Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Статья проверена врачом
Ричард Арсланов
Ричард Арсланов
Остеопат, Педиатр
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Подписаться
3 марта 18 в 15:48
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Все мы очень трепетно следим за своевременным и правильным развитием наших детей. Когда малыш улыбнулся, сел, сделал свой первый шаг и, конечно же, сказал первое слово. Наступает момент, когда малыш, уже накопив определенный словарный запас, может достаточно внятно высказать свои желания или дать понять, если его что-то беспокоит. И вот в этот-то момент родители ослабляют свой контроль над развитием речи малыша. Хотя именно в это время происходит формирование связной речи ребенка – залога его дальнейшего благополучного развития. 

Что такое связная речь

Что же такое связная речь, и почему развитие связной речи у детей дошкольного возраста так важно?

Связная речь является одной из самых сложных форм коммуникации – основного инструмента познания мира. Если ваш малыш:

  • задает сложные вопросы;

  • пересказывает услышанное - рассказы, сказки, стихи;

  • рассказывает об увиденном, например, как прошел его день;

  • легко и с удовольствием составляет рассказ по картинке (или логически связанной серии картинок),

 при этом его речь:

  • плавная;

  • развернутая, состоящая из нескольких сложных, правильно выстроенных предложений;

  • эти предложения логически связаны и объединены одной темой;

  • в них сохранен грамматический строй,

то можно говорить, что он обладает навыками связной речи.

Основная функция, которую выполняет связная речь в жизни ребенка, – это коммуникация. Она базируется как на диалоге, так и на монологе. Именно поэтому связная речь включает в себя эти два направления. Если у вашего малыша возникают трудности даже в одном из них, можно говорить о серьезных проблемах в коммуникации ребенка. Полноценная связная речь является залогом способности ребенка налаживать связи со сверстниками и взрослыми, влияет на адаптацию и поведения в обществе, правильное развитие практически всех психических процессов. То есть связная речь – это важнейший компонент гармоничного и целостного развития личности ребенка. 

Развитие речи детей дошкольного возраста

Согласно мнению специалистов в области педагогики и психологии, развитие связной речи возможно только при условии проведения целенаправленного, регулярного обучения. Конечно, мы, родители, возлагаем достаточно серьезные надежды на занятия, проводимые педагогами в детских дошкольных учреждения. Действительно, развитию связной речи там уделяют очень много внимания, но, к сожалению, для полноценного ее формирования этого все равно недостаточно! Только при активном участии родителей можно говорить о достижении действительно серьезных результатов.

Несколько слов об этапах, в рамках которых протекает развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Возраст 1-2 года

На протяжении второго года жизни малыша отдельно произносимые звуки начинают складываться в слова, которыми ребенок пользуется, чтобы обозначить свои потребности. Вслед за этим появляются слова, обозначающие окружающие ребенка предметы, а ко второму дню рождения ребенок начинает использовать правильные грамматические формы слов.

Возраст 2-3 года

Это возраст скачкообразного развития связной речи. В это время начинается активное пополнение словарного запаса, ребенок учится устанавливать связи с помощью диалога.

Возраст 3-4 года

Это возраст активного построения диалога, ребенок начинает с легкостью отвечать на заданные вопросы. Именно сейчас закладываются основы для дальнейшего формирования монологовой речи.

Возраст 6 лет

Окончание дошкольного возраста характерно построением грамотного и уверенного монолога. Ребенок легко пересказывает достаточно большие и сложные участки текста, строит рассказ по увиденному ряду картинок, а также составляет рассказ на заданную тему. 

Развитие связной речи детей

Факторы, замедляющие речевое развитие

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

К сожалению, акцентируя все свое внимание на том, что необходимо предпринять для правильного развития детей, мы достаточно часто просто не придаем значения тому, что делать категорически нельзя. Порой это сводит на нет все наши усилия по развитию и воспитанию наших малышей. Именно поэтому нельзя не сказать несколько слов о существующих в наших семьях вредных привычках.

Использование речевых игрушек.

Почему такая игрушка ничему не научит вашего ребенка, а может быть даже вредна:

  • невнятность воспроизведения слов и фраз;

  • отсутствие артикуляции, что крайне важно, так как формирование речи начинается с подражания, в том числе и артикуляции взрослых;

  • отсутствие потребности «озвучивания» ребенком такой игрушки, так как она сама говорит, что негативно влияет на развитие мышления и речи.

Музыка

Дозированное звучание музыки (без слов) допустимо и более того полезно. В песнях же естественное звучание слов нарушено – оно протяжно или, наоборот, слишком быстро. Кроме того, отсутствует артикуляция. Самый лучший вариант использования детских песен – это их исполнение родителями.

Телевизор и компьютерные игры

Услышанная с экрана речь не обращена непосредственно к ребенку, а значит, и не требует от него ответа или действия. Просмотр телевизионных программ замедляет речевое развитие. Даже так называемые «развивающие мультфильмы» могут быть полезны только при условии, что ребенок вместе с родителя обсудит их. Тоже самое можно сказать и о компьютерных играх. Кроме всего вышесказанного, они тормозят развитие у детей творческого воображения. 

Развитие связной речи у детей

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Итак, что могут предпринять родители? Каковы методы и инструменты развития связной речи у детей дошкольного возраста?

Развитие диалоговой связной речи

  1. Активное развитие диалоговой речи наблюдается в младшем дошкольном возрасте.

  2. Больше общайтесь с малышом, это совершенствует его навыки слушания и распознавания речи.

  3. Организовывайте обсуждения в группе других детей. Малыш должен научиться говорить в присутствии ровесников и слушать их (иная, чем у взрослых, социальная роль).

  4. Предложите ребенку игру, в которой он должен действовать согласно придуманной вами устной инструкции.

  5. Введите в обиход игру «Вопрос-ответ», следите за тем, чтобы ответы малыша были как можно более полными. Чтобы быть уверенным во внимании ребенка к вашим ответам, можно время от времени допускать очевидные для него ошибки. 

Развитие монологовой связной речи.

К основным инструментам развития связной речи у детей дошкольного возраста можно отнести рассказ и пересказ. Оптимальным временем развития этой области речи педагоги называют средний и старший дошкольный возраст.

Пересказ обязательно должен предполагать подготовку, первичное прочтение текста, работу с вопросами, вторичное прочтение и только потом пересказ.

При составлении рассказа необходимо предоставить ребенку достаточно времени на ознакомление с картинками. Не игнорируйте этап уточняющих вопросов, который поможет ему построить план своего рассказа.  


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть