Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Почему школьная форма больше не выполняет свою функцию?

Автор
Анна Романова
Анна Романова
Блогер
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
12 сентября 19 в 10:00
Почему школьная форма больше не выполняет свою функцию?

Изображение natalia1808 с сайта Pixabay

Когда я была еще очень-очень мелкой, я справедливо спросила у мамы: «Мама, а зачем всем в одинаковой форме ходить?». Мама рассказала, что в школьной форме все дети выглядят одинаково, то есть все равны, никто не отвлекается на одежду, никто не выпендривается дорогой одеждой и никто не стыдится дешевой одежды. Тогда все показалось весьма логичным. Ну да, все одинаковые, все равны. Но со временем я осознала, а теперь и более четко сформулировала причины, по которым лично я считаю, что школьная форма только портит жизнь и детям, и родителям.

Школьная форма не выполняет своей функции

Вспоминая свою начальную школу, я вспоминаю в первую очередь мерзкие сине-зелено-красные юбки, синие брюки, бесформенные, похожие на трубы, пиджаки и сарафанчики. Да, такая у меня была школьная форма. Носили ее десять человек из тридцати, и к этим несчастным я не принадлежала. Мы купили эту форму, мама с отвращением посмотрела на безвкусный пиджак и пошла со мной в магазин. Мне купили комплект кофейного цвета: жилетку, сарафан, юбку и брюки. Красивый официально-деловой костюм, в котором я выглядела, как дочь английских аристократов. И, естественно, я выглядела лучше, чем ребята в школьной форме. Моя форма выглядела более дорогой, более понтовой – это я сейчас вполне осознаю. А если учесть, что мои родители очень любили и любят, чтобы их дети одевались стильно, и у них всегда получалось подобрать нам красивую одежду, я немного выделялась из массы ребятишек, чья форма была прямым антонимом слова «стиль». Кстати, эта омерзительная форма еще и стоила столько же, сколько стоит не самая дешевая детская одежда, а так как я училась в самой обычной общеобразовательной школе и дети там были из семей с разным достатком, родители с низким доходом не могли себе позволить покупку комплекта школьной формы. Менее обеспеченные дети выделялись дешевой одеждой, и это никак не способствовало уравниванию. Уровень дохода все равно бросался в глаза, только выглядело это жалко, наигранно и лицемерно.

Почему такое происходило? Потому что школьная форма была неоправданно дорогой и абсолютно безвкусной. И это было нечестно, потому что это как бы бесплатное образование, а все равно получается, что либо родители платят немалые деньги и их ребенок выглядит ужасно, как все, либо платят такие же деньги и их ребенок выглядит так, как будто они демонстрируют свой высокий доход. Ну или еще вариант: ребенок выглядит хуже всех остальных и вполне может стать объектом насмешек. Всегда будет видно, чьи родители зарабатывают больше. Функция школьной формы состоит в том, чтобы скрыть все социальные различия между детьми, и это возможно лишь в случае, если она будет абсолютно бесплатной. Но ведь нужны разные размеры, невозможно предугадать, сколько будет девочек, а сколько – мальчиков, и поэтому часть выделенных на школьную форму денег будет точно выброшена на ветер, тогда как можно было бы обеспечить большой комфорт ученикам. Вообще, школьная форма – удовольствие не самое дешевое, у школы просто не будет денег на эту форму. И в результате полного равенства нет, родители тратят деньги на бесполезную некрасивую фигню, и смысла во всей этой мороке нет абсолютно.

Почему школьная форма больше не выполняет свою функцию?

Изображение Юлия Бочарникова с сайта Pixabay

Самоутверждаться в школьной форме легче, чем без нее

Мысленно промотаю ту школу, в которой я училась, где не было формы, и вспомню ту школу, которую я, собственно, окончила несколько месяцев назад. Там школьная форма была весьма условной. Пришел в черном – сойдет. Я как-то поссорилась с директрисой из-за своего неформального внешнего вида, после чего демонстративно стала еще более неформальной, и мне еще больше стали долбать мозг школьной формой.

Уравнивать заведомо разных людей – идея бесполезная. Уравните в одном, так вылезет другое. И вот это «другое» будет гораздо сильнее бить по чужой самооценке и чужом ощущении себя как личности.

В нашем классе были ребята из семей с разным достатком, но у всех достаток был средним и выше. И сейчас я представлю, что мы всем классом пришли бы в форме. И сразу стали бы заметны чьи-то дорогие брендовые часы, чей-то новый телефон. А все почему? А потому, что подобные детали стали бы последними способами самовыражения. Когда все дети разные, как яркие пятна, их никто не будет сравнивать: они будут просто разными, каждый со своим стилем, своими привычными цветами и фасонами. Но как только масса подростков уравнивается, малейшая деталь буквально орет об особенности ее владельца. Говоря иносказательно, дети, одетые так, как им комфортно, – это полотно постимпрессиониста, пестрая масса крупных ярких мазков, и если поставить черную точку на один из этих мазков, он не станет особенным, это будет просто мазок с черной точкой. А ребят, облаченных в пресловутые «белый верх, черный низ», можно сравнить с белым листом бумаги. И вот на этом листе бумаги черная точка будет кричащей, привлекающей внимание, и пространство вокруг этой точки станет особенным. Уравнивать заведомо разных людей – идея бесполезная. Уравните в одном, так вылезет другое. И вот это «другое» будет гораздо сильнее бить по чужой самооценке и чужом ощущении себя как личности.

Когда школьная форма логична и допустима

В стародавние времена, когда образование было доступно только богатым и благородным, учебное заведение становилось домом для юного аристократа аж на несколько лет. Форменная одежда, различные эмблемы были способом создания иллюзии общности, и посыл был такой: «Мы все – одна большая семья, мы такие похожие, мы любим наш лицей и носим его эмблему». Ну естественно, детям еще годы жить вместе, к тому же их маменьки и папеньки забашляли хорошие деньги, и еще один шанс покрасоваться тем, что доченька учится в крутом пансионе, будет только бонусом. Тогда образование давало статус, учебные заведения были не для всех, и подчеркнутая элитарность и общность была понятна.

Сейчас ситуация поменялась. Но зачем нам тогда школьная форма? Как мне кажется, наши школы ориентируются на частные учебные заведения из западных фильмов. Однако в этих школах форма смотрится вполне логично. Почему же?

  1. В таких учебных заведениях учатся дети примерно одного уровня достатка, и для того, чтобы у них не было возможности выпячивать свое материальное положение и соревноваться друг с другом, школьная форма вполне уместна.

  2. В подобных заведениях школьная форма – это бренд. Визитная карточка заведения. Дополнительный понт для тех, кто может позволить себе дорогостоящее обучение. Подчеркивание элитарности учеников и учениц этого заведения.

  3. Школьная форма в таких заведениях стильная, она отражает дух заведения.

В военном училище форма также логична – учебное заведение имеет определенную направленность, форма задает настрой и атмосферу, подчеркивает индивидуальность заведения. В одной из самых сильных технических школ Питера тоже есть форма, в которую входит шейный платок с эмблемой школы, и это тоже способ подчеркнуть особенность учащихся, признак элитарности. Это логично и приемлемо. А вот зачем общеобразовательным школам форма? Этого я не пойму никогда.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть