Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Рекламные заманухи для детей

Автор
Елизавета Букина
Елизавета Букина
Блогер
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
12 апреля 18 в 19:00
 Рекламные заманухи для детей

Первое столкновение с жестокой рекламной действительностью наша девочка пережила примерно через час после того, как получила на руки свои первые карманные деньги. 270 рублей из 300, выделенных ей на неделю, она потратила на … покупку обыкновенной питьевой воды. Правда, бутылочки, в которые была налита вода, в ее глазах выглядели совершенно необыкновенно. Каждая была украшена ярко сделанной оберткой в виде разных персонажей из «Холодного сердца».

Поначалу своей покупкой она была чрезвычайно довольна. Выставила бутылочки на окно, играла с ними, как с куклами, брала с собой в школу (1-й класс!)... Но когда открыла и начала пить — выяснила, что вода-то в них совершенно одинаковая. И обиделась.

Ведь перед получением от папы первых «самостоятельных» рублей, которые она могла бы потратить как сама хочет, она четко распланировала, на что уйдет даже не каждый рубль, а каждая копейка. Долго рассказывала нам, какие богатства попадут в ее руки, расписывала, как ими распорядится. И вдруг — такой облом! Одна незапланированная покупка — и все, наличности на уже предусмотренные затраты практически не осталось.

Часа два после такого неприятного открытия она мужественно крепилась. Сидела на диване, подсчитывая что-то себе под нос тихим шепотом. Слонялась из угла в угол, кидая подозрительные взгляды на домашних: не смеемся ли, не шепчемся ли за ее спиной.

Мы уж думали, что она так про себя и переживет этот свой прокол, дождется новой «получки» и исполнит все свои планы потом, позже. Но соблазн оказался слишком велик. К папе она все же подобралась — правда, как-то бочком и явно испытывая серьезные сомнения, - и тихо-тихо попросила еще денег. В ДОЛГ (!). Мол, то, что раньше давал, все потратила, но сейчас очень-очень надо.

 Рекламные заманухи для детей

Источник фото: shutterstock.com

Папа оказался на высоте. Притворился, что не в курсе ситуации, и расспросил, куда же делись выданные им денежки. Стесняясь, дочка показала ему свои бутылочки — все девять штук, выстроившиеся на подоконнике. Папа сделал вид, что видит все это богатство впервые, и стал восхищаться красивыми бутылками, хвалить дочку за покупки. Даже залез было в карман чтобы дать ей еще денег. И вдруг спросил:

- А что внутри у этой?

- Вода, - ответила дочка.

- А здесь?

- Тоже вода?

- В остальных?

- Во всех вода...

Дочка сникла, ожидая взбучки, но папа взял ее на коленки, пожалел и объяснил, что есть такие плохие люди — рекламщики. Они придумывают всякие заманухи, чтобы обмануть людей и всучить вещи, которые им абсолютно не нужны. Их цель - забрать у нас деньги, которые мы или другие люди могли бы потратить на совершенно иные цели.

Вот и ее, его любимую дочку, они обманули. Придумали такую красивую форму для обыкновенной воды, что дочка даже не задумалась, что покупает себе воду на месяц вперед, да еще и дороже, чем в обыкновенной простой бутылке.

- Они обманщики, ты понимаешь? - сочувственно вопросил папа. И девочка обрадованно кивнула: ну как же, это не она виновата, это плохие дяди и тети, которые выманили у нее деньги обманом...

Правда, денег ей папа не дал — чтобы запомнила. И объяснил попутно, что любые долги придется отдавать.

Сначала она просто просила у нас купить ей L.O.L. Потом вручила каждому из дальних и близких родственников название той куклы, которую она хотела бы получить от него в подарок на день рождения, новый год, 14 февраля и 8 марта. В письменном виде!

С тех пор мы не упускали момент и старались почаще обращать внимание девочки на рекламные вставки, которые теперь забивают даже детские телепередачи. Мы каждый раз разбирали, что именно предлагает реклама, как пытается заставить человека раскошелиться...

Скоро наша умница стала сама узнавать те или иные приемы, смеяться над ними — мол, я же теперь умная, поддаваться не буду, - и злиться, когда разгадать коварный замысел невидимых рекламных врагов оказывалось затруднительно. (Кстати, кто знает, может быть, в будущем из нее благодаря этому вырастет неплохой рекламщик, ведь все их приемы она усваивает с детства )))...

Сейчас наша девочка уже подросла. Мы надеялись, что успели дать ей хорошую антирекламную закалку. Но...

L.O.L. подкрался незаметно

Все это время за происходящим наблюдала ее младшая сестра. Для нее это было бесплатным развлечением. Но не только. В отличие от старшей, которая уже долгое время выключала звук, как только на экране появлялась реклама, младшая с удовольствием ее смотрела — правда, только на детских каналах, которых в нашей кабельной сети около десяти. И все время комментировала, какую из игрушек, показанных в рекламе, она хотела бы иметь у себя, какие передачи из числа рекламируемых посмотреть.

Когда мы или сестра выключали звук, сердилась, ведь «это же интересно». На разъяснения об обманчивости рекламы послушно кивала — но все равно требовала дать досмотреть. При этом малышка совершенно точно понимала, что в рекламе может быть неправда, что большинство рекламируемых вещей ей не нужно, так как у нее есть аналоги и вообще игрушек в доме достаточно. Но вот хотелось ей, и все тут.

До поры до времени это было достаточно безобидно. До тех пор, пока на день рождения она не получила современный сенсорный телефон: «умные» родичи скинулись и купили, ведь у старшей к тому времени он уже был. Знала бы, лично прибила бы того, кому первому эта идея в голову пришла. Но ведь не признаются же, придурки!

Забрать телефон у малышки оказалось невозможно: подарок - ее собственность. Тем более, что радости он давал ей немало. До тех пор, пока она не наткнулась там на Youtube и не разобралась в принципах его работы. Там-то и нашла она сведения о куклах L.O.L.

Кто еще не знает, это такая пакость, которая призвана выкачать из родителей максимальное количество денег. Каждая кукла стоит чуть больше тысячи и представляет собой пластиковый шарик, в котором несколько слоев. Открывая их последовательно, владелец «добывает» разные кукольные аксессуары и только в конце добирается до куклы.

 Рекламные заманухи для детей

Источник фото: Grigoriy Pil / Shutterstock.com

Содержимое каждого шарика — сюрприз, равно как и вид куклы, которая в него заключена. Всего выпущено три серии кукол. Каждая стоит от тысячи рублей до двух. Всего их уже около 200. Вот и считайте, сколько придется потратить, если вашему чаду вдруг захочется — пусть постепенно — заполучить всю коллекцию. А такие фанаты есть, я вас уверяю! И наша младшая девочка чуть не стала одной из них. Или, точнее будет сказать, пока не стала - и то нашими серьезными совместными усилиями.

Дело в том, что владельцы бренда и сам Youtube подошли к рекламе L.O.L. нестандартно и весьма осторожно. Точнее это будет назвать саморекламой, так как собственно игрушка при этом не рекламируется. Замануха состоит в том, что продвижением товара занимаются «распаковщики», которые размещают в сети ролики о самих себе. Самый популярный ролик про L.O.L. занимает 24 минуты — и все это время на экране происходит только послойная распаковка вожделенного шарика. Интеллектуальное занятие, не правда ли?

Когда игрушка приобрела первую — пока небольшую - популярность, в американских магазинах поставили кабинки, в которых дети под видеокамерой могли раскрыть шарик и одновременно разместить видео в интернете. После этого у L.O.L. начался взрывной рост популярности.

Вот и наша глупышка попалась. Она попросту не восприняла все это как рекламу, к которой мы учили ее относиться с осторожностью. Ведь традиционных признаков рекламы у L.O.L. не было.

Сразу 23 группы по защите прав детей, потребителей и конфиденциальных данных пользователей обратились в федеральные органы своей страны с жалобой на то, что Google нарушает законы по защите конфиденциальности детей.

Сначала она просто просила у нас купить ей L.O.L. Потом вручила каждому из дальних и близких родственников название той куклы, которую она хотела бы получить от него в подарок на день рождения, новый год, 14 февраля и 8 марта. В письменном виде! Да еще и интересовалась, стоит ли ожидать подарков на 1-2 мая, 9 мая и 4 ноября. Да-да, она изучила календарь с красными датами, чтобы понять перспективность «подарочных» дней. При этом до ближайшего «дня подарков» оставалось еще несколько месяцев.

Потом она ходила и вслух перечисляла, кто что ей подарит и сколько к концу года у нее будет кукол L.O.L. Дошло до того, что ни одно упражнение из школьных домашних заданий (2 класс) она не доводила до конца без того, чтобы не прерваться по 5-6 раз и не вспомнить о вожделенных L.O.L.-ах.

С большим трудом мы переключили ее внимание на повседневные дела. Пришлось из шкуры лезть, чтоб она заговорила о походах в разные интересные места типа аквапарков, кино, кафешек разной степени вкусности и занятности, и так далее. Чтоб занялась с мамой шитьем платьев для кукол или готовкой вкусных салатов, а с папой — пробежками на роликах и самокатах. Это стоило нам огромных затрат времени и сил. И, увы, тоже стало в копеечку.

Гуглить — опасно?

Надеюсь, самый острый этап лоломании мы миновали. Но ведь рекламщики не дремлют! Они вновь и вновь будут подкидывать нашим детям какие-нибудь аналогичные пакости. И сеть им в этом поможет.

Не могу не привести следующие данные, опубликованные недавно в США и доступные на Ино ТВ.

Сразу 23 группы по защите прав детей, потребителей и конфиденциальных данных пользователей обратились в федеральные органы своей страны с жалобой на то, что Google нарушает законы по защите конфиденциальности детей. Компания активнейшим образом собирает личные данные детей в целях рекламы. В том числе — детей до 13 лет, что прямо запрещено законом.

 Рекламные заманухи для детей

Источник фото: shutterstock.com

Данные собираются без разрешения и даже без ведома родителей. Они включают в себя сведения о месте нахождения детей в тот или иной момент суток, их номерах телефонов, посещаемых сайтах, и так далее. Потом эти данные используются для рекламы, нацеленной на каждого конкретного ребенка индивидуально. И если взрослые и дети постарше имеют хоть какой-то иммунитет к рекламной круговерти, то малыши вынуждены «хавать» все без разбору (уж извините за это просторечие, оно подходит к данной ситуации как нельзя лучше).

В США в Youtube сидят порядка 80% детей. В нашей стране поменьше, но тоже много. И всем им целенаправленно промывают мозги различные фирмы, единственная цель которых — вырастить из наших детей покорных потребителей собственной продукции.

Увы, но пока это им удается без каких-либо эффективных препятствий с нашей стороны (кроме разве что толщины кошелька).

Дофаминовые рекламоманы

Я тут порылась в интернете и нашла массу настораживающей информации. Судя по опубликованным недавно данным, дети до 12 лет успевают просмотреть только по ТВ примерно 25 тысяч (!!!) рекламных роликов в год. В сети — примерно столько же. Лет до восьми дети верят абсолютно всему, что говорится в рекламе. С 8 до 12 — начинают в чем-то сомневаться. И только в подростковом возрасте у них могут включиться мозги, которые начинают "фильтровать рекламный базар". Но, как показывают исследования, критический реализм удается детям далеко не всегда. Точнее, достаточно редко.

Дело в том, что рекламные заманухи … вызывают у детей (и у многих взрослых тоже) своего рода выброс дофамина. Напомню, это естественное вещество, вырабатываемое самим человеком в ответ на раздражители, несущие нам счастье и удовлетворение. Наркотики - искусственные заменители дофамина — при этом совершенно не нужны: организм «справляется» сам. То есть сам себя обманывает.

Взрослые с этим худо-бедно справляются (пока) хотя бы потому, что мы росли без этой рекламной истерии. Дети же сопротивляться просто не в состоянии. Результат — истории, подобные китайской, когда юноша продал почку, чтобы заполучить новый айфон, разрекламированный до этого в невозможной степени.

Одно из следствий подобного рекламного давления — изменение в поведении детей. Они требуют все новых и новых игрушек, а со старыми — просто перестают играть, складывая их по шкафам и полкам и ревниво отвергая покушения со стороны взрослых их подарить или выбросить. Им все время нужно что-то новое и новое. Без этого им уже явно не хватает привычного дофаминового счастья. Чем чаще они это получают, тем чаще им хочется еще и еще.

Стоит ли бороться

Можно ли с этим справиться? Стоит ли бороться вообще, ведь оградить детей от рекламы в наше время попросту невозможно?

Мне кажется, да — пусть и с призрачными шансами на успех. Сам процесс нашей борьбы или хотя бы вмешательства в «интимное» общение ребенка с рекламой поможет детям получить хоть какое-то представление о реальности, отличной от рекламных наживок.

Кроме того, «в процессе» мы сами научимся общаться с детьми так, чтобы заинтересовать их собой и всякими совместными делами, а не суррогатами в виде все новых и новых покупок.

Способы борьбы каждому из нас придется изобретать самостоятельно. Может быть, вспомните и наш опыт...


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть