Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Почему меня тошнит от школьных линеек 1 сентября

Автор
Инна Ваганова
Инна Ваганова
Перинатальный психолог
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
4 сентября 18 в 11:00
Почему меня тошнит от школьных линеек 1 сентября

Уже третий год, как нашу семью тоже затягивает в воронку первого сентября со всеми вытекающими. Мы носимся половину лета в поисках формы, делаем заданные на каникулы проекты, покупаем канцелярию. Потом подкатывает «день знаний» – и мы всем составом топаем на линейку.

В этом году я стояла в школьном дворе и смотрела, как школа встречает своих учеников. Вот уже третий год я испытываю ощущение какого-то неявного дискомфорта на этих мероприятиях. Да, всё приторно и слишком сладко, выпускники читают стихи про «любимую школу», про «лучшие годы» и т. д. Стоят педагоги с начёсами на голове, папками в руках и с застывшими улыбками на лицах. Обязательно какой-нибудь депутат отчитается о том, чем, как и в каком количестве он помог школе. Эти стихи и речи слушают маленькие и уже взрослые ученики, неподдельно зевают, ржут и играют в телефоны, за что получают нагоняи от дам с начёсами.

В этом году я стояла и думала, что же меня раздражает во всём этом представлении. Оказалось, что весь этот цирк с конями я наблюдаю уже 13 лет (10 лет своей школы и 3 года учёбы своего ребёнка) и он не меняется! То есть та же постановка, те же лица, те же слова, те же стихи, чередующиеся из года в год. Всё это одно и то же. И я теперь понимаю, что это меня не просто напрягает, но и пугает. Школьная система образования – самая ригидная и тугая в плане изменений. Мой сын читает по литературе те же рассказы и стихи, что и я когда-то. А ведь я училась 17 лет назад! И даже тогда моя мама, бегло просматривая мои учебники, говорила, что это всё ей знакомо. На музыке мой ребёнок сейчас учит те же самые песни, которые изучала я, на физкультуре сдаёт те же усреднённые нормативы.

Когда я взяла список чтения на лето у своего сына, то подавилась чаем и честно решила, что большую часть просто не буду ему показывать, чтобы не засорять голову, объясняя слова, которые уже давно никем не используются. Я искренне считаю, что это не та информация, которая нужна 9-летнему мальчику. Но больше всего меня тревожит вопрос о том, как дети могут развиваться, расти, узнавать новое в системе, которая сама никак не развивается? В системе, которая каждый год как под копирку готовит одни и те же мероприятия с одинаковыми словами и интонациями, с одними и теми же взглядами. Без анализа, без критики, без попытки усомниться!

Наша линейка длилась 40 минут, пока администрация школы зачитывала в микрофоны хвалебные стихи школе, наши третьеклашки сильно поникли головами, устали стоять, начинали галдеть и искренне не понимали, что они тут делают. Да и мы, родители, уже тихонько перешёптывались про очередную сдачу денег на ремонт, турникет, про прививки от гриппа и т. д. Формализм этого мероприятия зашкаливал, мы все это понимали – и взрослые, и дети, но мы стояли, картинно улыбались и продолжали не замечать, как нам всем это надоело.

Потом в своих соцсетях я пролистала тонну однотипных фотографий – в форме, с бантами, галстуками и гладиолусами. Тошнотворное ощущение однообразия усилилось. Я так и не поняла, для кого делалась эта линейка. Если для детей – так им было скучно, муторно и непонятно. Если для родителей – так мы и не просили. А если для учителей – то как-то я не заметила на их восковых лицах особой радости. А для кого тогда?! Для самой системы? А с какой целью?

Я не говорю, что все школы такие. Иногда я слышу, как говорят об учителях, которые смотрят на детей человеческими глазами и сами пытаются вносить в обучение что-то новое, ставить иные вопросы, смотреть с разных углов на набившие оскомину темы. Жаль, что их мало; жаль, что они быстро выгорают; жаль, что часто уходят; но здорово, что они есть.

Этой весной мне, как психологу, повезло побывать на мастер-классе по урегулированию споров. Так вот, прекрасные специалисты рассказывали о своём опыте разрешения споров со школьной системой (а таких споров сейчас – вагон и маленькая тележка). И все сошлись во мнении, что тут даже чудесные и современные направления плохо работают, т. к. школа просто не готова, не желает, не умеет и боится меняться, а от этого становится больше похожей на тирана, который проходится по современным детям катком директивных правил, никому не понятных установок и требований. И как только ребёнок спрашивает совершенно резонное, детское: «Зачем?!» – на него округляются глаза, к небу воздеваются руки, а менторский голос начинает стыдить в духе: «Да это же честь школы! Да так написано в правилах! Да ты же никого не уважаешь, раз задаёшь такие вопросы!». Составленные по правилам отчёты, записанные во ФГОС и устав школы нравственные установки и духовные ценности, выстроенные в линейку дети, улыбки по сценарию и красивый почерк в тетрадях – это то, с чем сейчас имеют дело сегодняшние дети.

Я точно знаю, чего я хочу от образования своего ребёнка: чтобы у него сохранилось и закрепилось желание узнавать новое и исследовать мир. С каждым годом я всё больше убеждаюсь, что если мой сын и не растеряет своего любопытства, так это будет скорее вопреки, чем благодаря школе.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть