Вход на сайт

Регистрация

или

register
Психология

Немолодец! Как хвалить, повышая самооценку ребенка

3 мин
1023
(0)
23.05.19

Теги по теме:

Поделиться:

Источник фото: Photo by Irina Murza on Unsplash

Мы знаем, что если ребенка хвалить – он вырастет уверенным в себе. Как хвалить правильно? Слово "молодец" понижает самооценку!

"Ты молодец!", "Такая умница!", "Ты настоящий шедевр нарисовал!" – и повисли ярлыки на ушах неокрепших детских душ! 

Исследования показывают, что 80% родителей убеждены, что ребенка нужно хвалить за его способности, потому что это укрепляет его уверенность в себе и поощряет стремление к достижениям.

Вообще говоря, звучит логично! Логика в том, что так все делали, а верно или нет, поживем – увидим.

И я сама так думала, пока не увидела, как мой "гениальный" ребенок стал легко сдаваться и отказываться от выполнения совсем нетрудных задач!

Профессор психологии в стэнфордском университете Кэрол Дуэк более 20 лет занимается изучением школьников, пытаясь понять, почему одни добиваются успеха в жизни, а другие нет?

В чем разница первых и вторых при одинаковых интеллектуальных способностях?

И она сделала это! Провела огромное количество исследований, которые научно доказали существование двух установок:

  1. Установка на данность.
  2. Установка на рост.

Мы есть то, что мы мыслим! Как говорил Генри Форд: "Если ты считаешь, что можешь – ты прав! Если ты считаешь, что не можешь – ты тоже прав!".

1. Установка на данность – установка, которая формируется у ребенка с рождения и означает, что он обладает какими-то определенными качествами, а именно умом, талантом. И все, что ему остается делать, – это доказывать всем снова и снова, что количество этого ума довольно велико и ни в коем случае нельзя демонстрировать его нехватку или даже чувствовать, что ты можешь ошибиться.

Когда вы называете ребенка умным и красивым – вы вешаете на него ярлык, колокольчик со свинцовым языком, который будет тянуть его всю жизнь к земле! Всю жизнь ему придется доказывать всем, что ему при рождении раздали карты флеш-рояль, а в тайне и глубине души он будет страдать от того, что у него всего пара десяток на руках!

Кстати, слово "молодец" из той же серии! Знали бы вы, сколько детей в 40-50 лет доказывают всем, что они "молодцы"!

Тогда у вас возникает очевидный вопрос: а как хвалить?

Хвалите так, чтобы у ребенка сформировалась...

2. Установка на рост.

Люди с этой установкой не считают себя умными и одаренными, внутри них существует твердое убеждение, что любые качества вполне поддаются культивированию, если только приложить к этому усилия.

Благодаря стараниям и приобретаемым знаниям каждый способен меняться и развиваться!

Эти люди не скрывают от всех свои недостатки, они их преодолевают. И это самая большая разница между двумя установками!

В первую очередь ребенка хвалят за старание, за усилия, которые он приложил! Хвалят за то, что не сдался!

Если ребенок принес показать рисунок, мы не называем рисунок красивым! Не оцениваем его! А просто замечаем, как нарисован рисунок!

Например: "Какие ровные лучики у солнца! Какие яркие цвета! Ты, наверное, очень старалась/старался?".

Поверьте, ребенок сам способен сделать правильные выводы: "Значит, я рисую красиво!". Этот внутренний диалог гораздо важнее, он останется с ним на всю жизнь! Если, конечно, не хотите, чтобы он звонил вам в 30 лет и спрашивал: "Мам, а я молодец?".

Этого достаточно, чтобы вырастить уверенного в себе человека!

Эксперимент:

Собрали две группы школьников. Одну группу хвалили за проявленные способности: "Надо же, ты получил 80 баллов! Это очень хороший показатель! Должно быть, ты в этом деле действительно разбираешься". – "Я такой талантливый", – думал про себя ребенок.

Вторую группу школьников хвалили за предпринятые усилия: "Надо же, ты получил 80 баллов! Это очень хороший показатель, должно быть, ты изрядно потрудился! Не сдался, когда было трудно!".

В чем отличие?

Ребятам не говорили, что они обладают какими-то особыми талантами, их хвалили за то, что они сделали все необходимое для успеха!

Итог эксперимента:

  1. Те, кого хвалили за талант (установка на данность), стали отказываться от решения более сложных задач, в конце эксперимента они стали хуже справляться и с легкими задачами. То есть их уровень интеллекта искусственно снизился.

  2. Те, кого хвалили за усилия и упорство (установка на рост), с интересом и вызовом брались за решение более сложных задач. Легче справлялись с неудачами, если не могли решить. В конце эксперимента эти дети показали более высокий уровень интеллекта.

  3. В обеих группах изначально уровень интеллекта был одинаковым.

Вывод:

Мы своими фразами понижаем интеллектуальное развитие детей! Вот такая игра слов ценою успешности собственного ребенка.

Представьте, что ребенок стоит перед высокой горой. Вы подходите к нему и говорите ему что-то, отчего у него вырастают крылья и он, преодолевая страхи и сомнения, взлетает!

Представьте теперь другую ситуацию. Все тот же ребенок, только с установкой на данность (у него крылья с рождения). Вы подходите к ребенку. Он стоит перед горой, и вы уже смотрите на него, как на орла с крыльями. И вас удивляет, почему он еще не на горе – ведь у него есть крылья. А он думает про себя: "Я неудачник. Есть крылья, а я стою. Сейчас это все поймут". И самооценка полетела камнем вниз.


Автор: Анна Спивак.

Материал взят с сайта:  vk.com


Комментарии (0)

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)

Внимание!

Закрыть