Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Семья и общество

Ностальгия по розгам

4 мин
901
(2)
14.01.18

Автор

Елизавета Зорина

Елизавета Зорина

Журналист

Теги по теме:

Поделиться:

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Одиозный предприниматель Герман Стерлигов выбросил на прилавки своих магазинов розги из ивовых и ольховых прутьев. Сам бизнесмен и многодетный отец рекламирует эту новинку в своем ассортименте в стиле ХХI века – как экологически чистый и совершенно безопасный для здоровья инструмент для порки детей. Более того, в комплекте к розгам продается бутылка колодезной воды для замачивания прутьев перед поркой, поскольку «такие розги мягкие и безопасные».

Трогательная забота о гигиене простирается до того, что в инструкцию по применению этого старинного инструмента родительского наказания включено предостережение: «Внимание! В водопроводной воде замачивать розги запрещено – возможно инфицирование кожи». И на закуску – маркетинговый бонус: бутылка колодезной воды выдается бесплатно вне зависимости от количества купленных прутов. Хотя цена и на один прутик вполне себе элитная – 180 рублей.

Именно шведские родители подали в 1982 году жалобу в Совет Европы, поскольку сочли, что запрет на родительскую порку нарушает их права на свободу вероисповедания. Ведь сказано в Библии: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его».

Инициатива сторонника традиционного образа жизни и традиционных, подлинно народных методов воспитания заставляет вернуться к вопросам, на которые в России ответили еще в ХIХ веке.

От порки до жертвоприношения

С формальной точки зрения новый товар на прилавках магазинов Стерлигова не противоречит действующему законодательству. В России нет законодательного запрета на телесные наказания детей. Хотя более двух десятков стран внесли в свои уголовные кодексы такую статью. Это не только толерантные Швеция с Германией и Данией, но и Украина, Монголия, Гондурас и даже Южный Судан. Правда, доподлинно неизвестно, насколько скрупулезна правоприменительная практика по статье о порке детей в прогрессивном Южном Судане.

Впрочем, телесные наказания детей под запретом далеко не во всех странах, которые по непонятным причинам называют цивилизованными. В Британии или США это вполне допустимо, если, конечно, суд не признает, что в каком-то конкретном случае имело место не наказание, а истязание. Закон там не столь уж и суров. Точнее, суров, но размыт. Так, в 2008 году Верховный суд Миннесоты признал, что 36 ударов деревянной тростью по филейным частям сына-подростка уже не родительское назидание, а, скорее, побои и истязания. Это судебное решение оспорили из опасения, что такой вердикт приведет к запрету телесных наказаний как таковых.

Кстати, и в Швеции тотальный запрет на телесные наказания тоже приживался нелегко и не сразу. В этой стране запрет на порку детей ввели в 1979 году. На тот момент более половины шведов полагали, что телесные наказания являются необходимой частью воспитательного процесса. Уже через 20 лет число сторонников палок, розог и ремня сократилось до 11%. Хотя именно шведские родители подали в 1982 году жалобу в Совет Европы, поскольку сочли, что запрет на родительскую порку нарушает их права на свободу вероисповедания. Ведь сказано в Библии: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его». Совет Европы в лице Комиссара по правам человека жалобу отклонил, сославшись на то, что право на свободу вероисповедания не может нарушать права других лиц на телесную неприкосновенность и достоинство личности. Логично, ведь иначе можно и до человеческих жертвоприношений докатиться. Вера бывает разной, как это ни прискорбно.

Ностальгия по розгам

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Попа Николая I и не такое видала

Российские сторонники порки, в частности, розгами или более привычным ремнем тоже любят ссылаться на Библию. А также на Домострой и аналогичные сочинения. Также популярны народные пословицы и поговорки: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «За дело побить – уму-разуму учить», «Это не бьют, а ума дают», «Поменьше корми, побольше пори». Можно привести еще дюжину таких же людоедских фольклорных мудрых мыслей.

Самую страшную картину родительской порки (не шлепок в сердцах, после шалости, а именно порку как наказание и назидание) описал Горький в своем «Детстве».

Еще со времен реформатора Петра Первого в обществе принято было критиковать воспитание «через сокрушение ребер», но ни в крестьянских, ни в купеческих, ни даже в дворянских семьях от телесных наказаний не отказывались. Розгами иногда секли даже императорских отпрысков.

Будущего императора Николая I и его братьев их наставник генерал Ламсдорф порол часто и сильно, без всяких скидок на царскую кровь. В ход шли не только любезные Герману Стерлигову розги, каковые он хочет вернуть в российский обиход, но и линейки с ружейными шомполами. 

Пороли всех. Русская классическая литература – лучшее тому подтверждение.

Лев Толстой и Горький против

О том, как их нещадно и порой незаслуженно пороли в детстве, вспоминали Тургенев, Некрасов, Гарин-Михайловский, Сологуб.

Порка была детским кошмаром Льва Толстого, хотя самого его миновала чаша сия. В своем первом романе «Детство» он с ужасом описывает бабкину гостью, которая ничтоже сумняшеся рассуждает о необходимости розог: «…сколько я ни думала, сколько ни читала, ни советовалась об этом предмете, все-таки опыт привел меня к тому, что я убедилась в необходимости действовать на детей страхом. Чтобы что-нибудь сделать из ребенка, нужен страх... не так ли, mon cousin? А чего, je vous demande un peu [я вас спрашиваю], дети боятся больше, чем розги?» А герой Толстого в это время думает: «Какое счастье, что я не ее сын». Вот так по-французски, но с прутьями.

Но, пожалуй, самую страшную картину родительской порки (не шлепок в сердцах, после шалости, а именно порку как наказание и назидание) описал Горький в своем «Детстве».

«Дед (...) выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него, дергая рыжую бороду, укусил ему палец. Он орал, тискал меня и, наконец, бросил на лавку, разбив мне лицо. Помню дикий его крик:

– Привязывай! Убью!

Помню белое лицо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела:

– Папаша, не надо!.. Отдайте...

Дед засек меня до потери сознания…»

Засек как раз розгами, которые мечтает вернуть в российскую педагогическую практику бизнесмен и патриот Стерлигов.

Будущий великий пролетарский писатель бунтовал, но был вынужден смириться. Однако деда возненавидел на всю жизнь.

И не надо домысливать, что, мол, писательский талант Горького был отрихтован теми самыми розгами.

Именно поротый гений, как никто другой, показал, что розги, как и другие виды порки, возведенные в систему, могут или ожесточить, или сломить маленького человека. Ничего более.

Так что розги – якобы новый товар, выброшенный на российский рынок одиозным бизнесменом Стерлиговым, – на самом деле вовсе не новый.

Русские мыслители давно вынесли розгам и порке суровый приговор. Кто не верит, перечтите еще раз «Детство» Горького.


Комментарии (2)

14.01.2018

Стерлигов, наверно, выложил этот товар из чувства юмора... Но я бы не отказался навестить его магазин со своим 8-летним сыном и спросить у него, может стоит прикупить для него розог? Иногда мой отпрыск так меня бесит, что действительно подумываю о телесном наказании! Слова уже не помогают!

Ответить Добавить ответ
01.02.2018

Интересно, а своих детей Стерлигов розгами воспитывал? Или только для наших предлагает, выставляя сей товар для продажи! Хорошо, хоть экологически чистые розги, а не помойке сорваны!

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)

Внимание!

Закрыть