Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Школа: НЕ лучшие годы

Камила Тухтарова
Подписаться 10
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Школа: НЕ лучшие годы

Изображение Наталия Когут с сайта Pixabay

Когда я вспоминаю свои школьные годы… А когда я вспоминаю свои школьные годы? Да почти никогда! Потому что, к сожалению, в памяти осталось очень мало хорошего. «Тухтарова, из тебя не выйдет ничего путного... Тухтарова, с такими оценками, как у тебя, лучше начать думать о чем-то профильном после 9-го класса...»

Начала ли я думать о чем-то профильном после 9-го класса? Нет. Был ли у меня перед глазами незыблемый авторитет учителя? Нет. А теперь давайте подробнее по пунктам.

«Это все временно»

Я училась в довольно хорошей школе. Не в гимназии, конечно, и не в лицее. Однако с достойным уровнем английского языка, с его углубленным, так сказать, изучением. Бесспорно, это плюс. И за это я даже готова сказать «спасибо».

Но и тут есть нюансы. Сегодня, спустя более 10 лет после окончания учебного учреждения, среди моих одноклассников и одношкольников хорошо знают язык единицы. База нам была дана хорошая, но серьезно ее дорабатывать мне пришлось уже в университете. То есть, иными словами, самостоятельно.

А ведь по большому счету у нас все так – самостоятельно.

Где сегодня все те отличники, которые ставились мне в пример? Где эти светлые умы, которым то и дело пророчилось прекрасное будущее? Да фиг их знает. Надеюсь, там, в прекрасном будущем. Однако из того, что я вижу в социальных сетях, в лучшем случае у этих ребят обычная, заурядная жизнь. Не хуже, но и не лучше моей. И извините меня, но, пожалуй, скорее, даже хуже моей.

Я гуманитарий. У меня были двойки по алгебре, геометрии и физике. И это был мой рок. От унижений меня не спасали ни блестящие знания по литературе и истории, ни, как модно сейчас говорить, «креативный подход» к обучению. Потому в школе… никому такой подход не нужен.

Постсоветское достояние берет свое и по сей день. Никуда не делось бытовое учительское хамство, никуда не делось и субъективное отношение учителей к детям. Модель «главный – подчиненный» работает на ура.

Были у меня в школе, конечно, хорошие наставники. Но их было критически мало. Я сталкивалась и с высмеиванием внешнего вида со стороны и с высмеиванием, не побоюсь сказать, своих умственных способностей. Благо семья у меня отличная, и родители настраивали меня как надо: «Это все, Камила, временно. Вырастешь – покажешь всем, кто есть кто на самом деле».

Учиться для себя

Примерно так и вышло. Маме было наплевать на мои тройки по математике, потому что мама всегда знала, что это не мое. Единственным требованием со стороны родителей ко мне было: «Занимайся хорошо и упорно теми предметами, которыми хочешь и будешь заниматься после школы».

Так я и делала. И делала я это в первую очередь для себя. Но и тут удивительным образом приходилось несладко. Например, как-то учительница литературы довела меня до слез, поставив тройку за сочинение по «Человеку в футляре». Ей, видите ли, конец произведения казался иным. Ну, то есть не таким, каким он казался мне. Я тогда задумалась: а как вообще можно спорить о литературе? И уж тем более ОЦЕНИВАТЬ мнение ребенка на этот счет?

Школа: НЕ лучшие годы

Изображение Mario Hernandez с сайта Pixabay

К счастью, в старших классах учитель по этому предмету сменился, и все перевернулось на 180 градусов. Наталье Васильевне я благодарна от всей души до сих пор. Она, будучи режиссером ГАТИ по первому образованию, занималась с нами скорее как в театральном кружке, чем как в убогом советском кабинете литературы. Она действительно помогала нашим талантам развиваться, помогала учиться думать шире и видеть дальше.

Спасибо таким учителям, как Наталья Васильевна.

Никогда не забуду, как В ПЕРВОМ КЛАССЕ учитель музыки сказала моему однокласснику, цитата, что «засунет его голову в дверной проем и хлопнет дверью, чтобы та лопнула, как арбуз». Семилетнему ребенку! Который, можно сказать, только-только сделал свой первый шаг навстречу большому, взрослому будущему!

Учительница русского языка предлагала девочке из параллельного класса поставить шляпу в рекреации, чтобы другие дети кидали ей туда монетки, ведь «родители-нищеброды уже второй месяц не в состоянии сдать деньги в фонд школы».

Это все вообще как?!

И я даже слушать не хочу весь этот бред про низкие зарплаты и тяжелую жизнь, про сложности на личном фронте и накопившуюся усталость. Никто. Никого. Нигде. Не держит. Это сугубо ваши проблемы, которые ни в коем случае не должны травмировать детей! Ведь, по сути, профессия учителя важна примерно так же, как профессия врача. Эти люди непосредственно влияют на наши жизни, формируют наше представление о самих себе и во многом даже предопределяют наши судьбы.

Если растить Петю дураком – Петя вырастет дураком. Если ежедневно говорить Маше, что она хуже всех, – она реально станет хуже всех. Это элементарный закон мироздания.

Учитель НЕ всегда прав

А дальше начинаются разговоры: учитель – это не услуга, учитель – это почетный титул, который люди этой профессии носят подобно ордену всю свою жизнь.

Титул? Орден? Когда голову семилетнего ребенка, как арбуз, трескать собираются?!

Ну ладно. Это все больше о лирике. Давайте о самом образовании. Учебники обновляются медленнее скорости передвижения улиток. Подход к преподаванию такой же, как был лет 50 назад. Зубрежка и наказания за ее отсутствие, поощрение лизоблюдства и наказания за его отсутствие. Никакого, НИКАКОГО пространства для творчества и самостоятельности. Новые методики тупо не приживаются, потому что все новое априори неправильное.

«Самодеятельность» в российской школе – это слово скорее с негативным оттенком.

И что мы имеем в итоге? Огромный процент закомплексованных выпускников, запуганных и затравленных как одноклассниками, так и учителями.

Все чаще прогрессивные родители задумываются о домашнем обучении. А некоторые в итоге к нему и приходят. Кто-то забирает своих детей после первых классов школы, кто-то вовсе их туда не отдает. А что, собственно, там делать 11 лет? Учиться складывать и вычитать вплоть до пятого класса? Терпеть неприятные высказывания в свой адрес со стороны малознакомых людей? Под копирку делать все то, что делают остальные? И речь ни в коем случае не идет о затворничестве или негативном настрое к миру. Нет. Все наоборот. Такой настрой скорее разовьется в школе, чем вне ее. Существует банальная разница в восприятии информации. Одно дело, когда ребенок сидит в душном классе с 30 такими же детьми и пытается с первого раза понять то, что ему не очень-то доходчиво объясняют. Другое дело, если он занимается дома или на природе по индивидуальной программе с подобранными специально ему педагогами. Почему нет? И не надо говорить об изоляции. Вместе с этим малыш может прекрасно ходить на секции, в музеи, в театры, слушать лекции, которые ЕМУ будут интересны и полезны, общаться со сверстниками и с теми, с кем ЕМУ хочется и приятно общаться. Он изначально, с детства имеет право выбирать. И это не так дорого, как кажется.

***

Я не хочу этим своим текстом пугать родителей или внушать кому-либо, что школа – это плохо. Школа – это никак. Она была, есть и будет. Тут вопрос лишь в отношении в этому нелегкому, длительному процессу.

После 11-го класса я поступила на Восточный факультет СПБГУ и получила там очень достойное образование. Во-первых, в школе никто не понимал, зачем учиться на Востфаке: «Что ты потом будешь делать?», во-вторых, мне пророчили НИКОГДА туда не поступить, а в-третьих, Университетская набережная – далеко от Гражданского проспекта. Чем не аргумент?

Короче, все со мной хорошо, несмотря на все тяготы школьной жизни. Я не плакала на последнем звонке и ни по кому там не скучаю. Учитель для меня – это просто учитель, с которым можно и НУЖНО спорить, зная о его неправоте. А еще вот что: даже если в школе плохо – школа закончится, иначе быть не может, а истина – только в наших сердцах и головах.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть