Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Здоровье

    Расстройство развития школьных навыков – что за зверь?

    12 декабря 17 в 13:10
    Расстройство развития школьных навыков – что за зверь?

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Расстройство развития школьных навыков - новая «страшилка» или реальная проблема, о которой надо знать, чтобы вовремя принять меры? Если мы убеждены, что у ребенка нет конфликтов со сверстниками или личных вопросов с преподавателем, что обучение ведется на должном уровне, с чем же тогда может быть связано недостаточное развития школьных навыков?

    Оглавление

    Расстройство развития школьных навыков

    В любом коллективе начальной школы отмечается некоторый разброс темпов развития. Это может быть обусловлено рядом факторов, например, уровнем готовности ребенка к школе, особенностями его характера, общим интеллектуальным уровнем и т.д. Но в ситуации, когда определяется существенный разрыв между текущим уровнем школьных навыков и его  плановыми значениями, которые прогнозируются на основе интеллектуального уровня ребенка, можно говорить о синдроме расстройств развития школьных навыков (СРРШН). 

    Специфические расстройства развития школьных навыков выражаются в неспособности ребенка к обучению школьным навыкам. Ребенок просто не в состонии на должном уровне воспринять, обработать и запомнить познавательную (когнитивную) информацию. Нарушается способность ребенка воспринимать и перерабатывать устную и письменную речь, концентрировать внимание на какой-либо задаче или производить математические вычисления. Специфика этого состояния в том, что в зависимости от возраста ребенка тип расстройства может меняться. Например, если у малыша были диагностированы сложности восприятия и усвоении устной информации и речевого развития, то в школьные годы это будут сложности с чтением, а затем – с письмом.

    На текущий момент выделяют следующие основные нарушения:

    • дислексию – неспособность ребенка узнавать буквы и соотносить изображение с их звучанием;

    • дисграфия – ребенок не в состоянии перенести услышанный звук в его графическое изображение, проблемы с написанием букв;

    • нарушений навыков чтения: задержку в научении чтению, чтение в обратном порядке, неумение распознавать слова быстро и правильно;

    • дискалькулию – проблемы со счетом, как прямым, так и обратным, неспособность выполнить даже самые простые математические действия;

    • смешанное расстройство – комбинация выше указанных нарушений. 

    Синдром расстройства развития школьных навыков без своевременной и необходимой коррекции является причиной появления эмоциональных и поведенческих нарушений. Дети понимают, что у них есть определенные трудности с чтением, письмом и счетом. Они стараются избегать ситуаций, где надо демонстрировать эти навыки, опасаются оценок со стороны сверстников и замечаний со стороны взрослых. Это может привести к депрессиям и асоциальному поведению.

    Причины возникновения СРРШН

    Расстройство развития школьных навыков – что за зверь?

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Единства во мнениях о причинах появления СРРШН на данный момент нет. Основными причинами СРРШН специалисты однозначно называют биологически обусловленные нарушения функций отдельных участков головного мозга ребенка. В основном врачи считают, что у возникновения синдрома расстройств развития школьных навыков причины следующие:

    • болезни, в том числе и инфекционного характера, будущей мамы в период беременности;

    • факторы генетического характера;

    • осложнения в процессе родов, например, обвитие пуповиной, вызвавшее асфиксию плода, или отслойка плаценты;

    • внутриутробный сбой в развитии или дефект центральной нервной системы.

    Выявление специфических расстройств развития школьных навыков

    Проведением диагностических исследований занимается врач психиатр. Проводятся исследования, которые можно условно разделить на следующие блоки:

    • Диагностическая консультация, специалист фиксирует:

    • отдельные проблемы или сложности в развитии речи ребенка;

    • наличие гиперактивности ребенка, возможные поведенческие нарушения;

    • наличие  одного или сразу нескольких несформированных школьных навыков при подтвержденном нормальном уровне интеллекта;

    • отсутствие травм головы.

    Кроме того, важно убедиться, действительно ли ситуация не будет меняться при усилении педагогической и эмоциональной поддержки.

    • Патопсихологическое исследование, которое включает в себя проведение психологического тестирования на уровень интеллекта, мышления, памяти, а также внимания. 

    • Нейропсихологическое исследование проверяет способность ребенка выполнять так называемые графические пробы. Это исследование выявляет неправильную последовательность слов в предложениях, пропуски букв или замену одной буквы другой, а также перестановку частей слов. При работе с задачами – счет с ошибками или неспособность выполнить арифметические действия.

    Лечение СРРШН

    Расстройство развития школьных навыков – что за зверь?

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Основным направлением лечения специфических расстройств развития школьных навыков является их коррекция и устранение возникший эмоциональных и поведенческих проблем.

    • Изменение обучающей программы.
      К основной обучающей программе добавляется программа, которая направлена на формирование и отработку проблемного навыка. Она формируется на основе работы со зрительной, слуховой, артикуляционной и двигательной активностью ребенка.

    • Использование интерактивного метода, который позволяет «включить» в работу новые участки мозга, минуя участки со слабыми связями. 

    • Спектр упражнений, направленный на развитие устной речи ребенка, его умения видеть и понимать буквенно-звуковую связь.

    • Индивидуальные и групповые встречи для проведения коррекции эмоционального состояния ребенка. Методики направлены на осознание ребенком негативных эмоций с их последующей отработкой.

    • Медикаментозные препараты применяются при выявлении явных поведенческих нарушений депрессивного характера.

    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть