Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Семья и общество

    Ностальгия по розгам

    Автор
    Елизавета Зорина
    Елизавета Зорина
    Журналист
    Подписка на автора

    Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
    В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

    подписаться
    14 января 18 в 00:00
    Ностальгия по розгам

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Одиозный предприниматель Герман Стерлигов выбросил на прилавки своих магазинов розги из ивовых и ольховых прутьев. Сам бизнесмен и многодетный отец рекламирует эту новинку в своем ассортименте в стиле ХХI века – как экологически чистый и совершенно безопасный для здоровья инструмент для порки детей. Более того, в комплекте к розгам продается бутылка колодезной воды для замачивания прутьев перед поркой, поскольку «такие розги мягкие и безопасные».

    Трогательная забота о гигиене простирается до того, что в инструкцию по применению этого старинного инструмента родительского наказания включено предостережение: «Внимание! В водопроводной воде замачивать розги запрещено – возможно инфицирование кожи». И на закуску – маркетинговый бонус: бутылка колодезной воды выдается бесплатно вне зависимости от количества купленных прутов. Хотя цена и на один прутик вполне себе элитная – 180 рублей.

    Именно шведские родители подали в 1982 году жалобу в Совет Европы, поскольку сочли, что запрет на родительскую порку нарушает их права на свободу вероисповедания. Ведь сказано в Библии: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его».

    Инициатива сторонника традиционного образа жизни и традиционных, подлинно народных методов воспитания заставляет вернуться к вопросам, на которые в России ответили еще в ХIХ веке.

    От порки до жертвоприношения

    С формальной точки зрения новый товар на прилавках магазинов Стерлигова не противоречит действующему законодательству. В России нет законодательного запрета на телесные наказания детей. Хотя более двух десятков стран внесли в свои уголовные кодексы такую статью. Это не только толерантные Швеция с Германией и Данией, но и Украина, Монголия, Гондурас и даже Южный Судан. Правда, доподлинно неизвестно, насколько скрупулезна правоприменительная практика по статье о порке детей в прогрессивном Южном Судане.

    Впрочем, телесные наказания детей под запретом далеко не во всех странах, которые по непонятным причинам называют цивилизованными. В Британии или США это вполне допустимо, если, конечно, суд не признает, что в каком-то конкретном случае имело место не наказание, а истязание. Закон там не столь уж и суров. Точнее, суров, но размыт. Так, в 2008 году Верховный суд Миннесоты признал, что 36 ударов деревянной тростью по филейным частям сына-подростка уже не родительское назидание, а, скорее, побои и истязания. Это судебное решение оспорили из опасения, что такой вердикт приведет к запрету телесных наказаний как таковых.

    Кстати, и в Швеции тотальный запрет на телесные наказания тоже приживался нелегко и не сразу. В этой стране запрет на порку детей ввели в 1979 году. На тот момент более половины шведов полагали, что телесные наказания являются необходимой частью воспитательного процесса. Уже через 20 лет число сторонников палок, розог и ремня сократилось до 11%. Хотя именно шведские родители подали в 1982 году жалобу в Совет Европы, поскольку сочли, что запрет на родительскую порку нарушает их права на свободу вероисповедания. Ведь сказано в Библии: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его». Совет Европы в лице Комиссара по правам человека жалобу отклонил, сославшись на то, что право на свободу вероисповедания не может нарушать права других лиц на телесную неприкосновенность и достоинство личности. Логично, ведь иначе можно и до человеческих жертвоприношений докатиться. Вера бывает разной, как это ни прискорбно.

    Ностальгия по розгам

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Попа Николая I и не такое видала

    Российские сторонники порки, в частности, розгами или более привычным ремнем тоже любят ссылаться на Библию. А также на Домострой и аналогичные сочинения. Также популярны народные пословицы и поговорки: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «За дело побить – уму-разуму учить», «Это не бьют, а ума дают», «Поменьше корми, побольше пори». Можно привести еще дюжину таких же людоедских фольклорных мудрых мыслей.

    Самую страшную картину родительской порки (не шлепок в сердцах, после шалости, а именно порку как наказание и назидание) описал Горький в своем «Детстве».

    Еще со времен реформатора Петра Первого в обществе принято было критиковать воспитание «через сокрушение ребер», но ни в крестьянских, ни в купеческих, ни даже в дворянских семьях от телесных наказаний не отказывались. Розгами иногда секли даже императорских отпрысков.

    Будущего императора Николая I и его братьев их наставник генерал Ламсдорф порол часто и сильно, без всяких скидок на царскую кровь. В ход шли не только любезные Герману Стерлигову розги, каковые он хочет вернуть в российский обиход, но и линейки с ружейными шомполами. 

    Пороли всех. Русская классическая литература – лучшее тому подтверждение.

    Лев Толстой и Горький против

    О том, как их нещадно и порой незаслуженно пороли в детстве, вспоминали Тургенев, Некрасов, Гарин-Михайловский, Сологуб.

    Порка была детским кошмаром Льва Толстого, хотя самого его миновала чаша сия. В своем первом романе «Детство» он с ужасом описывает бабкину гостью, которая ничтоже сумняшеся рассуждает о необходимости розог: «…сколько я ни думала, сколько ни читала, ни советовалась об этом предмете, все-таки опыт привел меня к тому, что я убедилась в необходимости действовать на детей страхом. Чтобы что-нибудь сделать из ребенка, нужен страх... не так ли, mon cousin? А чего, je vous demande un peu [я вас спрашиваю], дети боятся больше, чем розги?» А герой Толстого в это время думает: «Какое счастье, что я не ее сын». Вот так по-французски, но с прутьями.

    Но, пожалуй, самую страшную картину родительской порки (не шлепок в сердцах, после шалости, а именно порку как наказание и назидание) описал Горький в своем «Детстве».

    «Дед (...) выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него, дергая рыжую бороду, укусил ему палец. Он орал, тискал меня и, наконец, бросил на лавку, разбив мне лицо. Помню дикий его крик:

    – Привязывай! Убью!

    Помню белое лицо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела:

    – Папаша, не надо!.. Отдайте...

    Дед засек меня до потери сознания…»

    Засек как раз розгами, которые мечтает вернуть в российскую педагогическую практику бизнесмен и патриот Стерлигов.

    Будущий великий пролетарский писатель бунтовал, но был вынужден смириться. Однако деда возненавидел на всю жизнь.

    И не надо домысливать, что, мол, писательский талант Горького был отрихтован теми самыми розгами.

    Именно поротый гений, как никто другой, показал, что розги, как и другие виды порки, возведенные в систему, могут или ожесточить, или сломить маленького человека. Ничего более.

    Так что розги – якобы новый товар, выброшенный на российский рынок одиозным бизнесменом Стерлиговым, – на самом деле вовсе не новый.

    Русские мыслители давно вынесли розгам и порке суровый приговор. Кто не верит, перечтите еще раз «Детство» Горького.


    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть