это не только комфорт пребывания в виде мягкой мебели, пеленальных столиков, кулеров с водой, но и создание в поликлиниках специальных игровых зон, зон с ТВ и мультиками.

Для кормящих мам обещают организовать специальные комнаты для кормления грудью.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

Ждуны в больницах

Разумеется, во всех этих нововведениях будет мало толку, если родители с детьми по-прежнему вынуждены будут высиживать в поликлиниках по несколько часов. Поэтому часть нового документа посвящена оптимизации временнЫх затрат пациентов. Так, для населенных пунктов численностью свыше 20 тысяч человек предусмотрено, что поликлиника должна находиться в шаговой доступности (правда, не более 60 минут – на мой взгляд, это как-то многовато).

Ожидание в регистратуре должно длиться не более 5 минут, у кабинетов врачей – не более 15 минут (!!!).

В каждой поликлинике должны работать консультанты и специальные инфоматы, а запись к участковым и врачам-специалистам должна стать предельно простой как при обращении по телефону и через Интернет, так и при личном посещении и обращении в регистратуру. (Кстати, последнее в Петербурге давно уже невозможно. Заставляют записываться только удаленно, что удобно далеко не всегда.)

Еще из плюсов:

  • Справку можно будет получить не только у участкового (за справкой сейчас приходится записываться на прием), но и в специальном кабинете выдачи справок и направлений.
  • Основные подразделения детских поликлиник наконец-то будут работать еще и по субботам.
  • Кабинет вакцинопрофилактики будет принимать в 2 смены, а не 2 часа 2 раза в неделю по утрам, как сейчас.

В результате всех этих нововведений предполагается, что уже в ближайшие год-два время работы врача непосредственно с пациентом должно вырасти минимум в 2 раза, время записи на прием и ожидания у кабинетов – сократиться не менее чем в 3 раза, а 1 этап диспансеризации будет укладываться в 2 дня.

Срок ожидания специализированной медпомощи (при плановой госпитализации) не должен будет превышать 30 дней со дня выдачи направления, срок консультации врачей-специалистов – 10 рабочих дней со дня обращения.

Для сравнения приведу современные условия. Нашему мальчику срок плановой госпитализации назначили через 7 месяцев (!!!) после получения направления – и то после долгих уговоров, первоначально вообще предлагали положить в больницу только через 14 месяцев. Притом что обследование ему нужно было всего одно, не слишком сложное, но возможное только в условиях стационара. А к некоторым специалистам в Питере записывают со сроком ожидания в 2-4 месяца.

Про минусы

Все в новых документах вроде бы хорошо и где-то даже прекрасно, если бы не несколько но, которые я лично заметила во всех предлагаемых нам нововведениях. Их немного, но они вполне способны испортить жизнь и маленькому пациенту, и его семье.

В первую очередь это касается записи к врачам-специалистам. Сейчас мы вправе делать это самостоятельно, по мере необходимости. После вступления новых правил в силу каждый чих врача-специалиста будет возможен только после получения направления от участкового врача.

Мы сами можем улучшить медицинские услуги для наших детей

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

Что это значит – не мне вам рассказывать. Вместо одного визита к врачу-специалисту придется ходить к врачам дважды, в том числе за получением направления. Если специалист востребован, наверняка участковым будет дано негласное предписание направления к нему ограничивать.

По-моему, это возврат к старой и явно порочной системе негласных очередей. Наверняка многие уже сталкивались с этой системой, у нас отмененной только несколько лет назад, но еще существующей на многих прочих просторах нашей необъятной родины.

Привожу пример. Приходишь к участковому, просишь направление к лору или ортопеду (самые востребованные консультации) и получаешь ответ: «Мы вас запишем в специальную тетрадочку, когда очередь подойдет – мы вам позвоним». И сидишь дома, ждешь месяцами, когда же этот звонок воспоследует.

Не получится ли так, что опять врачи вынуждены будут заводить специальные неофициальные тетради учета заявок на консультации специалистов, а реальные направления выдавать лишь тогда, когда до момента подхода очереди останется как раз 10 рабочих дней?

И с госпитализацией может получиться то же самое. Официально срок ожидания вполне может не превышать 30 дней. Ну а неофициальную очередь на получение направления можно будет и не афишировать.

И еще пара моментов меня лично напрягает. Предусмотрено, что поликлиники будут тесно сотрудничать с медиками детских садов и школ. А это означает, что конфиденциальная медицинская информация о вашем ребенке вполне может оказаться доступной в школе, стать предметом не только повышенного внимания со стороны врачей и педагогов, но и объектом досужих споров и сплетен. Как слухи распространяются в школах, наверное, все знают.

Кроме того, обещана более тесная связь медиков с органами опеки и попечительства. То есть врачей обяжут «стучать» на своих пациентов в обязательном порядке. Как-то это нехорошо выглядит, не правда ли?

Как изменить

У нас остались последние два-три месяца, в которые еще можно внести поправки в правила работы детских поликлиник. Законопроект «Об утверждении Положения организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению» вынесен на всеобщее обсуждение. С ним можно ознакомиться на сайте Минздрава, а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Ну и весьма эффективный канал подачи поправок в готовящиеся нормативные акты – через Общественную палату РФ. Обычно авторы такого рода документов прислушиваются к рекомендациям общественности, особенно если перед этим удалось организовать общественную дискуссию на эту тему.

Комментарии (6)

12.03.2018

Конечно мы можем сами улучшить мед. условия! Только вот вопрос. зачем тогда мы платим налоги государству? Почему они о нас не заботятся? Пора бы!!!

Ответить Добавить ответ
12.03.2018

Ну да да... Кто то как будто поверил вам, что мы действительно можем на что то повлиять. Как всегда все решит кумовство да купюра побольше... Эх...

Ответить Добавить ответ
12.03.2018

Почему сразу кумовство и купюры? Бывает ведь по другому! Надо просто поверить в свои силы и взять все в свои руки!

Ответить Добавить ответ
12.03.2018

В том то и проблема, что в очередной раз нужно все делать самим... Полностью согласна с первым комментарием. Главная задача правительства - заботиться о гражданах страны. А у нас что? Сплошное вредительство.

Ответить Добавить ответ
12.03.2018

Правильно! Кто, если не мы?

Ответить Добавить ответ
16.03.2018

Мы все можем сами. Так и живем,в этой стране, где каждый сам за себя и никто никому не нужен...

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)