Источник фото:
С возрастом круг общения ребенка значительно расширяется, это стимулирует его овладевать всеми доступными средствами коммуникации, в том числе и речью.
Речь как основное средство коммуникации оказывает непосредственное влияние на усложняющуюся с возрастом повседневную деятельность ребенка, правильность формирования его психических процессов, развитие мышления и воображения, определение его готовности к дальнейшему, в том числе и школьному, обучению.
Влияние внешних факторов на речевое развитие
Прежде чем говорить, что такое возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста, необходимо сказать несколько слов о факторах, которые влияют на формирование речи ребенка.
-
Речь окружающих малыша взрослых, среди которых могут быть не только родители и родственники, но и, например, воспитатель детского сада, врач, медицинская сестра, няня и т.д. Характерной чертой дошкольника является подражание. Это относится и к речи ребенка. Чистая (отсутствие слов-паразитов), «богатая» речь взрослых, которую отличает корректность грамматических и фонетических конструкций, является залогом правильного речевого развития ребенка. Дети, воспринимая взрослых как пример для подражания, учатся говорить, как они.
-
Достаточность речевой практики. Необходимо сформировать ребенку потребность и обеспечить ему возможность общения. Ребенок должен мочь и хотеть говорить. Именно речевая практика определяет скорость и успешность усвоения языка.
-
Речевое окружение. Ребенок, не имеющий физиологических и психологических нарушений, но выросший в среде «неговорящих» людей – никогда не будет говорить. Ребенок должен постоянно слышать речь, распознавать ее, соотносить услышанное с визуальными образами.
-
Скорость овладения социальными, физиологическими и психологическими навыками. Дело в том, что формирование речи идет параллельно физическому и умственному развитию.
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Источник фото:
Речевое развитие детей можно разделить на определенные этапы, которые предполагаю всплеск активности или, напротив, спад деятельности, а также определенные особенности, свойственные только этому этапу. Надо ли родителям, которые не являются специалистами в области психологии и педагогики, знать особенности развития речи детей дошкольного возраста? Без сомнения, да! Обладая этой информацией, вы сможете включать в жизнь малыша те или иные учебные игры. В этом случае можно достигнуть прекрасных результатов. И напротив, принять меры в случае выявления каких-либо отставаний.
Этапы речевого развития
-
Первый или подготовительный этап развития речи ребенка длится с момента его рождения и до достижения годовалого возраста.
-
Второй этап называют предшкольным и длится он до достижения ребенком трехлетнего возраста.
-
Третий этап – дошкольный, 3-7 лет.
-
Четвертый – это школьный этап.
Нас интересуют первые три этапа речевого развития детей и их особенности.
Особенности каждого этапа развития речи
Первый этап
Это время, когда проходит активная подготовка к процессу овладения речью. Первые реакции ребенка – это крик или плач. Они напрямую связаны с дыхательным, голосовым и артикуляционным аппаратом.
Следующей ступенью развития (2-3 месяца) на первом этапе можно считать появление гуления и смеха.
От 5 до 9 месяцев у малыша появляется лепет – это слоги, которые ребенок повторяет и контролирует слухом (у глухих детей гуление очень быстро сходит на нет). Интересным фактом является то, что дети, независимо от языковой принадлежности их окружения, гулят одинаково.
К 9 месяцам ребенок начинает произносить первые, еще неосознанные слова, состоящие из двух повторяющихся слогов.
В возрасте одного года ребенок произносит первые простые слова.
Второй этап

Источник фото:
Этот этап характеризуется формированием умения распознавать речь, активным пополнением словарного запаса, появлением первых правильно сформированных фраз.
Очень важным периодом считается возраст от 1 до 2 лет. Именно в этот момент ребенок начинает с завидным упорством подражать речи взрослых. Это качественный скачек в процессе развития речи, который сопровождается физиологическими и психологическими возрастными изменениями.
С 2 до 3 лет ребенок формирует фразы и учится грамматически правильно выстраивать их. А к 3 годам он может рассказать или пересказать небольшую сказку, при этом он использует и развернутые фразы. В это же время ребенок усваивает фонетический ряд, именно в этом возрасте можно заметить первые нарушения в произношении звуков.
Для второго периода развития речи крайне важно активное общение с ребенком. Говорите с ним, описывайте все, что вы делаете или видите вокруг себя, комментируйте все, что происходит. Постарайтесь в этот момент находиться лицом к ребенку – он должен видеть вашу артикуляцию.
Для общения с ребенком используйте «пальчиковые» игрушки, разыгрывайте небольшие сценки из жизни, описывайте персонажей.
Показывайте ребенку картинки. Рассказывайте, что там изображено, комментируйте чувства, которые она у вас вызывает. Ребенок должен научиться рассматривать и понимать их сюжет.
Важно научить ребенка понимать и выполнять инструкции. Сделать это можно в веселой, игровой форме.
Третий этап
На этом этапе отмечается, что речь ребенка становится более понятной, а произношение более чистым. Он пользуется как простыми, так и сложными предложениями. Легко отвечает на поставленные вопросы, способен поддержать диалог, его словарь активно используемых слов растет. Речь становится правильно выстроенной.
К концу этого этапа ребенок должен овладеть грамматически правильным строем речи, чистым произношением звукового ряда, диалоговой и монологовой речью.
Для правильного речевого развития в этот период очень важно взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и родителей, а также знание особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Полученная от педагогов информация об успехах и сложностях ребенка на занятиях в детском саду должны быть использована для «домашней» работы. Обучающие игры такие, как «Вопрос-ответ», «Новая сказка», работа с картинками, пересказ, игры на развитие моторики родители могут использовать самостоятельно для коррекции речевого развития.