Наши дети во многом взрослеют рано, а мы, их предки, рано отстаём от темпа современной жизни. Как в этих условиях воспитывать детей и как выстраивать с ними отношения?..
«Ты – старый, не понимаешь»
Зиночка и её бабушка Алла Юрьевна плохо понимают друг друга.
– Почему ты поработала, а компьютер после себя не выключила? – спрашивает бабушка. – Ведь он работает вхолостую и ест электричество.
– Разве можно так одеваться? – удивляется бабушка. – Колготки белые, кроссовки чёрные, шнурки в них – красные. Ты ведь девочка, а не клоун.
– Какой беспорядок в твоей комнате! – возмущается бабушка. – А всё потому, что у тебя слишком много вещей.
У Зиночки, конечно, на всё есть ответ:
– Если часто выключать комп, ему это вредно, а электричества он ест меньше, чем лампочка. Я одеваюсь в разноцветное, потому что так веселей и так модно. А беспорядок у меня творческий. И вообще, хватит меня воспитывать по всякому поводу! Каждый живёт как умеет. Ты, ба, наверное, не заметила – мне уже четырнадцать. Я – взрослая!
Зиночка и вправду уже во многом почти взрослая. Одевшись во всё разноцветное, она бежит в соседний подъезд, к Юльке, а фактически на свиданку. Девочки, мальчики, шуры-муры… Но всё очень невинно: танцы в полутьме, от которых часто-часто бьётся сердце, чай с печеньем и нескончаемые разговоры – о ребятах в классе, об училках, о том, кто какой пост вывесил, и кто его лайкнул, и кто какой дал коммент, ну и о предках, само собой. Никакого вина и никакой дури, даже сигареты никто не курит. Всё культурно, без всяких там заскоков.
Источник фото:
shutterstock.com
Их компания собирается раз в неделю, когда Юлькина мама пропадает на второй работе, а потому возвращается поздно. Юльке все завидуют: у неё, кроме матери, вообще никаких родственников, а потому и пилить её некому.
У каждой девочки в компании свой мальчик. У Зиночки – Максимка. Он парень серьёзный, «ботаник»: лауреат городской и даже всероссийской олимпиады по физике. Но это где-то там он лауреат, а здесь такой же, как все. И Максимка, услышав Зиночкины жалобы на бабушку, тут же начинает смеяться.
– У меня, – говорит, – дед ещё хуже. Ни во что не въезжает. На компе ещё может прочитать новости, поговорить со своим братом по «Скайпу» и разложить «косынку». А смартфона боится как огня и с навигатором в своей машине воюет чуть не каждый день. Я ему говорю: «Ты – старый, не понимаешь. Учись!» Не хочет. Зато меня учит с утра до вечера. Сегодня просто затерзал: «Почему ты не читаешь “Тихий Дон”? Эту книгу должен прочитать каждый интеллигентный человек!» Еле слинял от него.
Рядом с детьми – инопланетяне
Те, кому сегодня за шестьдесят, родились на другой планете.
В том мире не было джинсов и колготок, авокадо и йогуртов, рок-музыки и попсы, экстрасенсов и астрологов, андеграунда и постмодернизма. Тогда религия была «опиумом для народа». Ещё холодильники и телевизоры считались признаком достатка, а квартира в панельной пятиэтажке – величайшей в жизни удачей. Ещё никто не знал слов «компьютер», «мобильник», «гаджет».
Дети ещё учили стихи Сергея Михалкова «В музее Ленина». Воспитанники ремесленных училищ ходили в фуражках и гимнастёрках с ремнём, на бляхе которого были выдавлены буквы «ТР» – «трудовые резервы». В школах иностранный язык – обычно английский – преподавали так, чтобы ученики не смогли разговаривать с иностранцами, потому что почти все они враги и шпионы. Ещё девчонки и мальчишки, играя в пятнашки, кричали на весь двор: «Чур за одним не гонка! Человек – не пятитонка!», ибо пятитонный грузовик казался олицетворением технической мощи.
Помню, как в детстве мы с братом подсмеивались над нашей прабабушкой, пытавшейся разговаривать с телевизором. «Добрый вечер!» – объявляла диктор. «Здравствуйте!» – привставая со стула, отвечала ей прабабушка. «Прослушайте программу передач». – «Спасибо». Бедная старушка никак не могла взять в толк, что экранные люди находятся далеко и не могут её видеть и слышать. Она никогда не переодевалась перед включённым телевизором, ибо проделывать такие вещи перед посторонними неприлично...
А спустя годы мой юный племянник (брата сын) точно так же подсмеивался надо мной, глядя, как я осваиваю компьютер. Иными словами, если в 1960-х в современную быстро меняющуюся жизнь не вписывались глубокие старики, то с середины 1990-х в той же роли ощутили себя уже и люди среднего возраста.
Теперь этот разрыв между пожилыми и современностью, а значит, между бабушками-дедушками и внуками-внучками увеличился ещё больше. В иных случаях он уже превратился в пропасть.
Обычно юное поколение воспринимает эту проблему своих стариков легко, даже со смехом. Но те, кто живёт под одной крышей не только с родителями, но вдобавок с бабушкой и/или дедушкой, относятся к этой проблеме с усталым раздражением, как Зиночка и Максимка.
Источник фото:
shutterstock.com
Каков он, день грядущий?
«Древний мир продолжался приблизительно три тысячи лет. Средние века – уже тысячу. Новая история – всего триста. Новейшая – сто. И, в конце концов, сейчас мы оказались в маленьком промежутке времени порядка сорока лет, больше историческое время сжиматься уже не может», – говорил почти два десятка лет назад известный учёный и телеведущий Сергей Капица.
Сегодня мы убеждаемся, что на самом деле это время может сжиматься ещё сильнее. Всё вокруг меняется не каждые сорок лет, а постоянно, изо дня в день, как погода, – законодательство, правила поведения, маршруты городского транспорта, моды, вывески на домах, цены и даже ценности…
И вот уже отец, кандидат наук, не в силах решить задачку сыну-восьмикласснику. Мама просит десятилетнюю дочку помочь разобраться с новым планшетом, который почему-то «чудит». Молодящаяся дама останавливает на улице парнишку и спрашивает, где тут находится такая-то аптека, а тот в ответ достаёт смартфон, тычет в него два раза пальцем и показывает дисплей: надо повернуть за угол и пройти два дома. Пенсионер, остановив свою машину в центре Петербурга, где все парковки платные, полон решимости заплатить, но не может, поскольку оплата только с мобильного, а у него в мобильнике Интернет не подключён, и в конце концов дедушку-бедолагу выручает подъехавшая на «Порше» молодая пара…
Короче, вы не замечали, что граждане среднего возраста не всегда соответствуют современной жизни, а пожилые – почти всегда не соответствуют? Вам не кажется, что чем старше вы становитесь, тем явственней ощущаете – этот мир не для вас, а для молодых? Причём не для всех молодых, а преимущественно для тех, у кого хорошее образование.
Не знаю, как вам, а мне не только кажется – я в этом убеждён. И даже сформулировал для себя три вывода, которые диктует нам такая жизнь.
Итак…
-
Если мы хотим привить своему ребёнку те или иные качества, надо сделать это до той поры, пока он не достиг ярко обозначившегося пубертатного возраста. Потом воспитывать будет поздно, только – перевоспитывать, а это обычно даётся трудно и желаемые результаты приносит редко.
-
Завтрашний мир будет принадлежать профессионалам, которые к тому же творчески относятся к своей работе. Поэтому очень важно обеспечить своему ребёнку всё необходимое для получения хорошей профессии и с детства привить творческое отношение ко всему, чем бы он ни занимался.
-
Если ты мама или папа старшеклассника, а тем более совершеннолетнего ребёнка, не пытайся командовать им на каждом шагу. И если ты бабушка или дедушка – тоже. Ничего не добьёшься, только растеряешь свой престиж. Постарайся навсегда остаться для своего ребёнка, внука или внучки моральным авторитетом. Это самое главное.