Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Русская мать французского короля

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
11 августа 18 в 12:00
Русская мать французского короля

Ее звали Анна Русская, королева Франции, она родила долгожданного наследника престола и ввела в королевскую западноевропейскую моду греческое имя Филипп. Русские летописи о ней молчат.

Таинственная свадьба

В старинных русских летописях подробно рассказывается о сыновьях Ярослава Мудрого, а вот дочери не упоминаются вовсе, хотя все три стали королевами в Европе. Младшая, Анна Ярославна, носила корону Франции и подписывалась Анна-королева.

Мы мало что знаем о ее детстве и юности. Известно, что поначалу отец прочил ее за императора Священной Римской империи, но Генрих III предпочел другой политический альянс и женился на Агнессе Аквитанской, дочери потенциального союзника в войне с Францией.

Мало известно о том, как устроили французский брак Анны с уже немолодым Генрихом I. В различных французских монастырских хрониках упоминается несколько посольств со сватами в «земли руссов, у греческих границ» в 1048 и 1049 годах. Вероятно, сначала согласовывали брачное предложение, а потом забирали невесту.

Французский историк XVII века писал про это сватовство красиво: «До Генриха I Французского дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия (христианское имя Ярослава Мудрого), короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах».

Но, помимо красоты невесты, короля могло привлечь богатое приданое, поскольку территориальных приобретений и политических выгод брак с княжной из северных краев не сулил, а французские короли в те времена были не то чтобы бедны, как церковные мыши, но намного беднее многих своих вассалов.

Свадьбу сыграли, скорее всего, в мае 1051 года. А уже в 1052 году Анна родила королю долгожданного наследника, будущего короля Франции Филиппа I.

Русская мать французского короля

Отъезд княжны Анны Ярославны во Францию для венчания с королём Генрихом I

Источник фото: ru.wikipedia.org

Скорее всего, именно мать выбрала это греческое имя для сына. Ранее в Европе королевские семьи предпочитали совсем другие имена: Хлодвиг-Людовик, Вильгельм-Гийом или Карл-Шарль. Этот Филипп I стал не только первым королем с таким именем на французском троне, но и первым в бесконечной череде европейских принцев и королей, названных Филиппом.

Вскоре один за другим появились на свет еще трое детей, в том числе два сына – Роберт, умерший во младенчестве, и Гуго, который стал впоследствии графом Вермандуа и одним из героев первых крестовых походов.

Свою функцию королева выполнила. В первом браке у Генриха детей не было, а на момент рождения первенца ему было 44 года, и, по нынешним временам, староват для молодого отца. Собственно, с рождением детей семейная идиллия закончилась.

Чужестранка

А может быть, никогда не было этой идиллии? Ведь Генрих слыл женоненавистником.

Хронисты пересказывают странную легенду о первой брачной ночи Анны. Мол, она отказала супругу в близости и тогда он послал пятерых дворян, чтобы те изнасиловали строптивицу. Странный поступок для мужа, даже по меркам ХI века. Но хитроумная Анна встретила посланцев во всеоружии – с подносом, на котором стояли кубки с вином. Она пообещала, что отдастся тому, кто опустошит свой кубок первым. В общем, когда Генрих вошел в спальню, чтобы проверить, как обстоят дела, там была Анна в окружении пяти трупов – это были хитрые кубки с ядом, наследие от мачехи Ярослава Мудрого, византийской царевны. Вот тогда король полюбил и даже зауважал Анну, а она полюбила его.

Эта причудливая и страшноватая легенда больше рассказывает о нраве, собственно, короля Франции, а еще об отношении его самого и придворных к чужестранке, на диво образованной и не чуждой византийских коварных трюков.

Ее и впрямь воспринимали в Париже как «слишком умную». Пару лет назад в Сети гуляло письмо, написанное якобы Анной Ярославной отцу в Киев. В письме девушка жалуется на неграмотных грязнуль, которые читать-писать не умеют, языками не владеют и про баню даже не слыхивали. Письмо было юмористической подделкой, но до нас дошли и факты.

Исследователи считают подлинным письмо, отправленное королеве Франции папой Николаем II в 1059 году, то есть через восемь лет после свадьбы и вскоре после королевского охлаждения. Папа Николай пишет Анне Русской: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».

Впрочем, некоторые историки полагают, что эти комплименты вовсе не похвала, а порицание. Намек на то, что таланты Анны выглядят чрезмерными, то есть неподобающими для женщины. Автор письма в завуалированной форме указывает королеве вести себя скромнее.

Как бы то ни было, имя Анны снова появляется в королевских хрониках лишь во время последней болезни короля.

А после его смерти супруга Анна вместе с Бодуэном Фландрским стала опекуном малолетнего Филиппа I, то есть фактически регентшей Франции. Она даже участвовала в поездке королевского двора по владениям престола. Была она регентшей менее двух лет, но именно на Анну Русскую ссылались впоследствии французские легисты, когда заходила речь о назначении регентом королевы-матери.

Русская мать французского короля

Источник фото:  ru.wikipedia.org

Страсть, преступление, проклятие

Уже к концу 1061 года имя Анны Русской вновь исчезает из королевских рескриптов и установлений. Монастырский хронист объясняет это простыми словами: «Анна вышла за графа Рауля». За этой безликой констатацией факта скрывается похищение невесты, двоеженство, отлучение от церкви.

Ее избранником стал граф Рауль де Крепи.
Рауль – один из богатейших французских феодалов, чьи владения многократно превосходили королевские. Этот сеньор уже несколько лет постоянно находился при дворе, его место было сразу после пэров Франции и высших духовных лиц. Мы не знаем, сколько лет он смотрел несытым взором на свою королеву, пытался ли он соблазнить Анну еще до смерти супруга.

Но мы точно знаем, что он был женат вторым браком, обвинил жену в прелюбодеянии, прогнал ее и венчался с Анной, предварительно похитив ее во время охоты. Судя по всему, граф похитил королеву с полного ее согласия.

Этот брак был скандальным. Рауль был родственником короля Генриха. Его предыдущий брак не был расторгнут церковью, то есть после венчания с Анной он становился двоеженцем. Ради этого мужчины Анна бросила детей, младшему из которых не исполнилось еще семи лет.

Архиепископ Реймсский пишет папе Александру II: «Наша королева вступила в новый брак с графом Раулем, из-за чего король и весь двор в большом горе». Законная жена Рауля Алиенора также обращается с жалобой в Рим.

После церковного расследования Рауль был отлучен от церкви, что не слишком огорчило любящих супругов. Могущественный сеньор и экс-королева могли попросту не обращать внимания на отлучение от церковных таинств.

Правда, Анна основала монастырь Святого Винсента в Санлисе, именно там, где состоялось скандальное похищение. Как полагают, этот благочестивый жест должен был искупить грех незаконного замужества.

Они счастливо прожили вместе почти 14 лет. Рауль де Крепи умер 8 сентября 1074 года, а Анна вернулась ко двору. Последний документ она подписала в 1075 году, в этом акте ее именуют «матерью короля», без королевского титула. Как прошли последние годы жизни королевы Анны – также неизвестно. Никто не знает ни точную дату ее смерти, ни место захоронения.

Зато мы точно знаем, что ее старший сын король Филипп получил в дар от матери не только русскую кровь и греческое имя, но и унаследовал ее пылкую натуру. Он тоже похитил молодую супругу владетельного сеньора, венчался с ней и плевать хотел на церковное отлучение. Даже наложенный на все королевство интердикт не заставил его расстаться с Бертрадой де Монфор. А интердикт – страшное наказание, которое означало, что на территории Франции нельзя совершать церковные требы: крестить, венчать, отпевать. Но этот наполовину русский король Франции был готов на многое ради любви, как и его русская мать.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть