Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Школа XXI века – какая она?

Автор
Сергей Ачильдиев
Сергей Ачильдиев
Литератор
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
23 сентября 18 в 10:54
Школа XXI века – какая она?

«Учись, мой сын: наука сокращает / Нам опыты быстротекущей жизни…», – наставлял царь Борис Годунов царевича Феодора. Царевич молча внимал словам государя.

А жаль, что не поинтересовался: сколько учиться-то?

Вопрос этот с каждой новой эпохой становится всё более актуальным. В самом скором будущем он может сильно огорчить тысячи наших детей. Дело в том, что накануне нынешнего учебного года в Государственной думе заговорили о необходимости перейти на 12-летнее школьное обучение, как, дескать, это уже давно принято во многих европейских странах.

Пока кто-то высказывается за, кто-то – против, ничего конкретного. Но мы же знаем: у нас испокон века принято ругать Запад с тем же рвением, с которым мы перенимаем разные его новации. В том числе в образовании. Достаточно вспомнить Болонскую систему, скопированную нами для отечественных вузов, а потом ЕГЭ, внедрённый в наши школы. Причём в обоих случаях всё делалось срочно, ломая через коленку всю отечественную систему образования вместе с преподавателями и учениками.

Не удивляйтесь, если уже нынешней осенью отдельные депутаты, чиновники и телевизор начнут нас убеждать в том, что продлить детям школьное счастье ещё на годик крайне необходимо, поскольку полезно.

В общем, не удивляйтесь, если уже нынешней осенью отдельные депутаты, чиновники и телевизор начнут нас убеждать в том, что продлить детям школьное счастье ещё на годик крайне необходимо, поскольку полезно. И вроде как это будет очень даже логично, ведь объём знаний, необходимых современному человеку, в последние несколько десятилетий возрос неимоверно, да и многие облечённые властью доброхоты, что ни день, настойчиво предлагают включить в школьную программу то одну дисциплину, то другую.

Кто обеспечил наши победы в ХХ веке

В 1908 году, ровно 110 лет назад, в России был принят закон о введении бесплатного обязательного начального обучения детей 8-12 лет. Но страна должна была не сразу перейти к всеобщей грамоте, а в течение ближайших десяти лет. Да и закон был принят с огромным опозданием. По крайней мере, на десятилетие, потому что ещё всеобщая перепись 1897 года показала: грамотных в империи – всего 21%, один человек на каждые пять жителей. А ведь ещё в 1871 году после победы во франко-прусской войне Отто фон Бисмарк произнёс фразу настолько верную, что она быстро стала крылатой: «Войну выиграл прусский учитель».

Школа XXI века – какая она?

Источник фото: shutterstock.com

Эта неспешность дорого обошлась царской России. И в войне 1905 года с Японией, и в начавшейся в августе 1914-го Первой мировой, и, конечно, в 1917-м. Образованный солдат понимает не только, как воевать и что родина – это вся страна, а не только твоя деревня, он к тому же не купится на призывы типа «Грабь награбленное!», потому что знает: любой грабёж – преступление.

После окончания Гражданской войны большевики начали с ликвидации безграмотности и всеобщее начальное обязательное образование ввели фактически только с сентября 1930 года. В 1933–1937 годах перешли к обязательному 7-летнему обучению детей, но лишь в городах и рабочих посёлках, на селе оно стало обязательным в первой половине 1950-х. В 1956-м была отменена плата за обучение в старших классах школ и средних специальных учебных заведениях, а также в вузах. Так, на 40-м году советской власти у всех детей, наконец, появились равные возможности.

В 1958–1962 годах перешли от всеобщего обязательного 7-летнего образования к 8-летнему. В 1977-м в качестве полного среднего образования утвердили 10-летний курс школьного обучения. И, наконец, в 1984-м общеобразовательная школа стала 11-летней.

Несмотря на все красивые лозунги, в СССР, как и во всех других странах – коммунистических или капиталистических, – переход от одного этапа в развитии народного образования к другому диктовался сугубо утилитарными государственными интересами. Сначала надо было уметь управлять трактором, потом – самолётом, ещё позже – космическим кораблём. Без полноценного базового школьного образования освоить множество сложных профессий, появившихся в ХХ веке, было просто невозможно.

Все победы, которые одерживала наша страна в минувшем столетии – на поле боя, за кульманом, в цехе, в космосе, – принадлежали, в первую очередь, отечественному учителю.

Так что все победы, которые одерживала наша страна в минувшем столетии – на поле боя, за кульманом, в цехе, в космосе, – принадлежали, в первую очередь, отечественному учителю. Причём независимо от того, где он трудился, – в общеобразовательной школе, Доме пионеров и школьников, военном училище, ПТУ, вузе или на ускоренных курсах подготовки младших командиров Красной армии.

Облик ласковый! Облик милый!

Однако XXI век – не чета ХХ веку. Переходи хоть на 12-летнее школьное обучение, хоть на 20-летнее, это ровным счётом ничего не даст. Нынешнее столетие принципиально иное: оно уже не индустриальное, а модернизационное.

Интеллектуальная продукция – новые гаджеты, программные продукты, патенты – уже теперь обеспечивает большую выручку, чем торговля вооружением, чугуном, газом или нефтью. Не случайно первая компания, перешагнувшая рубеж своей капитализации в триллион долларов, – Apple.

Вне всякого сомнения, в достаточно близкой перспективе новые технологии будут ещё более революционными и рождаться станут гораздо быстрее. А значит, и жизнь качественно изменится. Как именно – этого, конечно, никто не знает. Но общие тенденции изменений на рынке труда, думаю, достаточно ясны.

Школа XXI века – какая она?

Источник фото: shutterstock.com

Десятки и даже сотни распространённых в наши дни профессий, особенно те, что связаны с тяжёлым и монотонным трудом, уйдут в прошлое. Роботы выполнят эти виды работ быстрее, качественнее и дешевле.

В особой цене окажутся те, кто привык думать, обладает инициативой и творческими способностями. Да вдобавок умеет разбираться не только в каком-то одном узком сегменте проблемы, но и в смежных. Учёный, работающий в ЦЕРНе на БАКе (Большом адронном коллайдере), рассказывал мне, что в их огромном интернациональном коллективе при возникновении каких-либо «затыков» зовут русских, потому что они получили более широкое научное образование.

Ещё будут цениться специалисты-аналитики, особенно если они способны к масштабному видению той или иной ситуации. Уже сегодня в некоторых английских банках принимают на работу выпускников… филологических факультетов. Считается, что банковскому делу можно обучить и на специальных курсах, а вот высокий уровень общей культуры, необходимый для широты взглядов, так легко не даётся…

Юный обладатель аттестата зрелости в XXI веке должен будет обладать не столько огромным набором знаний, сколько огромным набором личных качеств – умением и желанием постоянно учиться, высоким уровнем интеллекта, творческим началом, широтой кругозора.

Иными словами, юный обладатель аттестата зрелости в нынешнем столетии должен будет обладать не столько огромным набором знаний, сколько огромным набором личных качеств. Это умение и желание постоянно учиться, высокий уровень интеллекта, творческое начало, широта кругозора…

Готовы ли наши школы к решению таких задач? Разве что элитные. Все остальные – а их подавляющее большинство – ориентируются совсем на другое: натаскать детей на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, а также вовремя подготовить и отправить в вышестоящие инстанции все отчёты по успеваемости, внеклассной работе и прочее. Простите, я неправильно написал: не ориентируются – вынуждены ориентироваться, потому что этого требуют Министерство просвещения, городской комитет по образованию, районный отдел образования, Рособрнадзор... А кроме того, почти все учителя, чтобы хоть что-то заработать, вынуждены трудиться на две ставки и даже больше.

Естественно, что в таких условиях чаще всего творчество в школах отходит на второй план. Об индивидуальной работе с учениками, которых в каждом классе по 30-40 человек, остаётся только мечтать. А шаг в сторону от программы карается строжайшим образом.

Ну, и сможет ли российский учитель и школа вместе с ним в таких условиях одержать победы в XXI веке? Боюсь, если школу и учителей не сделают свободными и обеспеченными, – вряд ли.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть