Источник фото:
Начиная с 3 лет необходимо один раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Ежегодный профосмотр подходит только в случае, если речь ребенка развивается в соответствии с возрастными нормами. Если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, к логопеду лучше обратиться в любое время, не дожидаясь 3 лет или каких-либо сроков.
При каких симптомах нужно обращаться к логопеду:
• Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т. е. не издает забавных звуков типа «кхх», «акхх», «агы» и т. д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу», «та-та-та», «ма-ма-ма»), стоит обратиться к логопеду примерно в год.
• Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно – в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3 лет.
• Если ребенок в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет», общается жестами и мычанием – не ждите, пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.
• Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» – это может быть не баловство, а серьезное речевое нарушение.
• Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение, и самостоятельно оно не исправится.
• Если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб, легкое сотрясение мозга) начались проблемы с письмом – пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… – проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, так как может быть, что это симптомы серьезной черепно-мозговой травмы и афазия…
Источник фото:
• Если речевое развитие вашего ребенка отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает вас, обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу.
• Если ребенку исполнилось 4 года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь идите к невропатологу. Если вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив вам заниматься, все равно отправит к невропатологу.
Не надо бояться врачей!
Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребенку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10, максимум 15 минут. После этого вас отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике и детском саду – из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду.
Если же вы занимаетесь с логопедом частным образом, то хороший специалист продолжит занятие до 30-45 минут и будет развивать понимание речи, формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки, развивать фонематический слух, уточнять и расширять словарный запас, работать над развитием памяти, внимания, мышления и т. п. Логопед будет давать вам домашние задания для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т. п.
Источник фото:
В случае с неврологическими речевыми проблемами бояться лечения также не нужно! Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами, речевые проблемы – это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего «У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!», вызывает по меньшей мере недоумение. Конечно, он научится говорить, но вопрос в том, когда и как?
Материал подготовлен экспертами Детского клуба "Умная панда"