Источник фото: lookstudio на Freepik
Школьники, у которых не развита мотивация к обучению, дети с недостаточно сформированными общими способностями, ученики с неразвитыми умениями и навыками учебы – все это признаки неуспевающих.
Школьный период достаточно непростой: умственная и физическая нагрузка, смена обстановки, изменение режима дня ребенка. Эти и многие другие обстоятельства влекут за собой большой риск возникновения актуальной проблемы современных детей – так называемой школьной неуспешности.
В чем разница между неуспеваемостью и дезадаптацией? К сожалению, эти понятия взаимосвязаны, без одного не будет и другого. Светлана Фролова, кандидат психологических наук, поможет родителям разобраться в причинах нарушения процесса приспособления ученика к условиям школьной среды и расскажет об основных индивидуальных программах коррекции.
Дезадаптация ребенка в школе: что это и как с ней справиться
Сталкивались ли вы с таким понятием, как «трудный ученик»? Чаще всего такой ярлык учителя вешают из-за неприспособленности ребенка к школьной жизни, которая негативно влияет на его успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье.
Обычно дезадаптация в школе происходит у первоклассников. Ребенок привык к детсадовскому или домашнему укладу жизни, но когда он попадает в школу, где действует жесткий распорядок дня, учителя требуют дисциплины и ставят оценки, будущий ученик теряется и переживает шок. Неуспех в обучении по программам, постоянные стрессы по отдельным предметам, взаимодействие с новыми педагогами – с такими последствиями сталкивается ученик, а также его родители, если ребенок заранее не был подготовлен к изменениям. Но проблемы можно решить, если вовремя распознать причину и принять меры.
Дезадаптация чаще всего возникает в переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье и конфликтов с другими учениками. Рассмотрим причины, которые приводят к трудностям в обучении:
-
Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку; неадекватность воспитательных мер; несправедливое, грубое отношение учителя; занижение оценок.
-
Семейный фактор: дисгармония и тяжелый эмоциональный климат в семье; трудовая незанятость или чрезмерная занятость родителей; алкоголизм одного или обоих родителей; хронические, в том числе психические заболевания членов семьи; отторжение ребенка родителями, его заброшенность, запущенность; гиперопека со стороны родителей, вседозволенность.
-
Средовой фактор: влияние среды сверстников, улицы; наличие искаженного образа лидера, кумира; притягательность острых ощущений и новых впечатлений.
-
Социальный фактор: приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества.
-
Соматический фактор: наличие тяжелых соматических заболеваний.
-
Психический фактор: тяжелые психические заболевания; проявление патологических черт характера (возбудимость, дисгармоничность, неустойчивость, аутичность); патологическое протекание пубертатного кризиса; наличие невротических реакций и реактивных депрессий, неврозов; задержка психического развития, особенно в сочетании с педагогической запущенностью; резидуально-органические поражения ЦНС с искажением познавательных процессов, гипердинамическим синдромом.
-
Коррекционно-профилактический фактор: наличие или отсутствие коррекционной и (или) профилактической работы.
-
Фактор асинхронного развития когнитивных функций: несформированность (задержка развития) психических функций ребенка (например, мелкая моторика, зрительно-пространственная ориентировка, темп переработки и объем запоминания слуховой и зрительной информации, регуляторные трудности).
Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей. Важно учесть все нюансы: тип нервной системы, школьные взаимоотношения и успеваемость, стиль воспитания и семейные ценности. Стоит проводить профилактику дезадаптации – это поможет ребенку избежать проблем.
Источник фото: zinkevych на Freepik
-
Обычно готовность к учебе формируется в 7–8 лет. Не стоит отдавать ребенка в школу раньше.
-
Подробно расскажите ребенку, что его ждет в школе, покажите на своем примере, что учиться – это здорово.
-
Личный родительский опыт поможет ребенку быстрее адаптироваться в новой для него среде.
-
Не забывайте в домашних условиях развивать память, внимание, логическое мышление, чтобы ребенок «с первой минуты» был готов включиться в учебный процесс.
-
При возникновении каких-либо трудностей не стесняйтесь обратиться к специалисту.
Профилактика школьной дезадаптации
Любовь и поддержка близких – это то, что нужно для эффективной адаптации. Без взрослых ребенок не справится. В помощи важно взаимодействие близких, учителей и специалистов.
1. Поддержка и психологическая помощь. Главная задача – взаимодействие семьи, школы и специалистов. Прежде всего ребенок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист поможет прояснить и сформулировать причины дезадаптации, а затем совместно с семьей составить маршрут к решениям. Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребенка с пониманием.
2. Хобби, спорт и увлечение. Постарайтесь найти для всей семьи общее увлечение, которое поможет ребенку абстрагироваться от школьных проблем и с удовольствием проводить время с близкими. Новый опыт поможет обрести уверенность в себе.
3. Помощь школы. Рассказывайте учителю о неприятностях своего ребенка. Профилактика дезадаптации в школе включает в себя создание компенсационных учебных классов и, при необходимости, использование психологических консультаций. Возможен и другой вариант – смена формата обучения или введение дополнительных занятий в режиме онлайн.
Сама школа – фактор, который способствует появлению дезадаптации. Учителя неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта, благоприятного эмоционального климата в классе. Однако, чтобы полностью избежать возникновения школьной дезадаптации, родители, педагоги и психологи должны помнить, что каждый из учеников требует подхода, который соответствует его индивидуальным особенностям.