Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

С детьми надо разговаривать

24 марта 17 в 00:00
С детьми надо разговаривать

Что главное в вопросах воспитания ребенка в наш технократический XXI век? Почему старые традиционные методы не работают, и как в процессе воспитания не сделать из ребенка невротика? Как заложить основы самодостаточного человека, не навредить его развитию? Как воспитать личность? Об этом рассуждает семейный психолог Елена Петрова.

Время летит стремительно, и это не только кажущееся ощущение. Мир меняется на глазах. Прогресс достиг такого уровня, что вчерашние технические новинки, так называемые гаджеты, едва успев появиться на рынке, устаревают. Всерьез говорят о беспилотных авто и передаче информации с помощью чипирования. Причем здесь воспитание, скажете вы. Да все просто. Современное общество живет в условиях информационной насыщенности, на нас буквально обрушивается шквал новостей из ТВ, Интернета. Умная техника, которая якобы помогает нам жить, по сути разъединяет людей. Мы уже не пишем когда-то привычных писем от руки, с друзьями общаемся по СМС или «Скайпу», включаем малышу перед сном аудиосказки, на день рождения дарим электронные игрушки. Мы не успеваем общаться. Жизнь летит со скоростью ракеты. Особенно это касается мегаполисов. В таком режиме легко стать невротиком. Мы все время в тревожном состоянии, а значит, нуждаемся в большей степени поддержки.

Мы должны жить достойно, быть успешными, быть первыми. Так считает большинство. Но сколько сил и нервов мы тратим на это! И те же ценности мы вкладываем в наших детей. Как говорится, учим жизни, часто навязывая собственные стандарты. Наши невротические состояния, наши страхи передаются детям. Ребенок очень восприимчив к среде, в которой существует. Вроде в семье тихо и мирно, но если взрослые все время в напряжении, это подсознательно передается и детям. И главное, что не должно звучать из уст родителей, это фраза «Ты должен». Запомните: вы никому и ничего не должны. Вы можете. И ребенок никому ничего не должен! Не надо ему навязывать свои стереотипы и установки, не надо его с кем-то сравнивать. Ведь сравнение, как правило, понижает самооценку. Родители не говорят «Да, ты не очень хорошо знаешь математику, но ты пишешь стихи», а ругают свое чадо, что оно опять получило двойку, витает в облаках и занимается бог знает чем (пишет стихи). А может, нужно попробовать по-другому: «Странно, почему ты получил 2? А что, 4 не можешь? У тебя такие прекрасные стихи, я уверена (или уверен), что для человека, придумывающего классные рифмы, запомнить, как извлекать квадратный корень из 25, очень просто». И еще одна магическая фраза: «Я могу тебе помочь?». Именно вопрос, а не утверждение: «Я тебе помогу». Если вы утверждаете, то берете ответственность на себя и освобождаете от нее ребенка. А когда вы спрашиваете, вы заставляете его подумать и самому решить, что делать – воспользоваться вашей помощью или справиться с проблемой самостоятельно, а значит, совершить поступок и повысить собственную самооценку, совершить маленький подвиг.

Ребенка нужно принимать таким, какой он есть. Не стараться перестраивать его психику и уж тем более не ломать ее. Взрослый должен знать, что ребенок очень часто учит его сам: помогает быть более спокойным, уравновешенным, принимающим жизнь. Ведь ребенок ближе к природе по своему восприятию. В нашем стремительном времени многим психологически тяжело. И внутренняя перестройка проходит быстрее у тех, кто принимает жизнь такой, какая она есть. Не надо усугублять внутренний конфликт маленького человека. Он может уйти глубоко и обязательно проявится негативом в будущем. Приведу простой пример.

Малыш не хочет идти в детский сад. Надо понять – почему. Возможно, он боится оказаться в какой-то ситуации, которая в этом саду ему неприятна. Может быть, есть проблемы с воспитателями, может быть, со сверстниками или он просто не выспался. То же самое и с более взрослыми детьми. Возьмите за правило хотя бы полчаса, а лучше час в день, уделять своему ребенку. Говорите с ним. Не просто выполняйте то, что необходимо по обязательной программе семейного вечера: ужин, проверка уроков, сон, а именно разговаривайте по душам. Будьте по-настоящему внимательны. Ведь зачастую дети на первой стадии невроза маскируют проблему. Они маленькие, им страшно.

Они боятся вас огорчить, думают, что виноваты сами, а это уже формирует комплекс. Детские травмы забываются, но проблемы остаются. И когда человек становится взрослым, он понимает, что с ним что-то не так. Человек живет в неврозе. Я знаю таких пациентов, которые приходят и в 40, и в 50 лет и говорят: «Мне тяжело, я ничего не могу с собой поделать». Это уже определенное закрепившееся поведение. Человек хочет по-другому, но не может. Начинаешь разбираться и выясняешь, что корешок – в детстве, там эта заноза, которая отравляет жизнь. В большей степени это касается мальчиков, потому что женщина более адаптивна. Мужчина – глава семейства, он чаще занимает ответственные посты, ведет себя активнее, и часто это мешает ему меняться. Став сам родителем, он будет совершать те же ошибки воспитания, что делали его мама и папа, сформировавшие модель поведения.

Работая с семьей, психолог старается научить родителей правильному отношению к своему ребенку: чувствовать и понимать его, давать ему право на ошибку. Иногда достаточно просто пообщаться по душам, сходить в поход или попросить сына научить вас играть в компьютерную игру. Возможно, так вы поймете, почему он сидит часами в этих «дурацких» игрушках. И наверняка он с удовольствием пойдет делать уроки, если вы ему предложите сначала решить математику, а потом вместе поиграть в «стрелялку». Если у ребенка проблемы с поведением, расскажите, что были таким же хулиганом и вас тоже ругали, и посоветуйте этого не повторять, а самоутверждаться другими, положительными способами. Так вы психологически присоединяетесь к своему ребенку, вызываете его доверие. Он подсознательно понимает, что такой же, как и вы. Вы становитесь ближе. Доверяйте своему ребенку: если он говорит, что учительница «самодур» и поступила несправедливо, то вам не надо занимать позицию учителя просто потому, что она педагог и у нее есть профессиональный статус. Разберитесь в ситуации, и, если прав ваш ребенок, покажите, что вы готовы поговорить с учителем, что вы не на ее стороне.

И пусть он подрался, а вам пожаловались, не надо кричать «Драться нехорошо, не делай так больше!». Выясните, из-за чего была драка. Возможно, он защищал правое дело. Если заслуженно дал тумаков (о поножовщине тут речи нет) какому-то местному хулигану, то ничего тут страшного нет. Дайте понять, что драться можно и нужно, но объясните, в каких случаях стоит пускать в ход кулаки, отстаивая идеалы. Думаю, любой взрослый знает, что можно драться за правду, за Родину, за близких людей. Подумайте, откуда берутся герои. Взрослые, если бы их в детстве все время били по рукам, даже когда они поступали правильно, то вряд ли из них получились сильные личности. А иметь свое мнение и отстаивать его может только сильный человек.

Помогая ребенку поверить в себя, любой невроз уберете лучше, чем самый маститый психолог. Станьте другом своему ребенку. Это самая крепкая защита от любых психологических травм: и детских, и ваших!

Елена Петрова, семейный психолог.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть