Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Развод «по-католически»

Автор
Елизавета Зорина
Елизавета Зорина
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
28 ноября 18 в 15:57
Развод «по-католически»

В голливудских фильмах про итальянцев часто произносят фразу: «Я не могу развестись. Я католик». Это, конечно, преувеличение. Развод «по-католически» возможен. Только процедура долгая и муторная. До недавнего времени окончательное решение принимали в Ватикане, и только там.

Наши бабушки и дедушки наслаждались в кинотеатрах фильмом «Развод по-итальянски», снятом в 1961 году Пьетро Джерми с блистательным Марчелло Мастроянни в главной роли. Фильм есть в Сети, можно пересмотреть, он того стоит, но поскольку сюжет имеет отношение к нашей теме, имеет смысл его пересказать.

Главный герой дон Фердинандо Чефалу, если ласково – Фефе, барон, который живет в крошечном сицилийском городке, где «все всех знают». Фефе до смерти надоела законная жена, зато очень нравится кузина, прелестная Анжела. По итальянским законам 1950-х, получить законный развод – дело почти невозможное, к тому же отнимающее кучу денег, нервов и времени. Тогда Фефе разрабатывает хитроумную комбинацию. Он лично организует супружескую измену жены, после чего якобы в приступе ревности убивает «неверную» супругу. По его замыслу, сицилийский суд, самый справедливый по отношению к обманутым мужьям суд в мире, не должен чересчур строго наказать защищавшего свою честь рогоносца. Через неполные три года Фефе выходит из тюрьмы и сочетается браком с Анжелой. В финале – сцена на яхте: Фефе целует молодую жену, а та заигрывает с матросом…

Развод «по-католически»

Источник фото: rodinakino.ru

Вывод очевиден: развод для католиков так сложен, что проще убить нежеланного супруга. Но времена меняются. Да и в прошлом для влиятельных людей католического вероисповедания не было ничего невозможного.

Грех развода

Все христианские конфессии относятся к разводу отрицательно, исходя из слов Иисуса, процитированных в Евангелии от Матфея: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Уже тут указана одна уважительная причина для расторжения брака, хотя в евангельские времена вопрос решался с помощью побивания камнями.

Две основные причины для аннулирования венчанного брака указаны в Евангелии – прелюбодеяние и неверие в Христа.

В первом послании коринфянам апостол Павел описал второе условие, при котором христианин должен отпустить своего супруга: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».

Так что разводы фактически запрещены для христиан любых конфессий, но человеческая натура есть человеческая натура, и запрет на развод никогда не был категорическим. Даже у католиков. Оформляли они его своеобразно.

Корпус католических канонов

Право на развод узаконено и кодифицировано в Кодексе канонического права (каноны № 1671-1707): 

Строго говоря, согласно канонам, католическая церковь не признает развода по отношению к законному и завершенному браку.

Если брак был законным и завершенным, то это до гроба, как в клятве при венчании: «пока смерть не разлучит нас». Повторный брак будет возможен только в случае кончины одного из супругов. Потому что для католиков венчанная семейная пара не только приобщена к таинству венчания, но и являет собой образ нерасторжимого единства Христа и Церкви, Бога и народа Израиля.

Но есть один нюанс. Венчанный брак, с точки зрения католической церкви, нельзя расторгнуть, зато можно аннулировать, признать никогда не существовавшим, и тогда стороны получают возможность вступить в брак, который опять будет считаться первым.

Две основные причины для аннулирования венчанного брака указаны в Евангелии – прелюбодеяние и неверие в Христа. Но в мрачное страдающее Средневековье отход от истинной веры был чреват последствиями куда более печальными, чем распад семьи – можно было и на костер угодить. Что касается прелюбодеяния, то его надо было дотошно и унизительно доказывать, привлекая свидетелей и представляя вещественные доказательства.

Сейчас в список законных причин для расторжения венчанного католического брака входят внебрачные отношения одного из супругов во время брака, совершение аборта, недостаток религиозной веры у одного из партнеров.

Венценосные особы и прочая католическая знать, а именно они в прошлом при необходимости охотно пользовались правом на аннуляцию брака, были не готовы к таким издержкам. Поэтому для признания брака недействительным в ход пошли такие аргументы, как близкое или духовное родство. А поскольку королей и их сородичей в Европе было относительно мало, то всегда можно было лет через десять после венчания «внезапно» выяснить, что отец или мать невесты некогда были крестными жениха – и папа охотно признавал брак «небывшим». А еще папа мог отозвать особое разрешение на брак с кровной родственницей – и волшебным образом давно заключенный брак аннулировался. Уже в ХIII веке кровные связи между европейской знатью были настолько тесными, что почти перед каждой свадьбой приходилось запрашивать особое разрешение на близкородственный брак.

Еще одной веской причиной для аннуляции брака считается его «незавершенность», то есть отсутствие плотских контактов между супругами после венчания. Однако импотенцию или изначально раздельные спальни и отсутствие интимных встреч тоже нужно доказывать с помощью свидетелей или медицинских документов. Когда Людовик ХII надумал развестись с Жанной Французской, на которой был женат 20 лет, несчастной женщине пришлось пройти через унизительный допрос, а когда она отказалась от еще более унизительной проверки на девственность, высокий епископский суд признал брак «небывшим».

Сейчас в список законных причин для расторжения венчанного католического брака входят внебрачные отношения одного из супругов во время брака, совершение аборта, недостаток религиозной веры у одного из партнеров. Также брак можно аннулировать, если один или оба партнера не понимают сути своих клятв, не сознают, что брак является пожизненным обязательством, или не хотят иметь детей.

Развод «по-католически»

Источник фото: Photo by Benjamin Wong  on Unsplash

Ватикан и суд правомочный

В канонах в деталях прописано, какой суд имеет право принять решение о разводе: «суд того места, где был заключен брак; суд того места, где ответчик имеет местожительство, суд того места, где истец имеет местожительство, если стороны находятся на территории одной и той же конференции епископов; суд того места, где фактически предстоит собрать большинство доказательств».

Решение принимает именно конференция епископов, причем до недавнего времени дела желающих развестись супругов рассматривали две конференции – первая и апелляционная. Специально назначенный следователь начинал собирать документы, заслушивать свидетелей, приобщать к делу вещественные доказательства и представлять их суду. При этом, согласно канону 1676, «прежде чем дело будет принято к рассмотрению и всякий раз, когда предвидится надежда на благополучный исход, судье надлежит прибегнуть к пастырским средствам, чтобы по возможности привести супругов к конвалидации брака (узакониванию брака, который они хотят признать изначально недействительным) и к возобновлению супружеского сожительства». То есть при каждом удобном случае супругов принимались мирить.

Признавать католический брак «небывшим» отныне может не только папа римский, но и епископы на местах. То есть Рим решился на децентрализацию власти.

Потом ровно такая же повторная процедура – в апелляционном епископском суде, а потом дело уезжало в Рим, и уже папа личной апостольской властью утверждал аннуляцию брака.

В целом понятно, почему в прошлом на развод решались преимущественно люди знатные и богатые. А в фильмах все повторяли: «Я католик, я не могу развестись».

Добрый папа Франциск

Совсем недавно папа Франциск одобрил весьма существенные послабления для своей паствы, желающей расторгнуть брак.

В 2015 году с благословения папы римского Франциска завершился процесс реформирования процедуры аннулирования брака, которую уже давно критиковали за сложность, дороговизну и недоступность для большинства прихожан.

Согласно новым правилам, сокращается срок, необходимый для прохождения процедуры расторжения брака, внедряется ускоренное разбирательство и разрешается рассмотрение таких дел представителями местных церквей. Признавать католический брак «небывшим» отныне может не только папа римский, но и епископы на местах. То есть Рим решился на децентрализацию власти.

Понтифик, оповестивший паству о переменах, подчеркнул, что нововведения не должны «поощрять разводы или благоприятствовать расторжению брака», но вместе с тем коснутся временных затрат, необходимых для завершения процесса. Он также подчеркнул, что процедура расторжения должна быть бесплатной. Папа римский написал, что изменения были внесены для того, чтобы «сердце верующего, который ждет прояснения своего статуса, не пребывало длительное время во мраке сомнений».

Так что фраза из фильмов про итальянцев «Я католик, я не могу развестись» на самом деле не соответствует действительности. Развестись можно, и в последнее время это стало значительно проще сделать.

Правда, последователю Фефе из «Развода по-итальянски» это вряд ли поможет.

«Несходство характеров», «утрата прежних чувств», «алкоголизм» по-прежнему не считаются законным основанием для развода у католиков.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть