Вход на сайт
Регистрация
или
register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Ребенок должен знать много языков

Интервьюер
Светлана Белоусова
Светлана Белоусова
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
24 Апреля 18 в 00:00
Ребенок должен знать много языков

Можно ли представить жизнь в современном поликультурном мире без владения языками? Большинство молодых людей, не задумываясь, ответят: «Нет, конечно!». Причём так скажут и те, кто благодаря знанию английского устроился на хорошую работу, и те, кто, отправившись в отпуск за границу, не в состоянии разобраться с ресторанным меню.

Вообще-то социологи считают, что людей, говорящих как минимум на двух языках, больше, чем владеющих только одним. Есть даже страны, где билингвизм - норма жизни, к примеру, в 2002 году Совет Европы постановил: каждый гражданин ЕС, от детей до глубоких стариков, должен владеть, кроме родного языка, ещё и двумя иностранными. Были разработаны специальные - и, надо признать, очень эффективные - обучающие программы. Российское образование особыми успехами похвастаться пока не может, а потому родителям приходится решать такие вопросы самим. И начинается головная боль: что делать? Нанять малышу англоязычную няню? Возить его три раза в неделю в усиленно рекламирующий себя языковой центр? Или, может быть, довериться гипнотизёру, который гарантирует, что после пары сеансов малыш заговорит по-английски лучше самого Гарри Поттера?

Проблема действительно очень серьёзная, поэтому «Аист» обратился к доктору биологических наук, профессору кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Елене Ивановне Николаевой.

ИНТЕРВЬЮ С ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВОЙ

Ребенок должен знать много языков

- Сегодня, Елена Ивановна, некоторые родители жалуются, что и в саду у ребенка был английский, и в школе со второго класса, а копнешь поглубже - ни бэ ни мэ. Почему так происходит?

- Давайте начнём с того, что каждый ребёнок при рождении готов к тому, чтобы начать говорить на любом языке. Малыш, вне зависимости от места рождения, подобен аборигену, который находится в единстве с миром и тело которого мгновенно реагирует на звуки этого мира. Поэтому-то и считается особенно важным, чтобы в первый критический период своего развития, то есть до 10 месяцев, он слышал одновременно два, а возможно, и несколько языков.

О том, чего можно благодаря такой практике достичь, свидетельствует пример известного лингвиста Бенджамина Ли Уорфа. Когда он только родился, его отец распределил в семье роли. Сам он говорил с сыном по-английски, мама обращалась к мальчику исключительно на венгерском, бабушка по-датски, а остальные многочисленные родственники – каждый на своём. Результатом стало то, что в шесть лет Уорф знал 10 языков, причём мог на них даже думать.

- Почему же тогда говорят, что если учить несколько языков одновременно, в голове ребёнка образуется некая «каша»?

- Это старый спор учителей и психологов. Основной аргумент педагогов сводится к тому, что дети-билингвы очень поздно усваивают сложные грамматические конструкции. Это на самом деле так. Но психологи тоже по-своему правы. Судите сами: если выйти на улицу и предложить русскоязычным людям просклонять порядковые числительные, вы услышите такое, что просто придёте в ужас! И ведь при этом эти люди не знают никаких других языков.

- Не знают, но хотят дать ребёнку образование. Что им делать?

- По крайней мере, не нужно мучить ребёнка. Я говорю о практике семей, живущих в крупных городах. Родители полтора часа везут малыша на занятия в языковой центр или к частному преподавателю. Потом, после языкового урока, столько же добираются до дома. Таких вещей делать нельзя. Надо искать другой выход, причём для этого у них имеется достаточно времени.

Второй критический период работает до пяти лет, и в этот промежуток времени ребёнок способен бессознательно извлечь из лексики грамматическую структуру языка.

Ребенок должен знать много языков

Источник фото: shutterstock.com

Например, малыш едет в электричке, прислоняется лбом к стеклу. Мать делает ему замечание: «Убери лоб от стекла». И он отвечает: «Я лобом не касаюсь». Ребёнок не знает, что это слово – исключение, что надо говорить «лбом», однако точно представляет, как должно было бы быть…

Потом такие вещи становятся невозможны, и, начиная изучать язык позже, люди должны в первую очередь приниматься за грамматику. Конечно, сколько бы вы её ни зубрили, всё равно никогда не достигнете возможности просто думать таким образом.

Однако, интенсивно занимаясь, можно многое сделать, потому что наш мозг очень пластичен и способен заново начинать критические периоды.

Я знаю много русских, переехавших в США. Их дети, даже если оказались в американской культурной среде после окончания критического периода, освоили язык легко, потому что активно на нем говорят. Практика показывает, что если человек глубоко погружается в язык не менее чем на шесть часов в день, каналы опять открываются. Но надо учесть, что освоение нового языка обходится мозгу очень дорого, поэтому человек должен постоянно заставлять его работать, причём делается это исключительно волевыми усилиями и с большим трудом. Если он это сумеет, то прорвёт блокаду и будет говорить на втором языке достаточно хорошо. Такие люди есть.

Я поняла это на собственном примере. Я не знала иностранного языка до тех пор, пока не поехала в Америку. Но четыре месяца пребывания там привели к тому, что в моём мозгу произошло некое движение, и с тех пор я говорю по-английски. Мыслить на этом языке, конечно, не могу, но говорить способна

А что касается вашего вопроса, скажу так: бессмысленно думать, что ребёнок будет учить языки, если родителю их знать не интересно.

- Получается, взрослым надо начинать с себя?

- Конечно. Это же центральная психологическая идея: если хотите, чтобы ребёнок чем-то занимался с увлечением, займитесь этим сами и покажите ему, насколько вам это интересно. Допустим, сегодня многие жалуются, что современные дети не читают. Но это же очевидно! Вы видели родителей, которые каждый вечер читали бы что-нибудь приличное? Мама с папой приходят домой, целый вечер смотрят телевизор и при этом хотят, чтобы их дочь или сын читали книжку. Этого же не может быть! Ребёнок будет делать только то, что делает его родитель, и ничего другого!

Родитель должен соотносить свои действия с тем, какое влияние они окажут на ребенка. А мы, хотя и стремимся развить в наших детях лучшие черты, непроизвольно взращиваем в них отрицательные качества.

Вывод каждый из нас должен сделать сам. В наших силах решить, что предложить своему ребёнку. Мы можем учить его воле и языку, а можем не учить ничему. И тогда продолжится то, что имеем сегодня.

- Будем по-прежнему говорить: «Пусть иностранцы учат русский»…

- Не только это. Главное, что необходимо понимать: язык – не просто способ выражения собственных мыслей, с точки зрения психологии именно он определяет, каким человек видит окружающий мир. И, следовательно, чем больше языков ваш ребенок будет знать, тем шире и качественнее станут его представления об окружающей действительности.



Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть