Источник фото:
Расстройство развития школьных навыков - новая «страшилка» или реальная проблема, о которой надо знать, чтобы вовремя принять меры? Если мы убеждены, что у ребенка нет конфликтов со сверстниками или личных вопросов с преподавателем, что обучение ведется на должном уровне, с чем же тогда может быть связано недостаточное развития школьных навыков?
Оглавление
Расстройство развития школьных навыков
В любом коллективе начальной школы отмечается некоторый разброс темпов развития. Это может быть обусловлено рядом факторов, например, уровнем готовности ребенка к школе, особенностями его характера, общим интеллектуальным уровнем и т.д. Но в ситуации, когда определяется существенный разрыв между текущим уровнем школьных навыков и его плановыми значениями, которые прогнозируются на основе интеллектуального уровня ребенка, можно говорить о синдроме расстройств развития школьных навыков (СРРШН).
Специфические расстройства развития школьных навыков выражаются в неспособности ребенка к обучению школьным навыкам. Ребенок просто не в состонии на должном уровне воспринять, обработать и запомнить познавательную (когнитивную) информацию. Нарушается способность ребенка воспринимать и перерабатывать устную и письменную речь, концентрировать внимание на какой-либо задаче или производить математические вычисления. Специфика этого состояния в том, что в зависимости от возраста ребенка тип расстройства может меняться. Например, если у малыша были диагностированы сложности восприятия и усвоении устной информации и речевого развития, то в школьные годы это будут сложности с чтением, а затем – с письмом.
На текущий момент выделяют следующие основные нарушения:
-
дислексию – неспособность ребенка узнавать буквы и соотносить изображение с их звучанием;
-
дисграфия – ребенок не в состоянии перенести услышанный звук в его графическое изображение, проблемы с написанием букв;
-
нарушений навыков чтения: задержку в научении чтению, чтение в обратном порядке, неумение распознавать слова быстро и правильно;
-
дискалькулию – проблемы со счетом, как прямым, так и обратным, неспособность выполнить даже самые простые математические действия;
-
смешанное расстройство – комбинация выше указанных нарушений.
Синдром расстройства развития школьных навыков без своевременной и необходимой коррекции является причиной появления эмоциональных и поведенческих нарушений. Дети понимают, что у них есть определенные трудности с чтением, письмом и счетом. Они стараются избегать ситуаций, где надо демонстрировать эти навыки, опасаются оценок со стороны сверстников и замечаний со стороны взрослых. Это может привести к депрессиям и асоциальному поведению.
Причины возникновения СРРШН
Источник фото:
Единства во мнениях о причинах появления СРРШН на данный момент нет. Основными причинами СРРШН специалисты однозначно называют биологически обусловленные нарушения функций отдельных участков головного мозга ребенка. В основном врачи считают, что у возникновения синдрома расстройств развития школьных навыков причины следующие:
-
болезни, в том числе и инфекционного характера, будущей мамы в период беременности;
-
факторы генетического характера;
-
осложнения в процессе родов, например, обвитие пуповиной, вызвавшее асфиксию плода, или отслойка плаценты;
-
внутриутробный сбой в развитии или дефект центральной нервной системы.
Выявление специфических расстройств развития школьных навыков
Проведением диагностических исследований занимается врач психиатр. Проводятся исследования, которые можно условно разделить на следующие блоки:
-
Диагностическая консультация, специалист фиксирует:
-
отдельные проблемы или сложности в развитии речи ребенка;
-
наличие гиперактивности ребенка, возможные поведенческие нарушения;
-
наличие одного или сразу нескольких несформированных школьных навыков при подтвержденном нормальном уровне интеллекта;
-
отсутствие травм головы.
Кроме того, важно убедиться, действительно ли ситуация не будет меняться при усилении педагогической и эмоциональной поддержки.
-
Патопсихологическое исследование, которое включает в себя проведение психологического тестирования на уровень интеллекта, мышления, памяти, а также внимания.
-
Нейропсихологическое исследование проверяет способность ребенка выполнять так называемые графические пробы. Это исследование выявляет неправильную последовательность слов в предложениях, пропуски букв или замену одной буквы другой, а также перестановку частей слов. При работе с задачами – счет с ошибками или неспособность выполнить арифметические действия.
Лечение СРРШН
Источник фото:
Основным направлением лечения специфических расстройств развития школьных навыков является их коррекция и устранение возникший эмоциональных и поведенческих проблем.
-
Изменение обучающей программы.
К основной обучающей программе добавляется программа, которая направлена на формирование и отработку проблемного навыка. Она формируется на основе работы со зрительной, слуховой, артикуляционной и двигательной активностью ребенка. -
Использование интерактивного метода, который позволяет «включить» в работу новые участки мозга, минуя участки со слабыми связями.
-
Спектр упражнений, направленный на развитие устной речи ребенка, его умения видеть и понимать буквенно-звуковую связь.
-
Индивидуальные и групповые встречи для проведения коррекции эмоционального состояния ребенка. Методики направлены на осознание ребенком негативных эмоций с их последующей отработкой.
-
Медикаментозные препараты применяются при выявлении явных поведенческих нарушений депрессивного характера.