О том, что заставляет наших детей сутками «залипать» в телефонах . Наши дети помешаны на своих смартфонах. Они с ними просыпаются, завтракают, идут в школу, потом делают домашние задания, ужинают и ложатся спать. Эта смартфономания доводит детей просто до сумасшествия! Что делать?
Группа риска
Вместе с водителем соседней машины стоим у перекрёстка. Ждём зелёного сигнала светофора. Наконец, все пешеходы прошли. Загорается жёлтый, за ним – зелёный, а пешеходам, соответственно, – красный. Но мы оба продолжаем стоять.
Справа появилась девочка-старшеклассница, которая, не глядя на светофор, переходит улицу. Идёт, уставившись в свой мобильник, и ничегошеньки вокруг не замечает. Да что там – весь мир сейчас для неё просто не существует! А за нами уже на полном ходу подлетают к перекрёстку другие машины. Вот дурёха, ещё бы полминуты – и выскочила на дорогу прямо им под колёса!
…Сижу в метро. Напротив расположилась парочка. Он обнял её одной рукой за плечи, она прижалась к нему, и оба уткнулись каждый в свой смартфон.
Меня так и подмывает сказать им: «Ребята, вы оба такие молодые, такие красивые! Смотрите лучше друг на дружку, болтайте, целуйтесь! Ну что можно найти в этом гаджете интереснее, чем вы сами?!». Но тут мы влетаем на станцию, вагон заполняют новые пассажиры, заслоняя от меня парочку напротив. И почти все тоже со смартфонами.
…А вот знакомая, вузовская преподавательница, рассказывает: «Первое занятие с первокурсниками. Приказываю: “Выключите телефоны и положите их на край стола! Чтобы я видела”. Все тяжело вздохнули, но выключили. Минут через десять смотрю – одна студентка уже вертит свой смартфон в руке. “Зачем вы его взяли? – спрашиваю. – Положите на место!”. А она мне: “Не могу. Иначе руки некуда девать”».
…Уверен, таких историй у каждого из вас – десятки. Мобильники всего за каких-нибудь десять-пятнадцать лет из переносных чудо-телефонов превратились в переносные чудо-компьютеры. И неудивительно, что для наших детей современный смартфон – любимый божок, с которым они не расстаются круглые сутки. Настолько любимый, что они даже не понимают, что он толкает их в группу риска.
Специалисты предупреждают…
Что же конкретно заставляет наших почти уже взрослых детей зависать в своих смартфонах с утра до глубокой ночи, отрываясь только на сон и на уроки, да и то не всегда?
Исследование, проведённое пару лет назад Google и Ipsos, показало, что на первом месте молодёжных предпочтений – социальные сети. Ради них девочки и мальчики пропадают в виртуальном мире в среднем пять часов в день. Причём четверть юных юзеров каждые полчаса проверяют, не появились ли обновления (нередко это навязчивый страх пропустить что-то важное).
Ещё одно исследование на протяжении нескольких последних лет провели среди подростков канадские учёные. Вывод: долгое пребывание в соцсетях вызывает у ребят неврозы и депрессию.
При всём уважении к специалистам из Канады вынужден заметить, что такой вывод можно сделать и без всяких научных исследований. Могу засвидетельствовать: капроновые чулки у Ленки из параллельного класса и джинсы Levi`s у Кольки из соседнего подъезда, вьющиеся чёрные волосы у воображалы Гальки и настоящие «канадки» у маменькина сынка Лёхи – всё это многих сверстников повергало в глубокую тоску ещё больше полувека назад.
Но тогда речь могла идти об узком круге знакомых по школе и двору. Сегодня «крутое селфи» на крыше высотки, «фотка» с концерта «Пошлой Моли» или рядом с Артёмом Дзюбой вгоняет в «депрессуху» сотни, тысячи завистников из разных городов и весей огромной России.
Ещё большие возможности даёт YouTube. Там счёт просмотров идёт нередко на сотни тысяч, а то и миллионы, и далеко не каждый подросток понимает, что на самом деле какая-нибудь «стримерша Карина» – это всего лишь хороший бизнес, и за ней стоят профессиональные дяди и тёти, зарабатывающие на авторах «лайков» большие деньги...
Смартфонозависимость – это уже мировое бедствие.
Школьные учителя и вузовские преподаватели взывают к общественности: из-за этих смартфонов молодёжь стала хуже учиться и, вообще, интересоваться знаниями.
Психологи бьют тревогу: у современного молодого поколения клиповое сознание. Подростки не в состоянии концентрировать внимание на чём-то одном, у многих синдром непоседы. Они не могут читать и понимать большие тексты, всё чаще путают виртуальную действительность с реальной и не способны соотнести свои желания и мечты с настоящими возможностями. Студенты не умеют анализировать услышанное и прочитанное, осознавать причинно-следственные связи.
Медики констатируют: по своему физическому развитию нынешние подростки отстают от сверстников четверть- и полувековой давности. У них всё чаще плохое зрение. Они мало двигаются, из-за чего ещё совсем юными начинают страдать от излишнего веса, болезней опорно-двигательного аппарата.
Полицейские пугают: смартфонозависимые, а тем более помешанные на селфи, чаще других становятся жертвами ДТП и несчастных случаев.
Изображение
Мобильник – друг, но мама-папа – дороже
Послушать педагогов, медиков, психологов и полицейских, так надо срочно отобрать смартфоны у всех подростков. Ввести на законодательном уровне возрастное ограничение на пользование такого рода техникой, если она сложнее, чем обычный мобильник нулевых годов. Ну, что-то вроде запрета на продажу табака и алкоголя несовершеннолетним.
Многие родители в своей семье так и поступают. Они превращают смартфон в орудие воздействия на ребёнка. Я знал одну молодую мамашу, которая держит телефон сына запертым в письменном столе мужа и выдаёт его не больше, чем на два часа в день, а если сын получил двойку или как-то проштрафился, это время сокращается до полутора часов и даже до часа.
Почему сами мы терпеть не можем, когда нам кто-то что-то запрещает и, вообще, огранивает нашу свободу, но детей пытаемся лечить именно такими средствами? Потому что запретительный метод кажется нам самым простым и действенным. Но на самом деле в ответ на такое «воспитание» мы получаем совсем другое – недовольство, упрямое желание добиться своего, а зачастую и ненависть.
Конечно, гораздо труднее доказать подростку, что не человек создан для гаджета, а гаджет для человека, и зависеть от смартфона просто унизительно.
Что ж, психологи предлагают: попробуйте альтернативные увлечения – творчеством (рисование, современные танцы), спортом. Хорошо обзавестись щенком, который будет требовать к себе внимания.
Педагоги советуют: займитесь вместе с ребёнком взрослым делом. С сыном можно отремонтировать старый велосипед («Хочешь кататься? Давай починим!») или построить на втором этаже дачи комнату («Сам сделаешь – сам будешь тут жить!»). С дочкой – заняться кулинарными изобретениями («Ну, чем сегодня удивим гостей?») или на той же даче устроить цветочный сад («Не хуже, чем в Ботаническом саду!»). А потом всё это сфотографировать и вывесить в социальных сетях – пусть все «френды» полюбуются!
Кстати, в процессе такой совместной работы полезно не забывать про смартфон. Он в два-три клика даст подсказку при малейшем затруднении – объяснит, как устроена велосипедная втулка, подскажет редкий рецепт, назовёт нужную толщину фанерного листа для потолка дачной комнаты…
Но на главный вопрос вы не получите ответа даже в сто кликов – как стать своему ребёнку более близким другом, чем смартфон? Этот вопрос каждый из нас решает самостоятельно.