Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Детям до 5 лет можно все?

Юлия Воробьева
Подписаться 4
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Детям до 5 лет можно все?

Изображение debsch с сайта Pixabay

После того как советская идеология воспитания личности почила вместе со Страной Советов, по факту ничего нового и внятного взамен ей не пришло. В 90-х одних воспитывали по образцу старой школы, других не воспитывали совсем. А вот начиная с нулевых система и вовсе дала сбой. Началась сплошная импровизация и тотальное заимствование – как говорится, кто во что горазд.

Мы мечемся от одной философии к другой, собирая воедино разрозненные и несовместимые между собой идеологические кусочки, не вдаваясь в исторический и культурный контекст. В результате у нас, как обычно, получаются нескладные вариации на тему, которые не дают ожидаемых результатов.

Они краем уха что-то слышали о том, что в японской традиции ребенок до 5 лет – это маленький император, которому позволено все…

Так, многим современным родителям пришлась по душе японская методика воспитания детей. Они краем уха что-то слышали о том, что в японской традиции ребенок до 5 лет – это маленький император, которому позволено все… И, кажется, на этом все. Большинству этого оказалось достаточно, чтобы быстренько переложить многовековую японскую философию на российские реалии. А что? Теория, должно быть, эффективная, раз все японцы так хорошо и ладненько живут.

От 0 до 5. Ребенок – маленький император

У них

Японская методика воспитания икудзи говорит, что в этом возрасте ребенок – маленький император, и отношение к нему должно быть соответствующее. Японцы действительно очень терпимы к маленьким детям. Если малыш изрисует белоснежную стену магазина, его не станут ругать, а посмотрят с умилением. Что взять – ребенок же.

У нас

У нас за такое по головке явно не погладят. В лучшем случае посмотрят с укоризной на малыша и сделают замечание нерадивой мамаше. В худшем – начнут требовать каких-то компенсаций за материальный ущерб.

Японские дети не специализируются в стоянии на ушах и хождении на голове, в отличие от русских малышей, которые по природе своей имеют воинственный характер.

Но! Есть один принципиальный нюанс. Японцы – настолько дисциплинированная нация, что, несмотря на такую вседозволенность, их дети не спешат ею злоупотреблять. Как отмечают люди, не понаслышке знакомые с культурой Страны восходящего солнца, японские дети не специализируются в стоянии на ушах и хождении на голове, в отличие от русских малышей, которые по природе своей имеют воинственный характер. Поэтому подобные истории в Японии и воспринимаются как безобидные шалости, потому что они крайне редки.

У нас

Когда градус нетерпимости со стороны общества к иноземному методу воспитания переваливает за допустимые значения, русские прогрессивные родители гордо заявляют: «Ну и ладно, мы не будем ходить в детский сад. Нечего нам делать на всех этих площадках. Вокруг одно быдло. И в школу мы, возможно, тоже не пойдем – будем на домашнем обучении». И вот тут происходит принципиальная подмена понятий.

У них

Надо помнить одну простую вещь: японское общество – это общество групп. Японцы не мыслят своей жизни вне коллектива. Самое драматическое событие, которое может с ними произойти, – это остаться за бортом общественной жизни. Поэтому, несмотря на принципы вседозволенности, маленьким детям с раннего возраста прививают хорошие манеры и почтительное, уважительное отношение к окружающим. В большей степени желаемый эффект достигается за счет личного примера. И не только родительского. Японским детям не нужно изо дня в день талдычить прописные истины. Они повсеместно видят добропорядочное и законопослушное поведение и невольно перенимают эту модель.

Детям до 5 лет можно все?

Изображение Brigitte Werner с сайта Pixabay

У нас

У нас же нередко у самих родителей слова с делами расходятся в противоположных направлениях. А уж про остальных членов общества и говорить не стоит. У нас слегка преступить закон – повод для гордости, в Японии это исключено.

У них

Согласно многовековой японской традиции, мать в буквальном смысле не отходит от ребенка – как минимум до трех лет. В ясли здесь ходить не принято. Если такая необходимость возникает, то ее еще нужно обосновать перед административными органами. А в большинстве случаев все эти «императорские» шалости и проказы приходятся на долю матери.

Конечно, когда русскому Ванечке можно все – тут, как на войне, год за два. Отдыхать становится жизненно необходимо.

У нас

Со словами «Мы Ванечке ничего не запрещаем, так что будьте с ним поласковей. Приедем – проверим» наши прояпонские родители передают сына в руки оторопевшей бабушке и укатывают по своим делам или отдыхать. Конечно, когда русскому Ванечке можно все – тут, как на войне, год за два. Отдыхать становится жизненно необходимо. И вот пока родители восстанавливают силы, бабушка хватается то за валидол, то за сердце, потому что Ванечка то сервиз фамильный проредит, то кота замучает до полусмерти, то с соседскими детьми подерется.

У них

Основная задача японского детского сада – научить ребенка вести себя в коллективе. Ведь, как мы уже говорили, на протяжении всей жизни японцы принадлежат какой-либо социальной группе. Детей учат анализировать конфликты, возникающие в играх, и разрешать их при помощи компромисса. При этом воспитатели стараются не лезть в ссоры детей, так как это мешает им учиться жить в социуме. Японским малышам не знаком дух соперничества – победа одного означает «потерю лица» другого. Здесь не принято кого-либо выделять.

У нас

«Быстрее. Выше. Сильнее» – вот основной принцип выживания и самоутверждения в нашем обществе. Начиная с детского сада нам внушают, что надо быть лучшими, желательно во всем и всегда. К сожалению, многие родители добавляют, что «для этого все средства хороши». Поэтому быть в нашем детском саду смиренным японцем чревато для ребенка психологической травмой. Умение не давать себя в обиду – бесспорно нужный навык в нашей стране, и неплохо, если ваш ребенок хоть в чем-то будет выше среднестатистических значений, иначе комплекс неполноценности ему обеспечен. Он то и дело будет слышать: «А вот смотри, как Леша умеет. А вот какая Катя молодец и т. д.».

У них

Опять же, несмотря на вседозволенность, японских малышей стараются растить в условиях раннего развития. Одно другому не мешает. Автором одного из самых известных трудов на поприще мировой педагогики является Масару Ибука, написавший революционную для своих лет книгу «После трех уже поздно». В ней говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Малыши с легкостью обучаются всему новому. Но для этого родители должны создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. Основной принцип воспитания – стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков.

У нас

Мы тоже однозначно ЗА раннее развитие. Только вот современные русские мамы сами не сильно спешат погружаться в тонкости педагогики и заниматься созданием каких-то специальных условий для познания мира. Зачем? Ведь можно отдать ребенка на всякого рода развивашки. Вон их сколько пооткрывалось. Только в большинстве своем все эти развивашки не имеют в своем штате квалифицированных кадров с педагогическим образованием и опытом. А что до содержательной части, то зачастую занимаются там сущей ерундой. По сути, это не развитие или обучение, а приятное времяпрепровождение. И толку от таких занятий не больше, чем от времени, проведенного в детской комнате «Икеи».

Детям до 5 лет можно все?

Изображение Rudy and Peter Skitterians с сайта Pixabay

От 5 до 15. Ребенок – раб

У них

Звучит как тюремный срок. Хотя оно на то и похоже. С 5 лет японские дети, лишаясь всех монарших привилегий и полномочий, переходят в статус «рабов». Отныне вся их жизнь подчинена строгой дисциплине. Кроме того, детям неустанно и на всех уровнях вдалбливается понятие о том, что в обществе все равны вне зависимости от происхождения и финансового благосостояния. Пресекаются любые попытки выделиться из толпы и, наоборот, поощряется уравнительный строй. Все это несколько напоминает комсомольскую идеологию. Но, в отличие от советского «ставить на вид», в Японии принято говорить об успехах того или иного ученика. Промахи и неудачи никто публично здесь не обсуждает. Способствует этому и одинаковая школьная форма, на смену которой придет такой же одинаковый с миллионами японцев строгий черный костюм сотрудника какой-нибудь корпорации, в котором придется ходить до пенсии.

Среди японских детей культивируется уважительное отношение к окружающим и особо почтительное – к старшим. Авторитет учителя в японской школе непререкаем и не подлежит каким-либо сомнениям. Тем более – обсуждению с детьми. В чем-то эти идеи созвучны архаичной методике воспитания наших прадедов, когда ребенок и слова поперек не мог сказать старшим.

Так же, как и детский сад, школа призвана формировать личностей, способных уживаться в коллективе. Способность приходить к компромиссу, взаимовыручка и умение работать в команде – так у ребенка формируются групповое сознание и социальная ответственность.

У нас

А у нас дети после 5 лет… в общем-то, никуда не переходят. Они либо остаются пребывать в статусе титулованной особы, перед которой все бегают на цыпочках, либо все само собой сходит на нет. Точнее, родители постепенно теряют интерес к этой ролевой игре и переходят к методике «как пойдет». Дети же логично продолжают ожидать к себе особого отношения, и вот тут начинается конфликт интересов.

С одной стороны, родители начинают с них что-то требовать, с другой стороны, у них в сознании всплывает что-то про европейские демократические права и свободы. С третьей стороны, ни одно, ни второе глобально не поддерживается в нашем обществе. И вся эта японская идеология летит в тартарары.

С одной стороны, компетенция наших учителей вызывает определенные вопросы, но, с другой… не детям об этом судить.

Если вы все-таки тверды в своем намерении воспитать личность в соответствии с древним учением икудзи, следует помнить, что наше общество и уклад жизни никак этому не способствуют.

Кухонные разговоры – это наше национальное все. Мы там и власть можем обсудить, и ненавистных соседей, и учительницу, которая вообще никуда не годится. С одной стороны, компетенция наших учителей вызывает определенные вопросы, но, с другой… не детям об этом судить. К тому же наши учителя сейчас поставлены в такие рамки, когда они попросту лишены каких-либо рычагов воздействия на неуправляемых школьников.

Что касается финансового равенства, то здесь и говорить не приходится. Даже если в школе есть форма, это не решает проблемы социального расслоения. Наши дети всегда найдут, чем понтануться перед одноклассниками. О том, что творится в столичных лицеях и гимназиях, и говорить страшно.

В отношении остального равенства нет смысла культивировать в наших детях излишнюю скромность. Для того, чтобы достичь успеха, им необходимо в чем-то быть лучшими. И главное – необходимо владеть навыками самопрезентации и уметь грамотно говорить о своих достоинствах. Кстати, этому тоже не учат в наших школах.

В Японии считается, что в 15 лет человек морально и физически готов быть полноценным и достойным членом общества. Его духовные принципы непоколебимы, и даже издержки пубертатного периода не способны свернуть его с намеченного пути.

С 15. Взрослый, равный

У них

В Японии считается, что в 15 лет человек морально и физически готов быть полноценным и достойным членом общества. Он умеет самостоятельно принимать здравые решения, несет ответственность за свои слова и поступки и готов работать на благо своей семьи и страны. Его духовные принципы непоколебимы, и даже издержки пубертатного периода не способны свернуть его с намеченного пути.

У нас

Где-то с этого момента большинство отечественных родителей начинают жить на пороховой бочке и глушат успокоительные лошадиными дозами. Те самые неуправляемые малыши превращаются в совершенно необузданных подростков с бушующими гормонами, которым закон не писан и море по колено. Тут уж не до мыслей о высоком. Главное – не сойти с ума, окончить школу и поступить в институт. А там, глядишь, рассосется.

Вместо заключения

Конечно, все индивидуально. И не у всех все так, как описано выше. И все, что описано выше, несколько гипертрофировано. Но не стоит забывать, что любая подобная философия не может полноценно существовать в отрыве от своего исторического и социального контекста. Если уж что-то кажется вам особо ценным – подумайте, как безболезненно оно может быть адаптировано к вашим реалиям. Иначе в лучшем случае все это будет довольно смешно, а в худшем – вы еще долго будет пожинать горькие плоды своих неудачных педагогических экспериментов. 


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть