Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Незнайка и другие советские хоббиты

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
28 ноября 18 в 11:00
Незнайка и другие советские хоббиты

Вы знакомы с Незнайкой? Вы можете забыть про его антагониста Знайку, но просто обязаны помнить милого недотёпу-коротышку в небесно-голубой шляпе и канареечных штанах, проживающего в утопическом Цветочном городе и путешествующего то на воздушном шаре, то на автомобиле с сиропным двигателем, то на космическом корабле, постоянно попадающего в смешные и поучительные истории и делающего из них, как ни странно, выводы.

От танков к сказочной стране

Хотя "отец" Незнайки Николай Носов написал и другие произведения для детей (и не только для детей – он был режиссёром, драматургом, сценаристом и публицистом), но именно сага о коротышках сделала его знаменитым. Правда, мало кто из современных читателей может себе представить учебный фильм для Красной Армии "Планетарные трансмиссии в танках" – его режиссёром был Носов, и за него он получил в 1943 году орден Красной Звезды.

Часто бывает так, что человек дважды читает про коротышек: в детстве – и воспринимает это как нормальный сказочный мир, а потом, став взрослым – и тогда уже романы-сказки трилогии обнажают скрытый смысл.

Трилогии о коротышках уже 53 года – она была закончена в 1965 году, а сам Николай Николаевич родился 110 лет назад. Другие детские книжки Носова тоже чудесны – например, повесть "Витя Малеев в школе и дома" или рассказ "Живая шляпа". Они имеют стабильный успех у детей, хотя многие бытовые и социальные реалии того времени (1950-е годы) сейчас уже нуждаются в пояснении для маленького читателя. Однако с популярностью и известностью трилогии о Незнайке никакие другие произведения Носова равняться не могут.

Самое занятное в этом трилогии то, что она... не совсем детская. То есть дети, конечно, её обожают, читают взахлёб, Незнайкины приключения давно стали популярными мультиками. Но внимательные взрослые, читая детям вслух или просто натыкаясь глазами на не закрытую ребёнком книгу, тоже находят для себя массу интересного. Часто бывает так, что человек дважды читает про коротышек: в детстве – и воспринимает это как нормальный сказочный мир, а потом, став взрослым – и тогда уже романы-сказки трилогии обнажают скрытый смысл. Остаётся только догадываться, вложил ли законопослушный советский гражданин и сталинский лауреат Носов (да-да, за "Витю Малеева" он получил Сталинскую премию, а за Незнайку – премию имени Крупской!) этот смысл нарочно. Или правда жизни сама пробралась в его произведения, а Носов не заметил или позволил себе не заметить?

Незнайка и другие советские хоббиты

Источник фото: ru.wikipedia.org

Часть первая – совсем детская

Первая часть трилогии – роман-сказка "Приключения Незнайки и его друзей". Она была написана в 1953-1954 годах и являла собой не просто сказку: Носову удалось создать целый сказочный мир, некое утопическое государство, где герои живут в своём условном социуме, но взаимоотношения у них вполне человеческие. Они коротышки, то есть ростом с небольшой огурец. Никаких "великанов", способных растоптать мир коротышек, у Носова нет, поэтому счастливая мелюзга предаётся радостям жизни при отсутствии естественных врагов. Коротышки взялись ниоткуда – у них нет рождения, взросления и смерти, их не становится больше или меньше, они вечные дети. Однако кое-какие навыки у них всё же имеются: они делали лодочки из берёзовой коры, ходили в лес за грибами и ягодами, строили дома, шили одежду, что-то ещё мастерили. Откуда они брали исходный материал, инструменты, еду, книги – эти проблемы опускаются. Половой диморфизм выражен в манере одеваться и причёсываться, а также в гендерной нетерпимости к другому полу. При этом – важно! – в отсутствие взрослых детям-коротышкам нужно принимать решения, и они это делают – плохо ли, хорошо ли, но делают (напомним, что "Посёлок" Кира Булычёва о детях, оставшихся одни на планете, был написан только в 1980 году).

Сатира Носова в этом романе выражена легко и ненавязчиво, причём в том виде, в котором она понятна ребёнку середины 1950-х годов, хотя взрослые усматривают в ней всё-таки язвительность.

Живут коротышки коммунами, у всех распределены роли: руководитель коммуны, художник, доктор, музыкант, охотник, пара механиков, пара бездельников, ещё какие-то второстепенные персонажи, и главный – это Незнайка. Он вообще ничего не знает, но в школу не ходит, потому что школ тут тоже нет. Когда руководитель коммуны Знайка решает лететь всей толпой на воздушном шаре с исследовательскими целями, все его поддерживают, делают шар, летят прочь из своего Цветочного города, разбиваются, попадают в Зелёный город к коротышкам-девочкам (малышкам), переживают разнообразные приключения и решают моральные и хозяйственные проблемы. И Незнайка тоже вроде как умнеет, даже доходит до того, что девочки тоже люди (малышки тоже коротышки). Поскольку это главный герой, то читатель-ребёнок вместе с ним проходит стадии развития персонажа – это и весело, и поучительно.

Незнайка и другие советские хоббиты

Источник фото: mybookland.ru

Сатира Носова в этом романе выражена легко и ненавязчиво, причём в том виде, в котором она понятна ребёнку середины 1950-х годов, хотя взрослые усматривают в ней всё-таки язвительность. Например, в эпизоде, где художник Тюбик ставит на поток изготовление портретов малышек, используя шаблон и усилия подмастерья-маляра, в уста живописца вложена сентенция, что портреты, изготовленные таким образом, не могут считаться произведениями искусства, что они "годятся лишь на то, чтобы покрывать ими горшки или кастрюли". Другой забавный эпизод – словесная дуэль между врачами, исповедующими разные методы лечения. Доктор-малышка Медуница всех мажет мёдом, чтобы лечение было приятным, а доктор-малыш Пилюлькин в тех же случаях использует йод, чтобы было больно, добиваясь таким образом воспитательно-профилактической цели. Когда целители ругаются друг с другом, они отпускают взаимные обвинения в непрофессионализме. Замечательна также сцена с писателем Смекайло, который хочет тайно записывать на аппарат "бормотограф" разговоры соседей, полагая, что это эксклюзивный сюжет успешного романа. Но соседи уже знают о "бормотографе" и начинают туда лаять, визжать и даже кричать ослом.

Часть вторая: коротышки-коммунисты борются с ветрогонами

Изначально Николай Носов не планировал писать продолжение этого романа, но затем поменял решение. Занятная книжка очень быстро стала популярной, и публика требовала продолжения. Проще всего было, конечно, отправить Незнайку с коммунарами в другое приключение, чтобы он пережил что-нибудь новенькое. Но писатель придумал лучше: он совершенно поменял локацию и даже окружение героя. Теперь Незнайка с двумя не использованными ранее персонажами, жителями Цветочного города, отправляется в центр коротышечьей цивилизации – в Солнечный город. Правда, с помощью волшебной палочки, но не на помеле, как Гарри Поттер, а на автомобиле. И здесь уже не будет колхозной пасторали, как в первой книге. В Солнечном городе построен коммунизм с коротышечьим лицом. Поскольку роман был закончен в 1958 году, то и реалии здесь соответствующие: расцвет гуманистической цивилизации, светлое будущее, этакий "мир полудня" от Стругацких, переложенный Носовым для младших школьников. Здесь ездят разнообразные транспортные средства (включая "атомные стульчики" – звучит-то как!), все ходят в библиотеки и шахматные клубы, цирки и зоопарки, работает какая-то промышленность и нет никакой преступности – за исключением трёх ослов, которых Незнайка по глупости превратил в гопников-ветрогонов. Добронравные горожане массово поддаются дурному влиянию трёх ослов и начинают активно разлагаться: одеваться, как битники, устраивать какофонические концерты и антикультурные театральные мероприятия. Как только ветрогонов превращают обратно в животное состояние – мир и спокойствие возвращаются.

У Незнайки появилась совесть – во всяком случае, он впервые осознал её существование. Это важно.

В романе "Незнайка в Солнечном городе" сатира крепчает. Например, вот как описывается визит Незнайки и его спутников на заседание архитектурного комитета (туда они забрели совершенно случайно, ибо при коммунизме везде совершенно свободный доступ, даже в отделение милиции, что вышло боком многим персонажам книги). Им показали особый квартал косых и кривых домов, у которых всё было гипертрофировано: "Когда-то у нас была мода увлекаться строительством домов, которые ни на что не похожи. Вот и наделали такого безобразия, что теперь даже смотреть совестно!". Провидец Носов – ещё оставалось двадцать с гаком лет до первого известного творения австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, который строил "ни на что не похожие дома". Очень забавно описана экскурсия по одёжной фабрике, где выпускают модную одежду, потому что немодную носить никто не хочет и она оседает на складах. Поскольку коротышки живут при коммунизме, то никто и не считает никаких затрат, ничто ничего не стоит и даётся даром. Правда, эти пассажи современные дети, которые растут вместе с ценами на всё, могут и не понять, зато поймут их родители. Ещё одно отличие от первого романа: раньше у коротышек были чаще лишь имена – Торопыжка, Звёздочка, Гвоздик, Кисонька, теперь же появились фамилии – Черепушкин, Кондрашкин, Букашкин, Таракашкин и даже профессорша Мордочкина.

Ну и мораль во втором романе достаточно проста: то, что ты добываешь с помощью "волшебной палочки" – оно ненастоящее, а настоящее только то, чего ты добился своим умом и трудом. Подружка говорит Незнайке: "Ведь волшебная палочка – это огромная сила, и если такая сила попадёт в руки не очень умному коротышке вроде тебя, то тут вместо пользы может выйти один только вред" (персонажи типа Волан-де-Морта или Грин-де-Вальда, то есть умные, но злые, коротышкам были не известны). И у Незнайки появилась совесть – во всяком случае, он впервые осознал её существование. Это важно.

Незнайка и другие советские хоббиты

Источник фото: planetaskazok.ru

Часть третья: "Железное небо" по-носовски

Ну и третья часть саги – "Незнайка на Луне" – это, по сравнению с двумя предыдущими, "трэш и угар". Здесь утопия сталкивается в лоб с антиутопией: Незнайка и его сокоммунар Пончик, а потом и другие коротышки попадают на Луну, где живут тоже коротышки, но по совершенно другим законам. Носов, когда писал этот роман, несомненно, хотел показать волчьи законы капиталистического мира, ведь многие фамилии злодеев и названия городов говорят об этом: Скуперфильд, Спрутс, Ханаконда, Сан-Комарик, Лос-Паганос, Фантомас, Брехенвиль. К сожалению, очень многое из того, что свойственно, по мнению добряка Носова, исключительно мерзким "лунатикам", стало реалиями нашей постсоветской жизни.

Исследователи творчества Носова утверждают, что этот роман – отличное пособие по экономике для детей, только вот экономика эта – вполне дикого, бандитского капитализма, элементы которого, впрочем, встречаются сейчас во всём мире.

Есть и другое отличие: если в предыдущих книгах Незнайка и его товарищи похожи на детей, то здесь персонажи ведут себя, как взрослые люди, в том числе и земные коротышки, при этом они ничуть не наивнее Максима Каммерера, угодившего на планету Саракш. Есть полиция, оружие, стрельба, взрывы. И сам Незнайка здесь здорово повзрослел, впервые в жизни узнал, что такое голод, холод и несправедливость, даже в тюрьме посидел, зато воспитал в себе вполне бойцовские качества, благодаря которым всё-таки не пропал, а продержался до прилёта товарищей. Товарищи поглядели по сторонам и решили установить на Луне коммунизм с помощью гигантских растений – ведь на Луне всё было маленькое, сообразно росту коротышек, а коммунистическая тыква или малина должны были полностью изменить экономику планеты. Обрадованные бедняки захватили власть, перевоспитали богатеев ударным трудом и отправили землян домой, а то у Незнайки уже началась ностальгия (правда, эта эмигрантская болезнь открыто не называется).

Любопытно, что Незнайке именно при лунном капитализме впервые приходится работать (при коммунизме он открыто бил баклуши) – например, он нанимается в собачьи няньки. Незнайку делают центральной фигурой "Общества гигантских растений", акции которого скупают доверчивые люди, но обманывают народ местные жулики, использовавшие земного коротышку, а сам он остаётся с чистой совестью и пустыми руками. Зато прибывший вместе с Незнайкой на Луну более предприимчивый по натуре Пончик становится мелким соляным фабрикантом, правда, бизнес он вести не умеет и быстро прогорает. Исследователи творчества Носова утверждают, что этот роман – отличное пособие по экономике для детей, только вот экономика эта – вполне дикого, бандитского капитализма, элементы которого, впрочем, встречаются сейчас во всём мире. Так что книга не потеряла актуальности и по сей день, особенно вкупе с иллюстрациями Генриха Валька, ставшими классикой. Ведь до того, как Вальк нарисовал ужасных капиталистов-буржуев, он набил руку во время войны на изображении нацистов, работая в журнале "Крокодил".

Незнайка и другие советские хоббиты

Иллюстрация Генриха Валька
Источник фото: internationaltoys.com

Избранные цитаты из всех трёх "Незнаек"

Братцы, спасайся! Кусок летит! От солнца оторвался кусок. Скоро шлёпнется – и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли! (Незнайку стукнул майский жук, а он решил, что солнце раскололось.)

Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам... балалайка! (Незнайка пробует писать стихи, копируя местного поэта Цветика, который приветствует публику так: "Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик!")

Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть. (Незнайка о вымысле в своих "стихах".)

В траве сидел кузнечик... (Знаменитая песня про кузнечика – слова Цветика, музыка Гусли – исполнялась хором коротышек из Цветочного города.)

У меня организм крепкий, а голова ещё крепче. У другого на моём месте обязательно было бы мозготрясение. (Незнайка о себе после крушения воздушного шара.)

Вдруг смотрим – вверх ногами летим: небо внизу, а земля вверху. Закон природы. Выше облаков всегда вверх ногами летают. (Незнайка рассказывает о полёте на воздушном шаре.)

Со временем коротышки стали настолько умными, что никто никогда больше ни с кем не дрался, никто никого больше не бил, не обижал, никто не брал чужого. (Объяснение, почему в Солнечном городе милиционеры полностью разучились ловить преступников и переключились на регулирование дорожного движения.)

Как только один из самых видных театральных режиссёров нарядился в модный костюм с широченными жёлто-зелёными брюками и в пёстрый беретик с кисточками, он сейчас же сказал, что театр – это не музей, он не должен отставать от жизни, и если в жизни теперь всё делается не так, как надо, то и в театре следует делать всё шиворот-навыворот. (О моде на ветрогонский образ жизни.)

И почему это всегда так бывает: стоит выдумать какую-нибудь чепуху – и тебе все поверят, а попробуй скажи хоть самую чистую правду – так тебе накладут по шее, и дело с концом! (Незнайка рассказал о пережитом состоянии невесомости, а ему не поверили.)

А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно! (Бедняк Колосок о лунных законах.)

Каждый, кто покупал "Газету для дураков", говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чём там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате "Газета для дураков" расходилась в больших количествах. (О прессе на Луне.)

Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдёт лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе. (О лунной рекламе.)

Конечно, у бедняков денег нет, то есть у них нет больших денег. Если у них и есть, то какие-нибудь жалкие гроши. Но бедняков-то ведь много! Если каждый бедняк наскребёт хоть небольшую сумму да принесёт нам, то у нас соберётся порядочный капиталец, и мы сможем хорошо поднажиться. (Устроители "Общества гигантских растений" о своей финансовой пирамиде.)

Посмотришь на такого богача издали – как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе – самый простой баран. Одно только, что деньги у него есть, а дурак дураком. (Козлик рассказывает Незнайке о Дурацком острове.)

Полиция для того и существует, чтобы бороться с преступниками. Если же преступники перестанут совершать преступления, то полиция станет не нужна, полицейские потеряют свои доходы, сделаются безработными, и существующая в нашем обществе гармония будет нарушена. (Лунный аферист Жулио просвещает Незнайку.)

Лунных богачей не интересуют звёзды. Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтобы посмотреть вверх. Их интересуют только деньги! (Лунный астроном Альфа о том, почему нет программы освоения космоса.)

Просим пожаловать к нам на журфикс. Будут разломаны двенадцать кресел, четыре дивана плюшевых, два рояля, раздвижной стол и разбиты все окна. (О модных развлечениях лунных богачей.)

Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать своё тщеславие. Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить. (Козлик рассказывает Незнайке о лунных нравах.)

У нас нет никакой частной собственности. Мы всё сеем вместе, и деревья сажаем вместе, а потом каждый берёт, что кому надо. У нас всего много. (Незнайка рассказывает лунатикам об устройстве жизни на Земле.)

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть