Сегодня мы пообщаемся с Латкиной Надеждой Борисовной (48 лет), воспитательницей, мамой троих детей: Марии (18 лет) – студентки музыкального училища им. Мусоргского, Вани (12 лет) и Анечки (6 лет).
– Как Вы поняли, что многодетная семья – это Ваше?
– Если честно, я до сих пор это не поняла. До сих пор в шоке. Всегда думала, как это глупо: всего трое детей, а уже «многодетные». Никогда не понимала и всегда было стыдно: что это за государство такое, что это за семьи, где трое – это уже много? А вот когда у меня родилась младшая, я поняла, что все правильно. Надо признать, что на сегодняшний день трое – это действительно много, особенно в мегаполисе. Это же не село, где школа и садик у дома и дети во дворе весь день играют. Много времени и сил уходит на то, чтобы просто погулять, просто до школы или садика довести. Просто времени не хватает.
– А как Вы с этой нехваткой времени боретесь?
– Ну, как… Днем особо не поборешься, конечно. Когда детей отведу в школу, есть время приготовить еду на всех, есть время прибраться. Но что у них там, четыре-пять уроков, а потом забирать уже нужно, на кружки отвозить. Поэтому я их обычно укладываю в десять вечера, в одиннадцать сама встаю, запускаю стирку, то, что уже высохло – глажу, потом, если машина еще не достирала, готовлю суп на завтрашний день. Потом развешиваю белье, прибираю то, что днем не успела. Но на самом деле, чтобы хоть что-то успевать, нужно жить семьей. Конечно, ни о какой работе речи не идет: я с семьей, и семья – моя работа, нужно всю себя, все свое время отдавать детям, не надо лениться. Тогда меня на троих хватает. Я раньше думала, что буду еще работать, учиться хотела где-то, но сейчас понимаю, что нет, мне бы детей не обделить вниманием, какая уж тут работа. Пришлось выбирать: либо дети, либо работа. Для меня дети все же важнее, поэтому для меня выбор был очевиден. Конечно, можно было бы попытаться совместить все, но тогда детям не хватало бы внимания, я бы ничего не успевала, а за счет сна я не умею время находить, как многие мамы делают – возраст не тот. Но хватает как-то на троих детей, уже научилась.
– Как Вы справлялись с ситуациями, когда люди проявляли непонимание или осуждали?
– Вообще нас, что называется, господь миловал. Как правило, кто так говорит? Те, у кого в семье все не очень хорошо. Вот когда-то знакомый, когда мы еще жили все в одной комнате, в коммуналке, у нас тогда двое детей только было, он сказал, что нам жить негде, что мы фигней маемся. А у него что? У него жена второго ребенка отказалась рожать, а он еще детей хотел. Те, у кого все хорошо, ядом не плюются. Лично мне никто давно ничего не говорил. А вообще невоспитанных людей много, я обычно мимо ушей все пропускаю. Да и не умею и не хочу на все это агрессивно реагировать. А раньше, когда младшей дочки у нас еще не было, и выпады бывали.
– Сколько детей Вы планировали изначально?
– Как это можно спланировать? Мы с мужем просто любили и любим детей. В какой-то момент понимаешь, что есть силы и любовь на еще одного ребенка. Но я всегда знала, что один ребенок – это мало для меня. Ведь лучше же, когда семья дружная, большая. Так как-то радостнее. Нет, большая семья всегда была моей мечтой, но я никогда для себя какого-то плана насчет количества детей не составляла. Есть силы и желание на еще одного ребенка – и появляется еще один ребенок, вот и все.
Старшая дочь Мария репетирует перед выступлением произведение
– А многое изменилось с появлением третьего ребенка?
– Да все изменилось. Я только сейчас поняла, что у меня и времени на себя на осталось. Силы есть только на детей. Сейчас понимаю, что с двумя детьми я наслаждалась жизнью: гуляли много, развивались, я уже тогда не работала, так я от работы отдыхала. Может, тогда мне казалось, что сложно с двумя, но нет, с ними легко было. Старшая в школе, я с младшим, все успеваю, времени много. А сейчас хотела бы и мужу помочь, работать, учиться чему-то новому, но ни времени, ни сил на это нет. Да и не предвидится – мне уже много лет.
– Ваш третий ребенок достаточно поздно появился – Вам было больше 40. Какие у Вас были опасения?
– Конечно, опасения были, и их было много, но когда я поняла, что жду дочку, радость от того, что она скоро появится, все заслонила. Страхи ушли на второй план. Появилось именно желание сберечь, выносить ребенка. Да, здорового, крепкого. Но я как-то почувствовала, что это не так важно. Просто ждем ребенка, просто думаем, что все будет хорошо. И мысли о том, что ребенок может родиться больным, конечно, были, но я, скорее, это понимала, но не верила. И ничего, здоровый ребенок родился.
– А врачи что говорили?
– Ой, врачи говорили, что все чудесно. Мне же по возрасту было положено обследоваться, и мне сказали, что с женским здоровьем у меня все хорошо, осложнений быть не должно. Мне повезло, ведь многие женщины за большие деньги обследуются, а для меня эти обследования были бесплатными, сильно мучиться ради них не пришлось. Дали направление, анализы взяли, для моей возрастной категории это бесплатно. Ну и врачи сказали, что все хорошо. Конечно, это окрыляет. Вообще, сейчас чувствуется поддержка государства. Всякие льготы, программы – это очень помогает, это удобно. Легче справиться с большинством проблем, которые возникают в многодетных семьях.
– А чего все же больше: проблем или положительных моментов?
– Конечно, положительных моментов больше. Я вижу в детях свое продолжение, свой смысл. Жизнь наполняется смыслом, пропадает страх одиночества. Особенно это чувствуется после ухода моих родителей. Смотрю на детей и понимаю, что не одна. А минусов в многодетности немного: материальные трудности да нехватка времени. Но материальные трудности начинаются, когда ребенок подрастает. А до этого ничего особо и не нужно. Как сейчас принято среди мам? Все всем делятся. Маленькие дети быстро растут, отдают все, из чего ребенок уже вырос. А вот потом нужно уже ребенка развивать, учить, нужны репетиторы, появляется больше потребностей. Но сейчас в этом плане всякие пособия очень помогают. Нам же и квартиру государственную дали, потому что в какой-то момент своей жилплощади достаточной не было, когда старшая еще маленькая была.
Ваня готовится к музыкальной школе, и Анютка тоже хочет заниматься музыкой
– Она сейчас совсем взрослая, 18 лет уже. Чувствуется какая-то помощь от нее?
– Сейчас не настолько, насколько раньше, но она же учится. Я раньше обижалась, а потом поняла, как это хорошо: она занята своим делом, она увлечена, ей интересно учиться. Она творит. Это же классно, что ребенок стремится к чему-то. Да и сын сейчас подрос, он мне очень много помогает. Не всегда охотно, конечно. Но я на детей кричать не умею – привыкла сюсюкаться, и дети привыкли, что с ними ласково обращаются. Может, это плохо, может, хорошо, но мне совсем не хочется криком воспитывать. Вот недавно голос чуть повысила на младшую – потом полчаса извинялась, а она сама всю детскую комнату прибрала. На них все равно в будущем кричать будут – на работе, в очередях, в магазинах. Кому с ними еще быть ласковой, если не маме? Нет, они у меня хорошие, очень помогают. Вообще говоря, в многодетных семьях очень часто дети помогают взрослым. Родители бы без них не справились. Дети обычно дружные, старшие младших в школу отводят, гуляют вместе.
– А в чем отличие детей, выросших в многодетных семьях, от ребят из семей поменьше?
– Ну, у меня, например, были старшие брат и сестра, но они были намного старше, я с ними не росла вместе. Очень долгое время я была эгоисткой, пока младшие не появились. А в многодетных семьях дети сразу приучаются жить в обществе. Где нужно – уступить, где нужно – настоять на своем. Учатся взаимодействовать со сверстниками, да и более самостоятельные – за всеми с салфеточкой не побежишь, если их трое. Более дружные, конечно, растут, даже если ссорятся, но чуть что – друг за друга горой. Привыкают друг другу помогать.
– Как в Вашей семье проявляется эта взаимопомощь?
– Муж очень помогает, даже несмотря на то, что работает. А он таксист, эта работа не самая простая, он устает, конечно. Но я же все не успею, а он вечером котлеты на пару делает, следит, чтобы все питались правильно, следит, чтобы все в доме всегда было – я вообще о наличии продуктов не думаю. Он постоянно что-то готовит. Главное, конечно, то, что я могу полностью быть с детьми, мне работать не приходится. Он и работает, и помогает в быту. Он очень хозяйственный. Мне с семьей повезло, конечно, и с мужем, и с детьми. Может, просто так сложилось, а может, это и наша заслуга.
– Что бы Вы могли посоветовать младшему поколению родителей, опираясь на опыт Вашей семьи?
– Наверное, быть внимательнее к детям. Часто вижу, что молодые родители за детьми совсем не следят. Малыш с горки падает, в грязи валяется, а родителям кажется, что ничего страшного. Может, конечно, и ничего, а может и шрам остаться. Ребенку же с ним ходить, не родителям. И еще, наверное, не лениться и не усложнять. Очень любят мамы и папы думать, что было бы, будь у них больше денег или меньше детей. Какая разница, что было бы? Что есть, то есть, и тому, что есть, нужно радоваться. И не лениться работать над тем, что есть. И сильнее детей любить нужно. Они – смысл жизни, по крайней мере, для меня.
– Сейчас многие молодые пары стоят перед выбором: делать аборт или нет. А что бы Вы им посоветовали?
– Я человек верующий, и я против абортов. Не понимаю их и не принимаю. Твой ребенок – это твой ребенок, родился он уже или еще нет.
Фотографии из личного архива героев.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!