Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Обучение ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом

Автор
Оксана Ласточкина
Оксана Ласточкина
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
20 декабря 22 в 11:00
Обучение ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом

Источник фото: Franco Antonio Giovanella on Unsplash

Незначительное снижение слуха влияет на формирование речи ребенка. Без специального обучения он вообще не овладевает речью. Это может сказаться на будущем неслышащего ребенка, а точнее, затрудняются коммуникативные навыки с окружающим миром, нарушается процесс формирования его личности. Однако принятые вовремя коррекционные меры помогут избежать тяжелых последствий.

Главная причина, почему происходит нарушение речи: ребенок не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать.

Выбор образовательного маршрута зависит от уровня слухоречевого и общего развития ребенка. Часто родители не обращают внимания на начальные стадии нарушения слуха. Елизавета Баудэ, научный сотрудник, работающий с детьми с нарушениями слуха, рассказала, как помочь детям преодолеть трудности в обучении, развитии и воспитании. 

Признаки, указывающие на возможные проблемы со слухом у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • отставание в речевом развитии от возрастных норм, логопедические нарушения речи;

  • ребенок постоянно переспрашивает;   

  • не слышит собеседника при фоновом шуме в магазине или на детской площадке;

  • громко разговаривает;   

  • не может определить место, откуда доносится звук;   

  • не реагирует на громкие звуки;

  • напряженно и внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;

  • неправильно выполняет устные поручения взрослого без подкрепления жестов или действий.

Ребенок с нарушенным слухом испытывает значительные ограничения в восприятии речи на слух. Но при этом даже маленький ребенок начинает активно использовать зрительное восприятие, считывая мимику и действия. Взрослый должен помогать положительными эмоциями и начать воспитывать, обучать ребенка с помощью специалистов. 

Аудиологическое обследование

При самой первой возможности родитель должен обратиться в специализированное медицинское учреждение – центр реабилитации слуха. Именно в центре реабилитации слуха бесплатно проводится комплексное аудиологическое обследование детей с первых месяцев жизни.

Существуют контролирующие, подтверждающие, исключающие методы исследования для детей разных возрастов.

Первый вид – тимпанометрия. Используется для исключения патологии среднего уха, а также оценивает подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек. Исследование проводится в состоянии бодрствования, с помощью тонкой трубки-зонда, которая вводится в ухо ребенка, через нее подаются звуковые сигналы на структуры улитки.

Для подтверждения высокой степени тугоухости или глухоты используется акустическая рефлексометрия.Обследование фиксирует сокращение внутриушных мышц в ответ на звуковую стимуляцию.

Отоакустическая эмиссия применяется при снижении слуха более чем на 35 дБ, что соответствует первой степени тугоухости. Однако данный метод не дает информацию о характере или степени снижения слуха.

Для детей раннего возраста основной объективный способ обследования – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы).Здесь важна подготовка к исследованию: необходимо, чтобы вся активность, кроме слуховой, была минимальна, это достигается во время сна ребенка.

Всегда ребенка лучше всего увлечь игрой, поэтому активных малышей можно обследовать с помощью тональной пороговой аудиометрии. Метод определяет пороги слышимости на различных частотах у детей после появления стойкой условной двигательной реакции на звук (после 1,5–2 лет).

Большой выбор методик является гарантией того, что для каждого случая найдется оптимальный вариант.

Своевременно проведенное исследование поможет малышу, школьнику с нарушенным слухом обрести уверенность в своей полноценности. Чем раньше будут выявлены проблемы, тем эффективнее будет коррекция.
Обучение ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом

Источник фото: CDC on Unsplash

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха

Воспитанием и образованием детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, который определяет пороги снижения слуха по поведенческим реакциям.

Сейчас создаются садики и школы, которые занимаются воспитанием и обучением таких детей.

Родители с ранних лет отправляют ребенка на воспитание и обучение в стационарные группы детского сада. В данном случае важно правильно выбрать эту группу. Дети с нарушенным слухом могут посещать различные группы: общеразвивающей (или оздоровительной), комбинированной и компенсирующей направленности.

Группы комбинированной направленности создают возможности для детей с нормальным и нарушенным слухом. Происходит обучение детей у детей, а также специалистами оказывается коррекционная помощь. 

В группах компенсирующей направленности работают специалисты: сурдопедагог, воспитатели, специалисты по физической культуре, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности. 

Для детей с нарушением слуха существуют группы кратковременного пребывания. Цель работы: организация коррекционной помощи детям и их семьям. Воспитанниками групп могут быть дети младенческого и раннего возраста с незначительным снижением слуха, оглохшие дошкольники. Занятия со специалистами способствуют развитию речи.  

Комплексное аудиолого-педагогическое исследование позволяет установить точный диагноз. Далее обсуждаются и согласовываются с родителями способы и средства необходимой коррекционной помощи, подбираются индивидуальные слуховые аппараты. При отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению назначается кохлеарная имплантация. 

Помощь семьи

Какую методику использовать, зависит только от родителей, ведь именно семья оказывает большое влияние на развитие будущего ребенка. Елизавета Баудэ рекомендует родителям взаимодействовать со своими детьми, чувствовать и поддерживать их. Также эксперт поделилась главными советами:

  • Проявлять интерес к деятельности своего ребенка.

  • Быть активными участниками реабилитационного коррекционного процесса.

  • Использовать все ежедневные ситуации для развития ребенка.

  • Заинтересовать ребенка звуками, тактильными ощущениями и действиями.

  • Научить соотносить звук с предметом.

  • Заинтересовать ребенка, создавая доступную среду.

  • Побуждать к возникновению желания общаться, а не заставлять.

  • Демонстрировать правильный образец общения в различных жизненных ситуациях.

Конечно, сурдопедагоги и специальные индивидуальные методики способствуют совершенствованию детей. Отметим, что основная роль в воспитании принадлежит родителям, специалисты всего лишь направляют и помогают в этом деле.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть