Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Святочные гадания

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
18 января 18 в 00:00
Святочные гадания

Источник фото:  https://www.shutterstock.com/

Самый яркий эпизод русских зимних праздников между Рождеством и Крещением – это, несомненно, колядование и гадание. Сейчас к этой традиции, имеющей глубокие дохристианские корни и связанной с земледельческим обрядовым календарём, снова возрос интерес, особенно у просвещённых горожан. Люди, выросшие среди асфальта и Интернета, вдруг начинают чувствовать, что какую-то сторону жизни они упустили. И она не на тайских пляжах и не в бразильских сельвах, она в русской деревне. А ведь очень многие горожане уже обзавелись не только сакраментальной шестисоточной дачей, но и нормальным "домиком в деревне". И приезжают в свои любимые деревни не только летом, но и на все длинные выходные. И на зимние, конечно, тоже.

Власть тьмы

А что делать зимой в деревне? Печку топить, кашу варить, на звёзды смотреть, скрипеть снегом, если он есть, дышать свежим воздухом. И, конечно, колядовать и гадать.

Славяне верили, что год умирает, а потом возрождается, и на стыке света и тьмы происходит столкновение прошлого, которое олицетворяют тьма и зима, и настоящего, в котором вскоре будет весна.

Мои познания об этих традициях почерпнуты от двух великолепных специалистов по русскому фольклору – Натальи Михайловны Герасимовой и Изабеллы Иосифовны Шангиной. Увы, Натальи Михайловны уже нет с нами, но она выучила множество студентов в Большом университете, а Изабелла Иосифовна всё ещё трудится в Российском этнографическом музее. Больше, чем эти две учёные дамы, о русском фольклоре знать едва ли возможно.

Наверное, многие знают, что 21-22 декабря случается перелом в году: после самой длинной ночи и самого короткого дня свет начинает прибывать, а тьма – убывать. Но она ещё очень сильна, эта тьма, в компании с зимним холодом, поэтому может показать человеку, кто в доме хозяин. Славяне верили, что год умирает, а потом возрождается, и на стыке света и тьмы происходит столкновение прошлого, которое олицетворяют тьма и зима, и настоящего, в котором вскоре будет весна. Считалось, что в эти дни времени как бы нет: длинные вечерние и утренние часы с лучиной, беспокойная ночь с шуршанием домовых за печкой, а дня – всего-то несколько часов, да и то часто без солнца. Власть тьмы! На много-много дней...

Святочные гадания

Источник фото: https://pixabay.com/ru/дерево-ночь-луна-свечения-одиноко-2067084/

Что парни, что девки – один чёрт

И тут появляются ряженые. Они олицетворяют собой тёмные силы, нечисть, они закрывают свои лица страшными масками, чтобы полностью маскировать свою человеческую природу. И они не играют в нечисть, они ею становятся, проникаются её тёмным страшным духом. Поэтому те действия, которые они производят, легко можно было бы приписать разбушевавшейся стихии. Ряженым полагается пакостить в деревне как можно сильнее: развалить поленницу дров, сломать забор, разбросать сено, другое имущество, заморозить ворота или дверь – поливать их на морозе водой, чтобы потом не открыть было. Бегают по улицам, колотят снаружи большими палками по стенам, да норовят в красный угол попасть, чтобы иконы попадали на пол. Однако же запрещалось наносить непоправимый ущерб: что-то поджигать, ломать дорогие вещи, причинять людям и скоту увечье.

Ряжеными по традиции могли быть только неженатые взрослые парни – это существа, у которых нет своего имущества, стабильных обязанностей, ответственности, идеальные черти. В некоторых местностях ряжеными бывали и незамужние девки – это где парней не хватало или девки были очень забористые.

Ряжеными по традиции могли быть только неженатые взрослые парни – это существа, у которых нет своего имущества, стабильных обязанностей, ответственности, идеальные черти. В некоторых местностях ряжеными бывали и незамужние девки – это где парней не хватало или девки были очень забористые. У них была своя функция: пока парни разрушали, девки гадали деревенским, часто насильственным путём – по-цыгански, типа "позолоти ручку, а то не отстану от тебя".

Ввалившись в чей-нибудь дом, они затевали соответствующие игры. Например, играли в "умруна" – покойника. Одного из парней наряжали мертвецом, он должен быть весь в рванине – это связано со стихийностью, неопределённостью его положения между живыми и мёртвыми. Рожу ему мажут белым – мукой или мелом, чтобы был как будто обескровлен, поскольку мёртвый, загробный мир связан с утратой жизненных сил. И такого "умруна" несли в дом, где собрались девки на святочные гадания. Принесли, говорят: "Шли по кладбищу, нашли покойника – не ваш ли?". Девки начинают метаться, визжать, испытывая настоящий ужас. Парни ловят какую-нибудь из них и заставляют поцеловать покойника, девка сопротивляется, но целует, а он как вскочит и давай белый, в лохмотьях, по избе бегать.

Не подашь пирога – уведём корову за рога

В принципе, каждый год повторяется одно и то же, но этот неукоснительно соблюдающийся ритуал – как точка отсчёта: вот первобытный чёрный хаос, из хаоса творится новый мир, день будет длиннее, придёт весна. Крестьяне боялись нарушить этот ритуал, потому что полностью зависели от природы: не будет урожая, доброй охоты и рыбалки – придут болезни и голод, все умрут. Поэтому строгое следование традиции поддерживалось обществом.

Парни на самом деле тоже гадали, но использовали гадания женские, ничего своего не выдумывали. Зато они могли активно мешать гадать девкам – не вовремя заскакивая в избу, подделывая атрибуты.

Когда ряженые уставали бесноваться, они устраивали посиделки, обычно снимали за плату избу у бобыля или вдовы, там ели, пили, отдыхали. Еду и питьё часто им поставляли девки, которые ходили вместе с детьми колядовать. Но главную роль в колядках играли дети. Это сейчас колядуют все подряд, а по традиции это могли делать только юные создания. Они наряжались кто во что горазд, украшались как могли: кто в бабкину шаль и жемчуг, кто в папашин тулуп и городскую шапку. Колядовщики ходили и до Рождества, и после, а в само Рождество обязательно надо носить палку со звездой (как у некоторых современных Дедов Морозов). У них был особый фонарь со стёклами из слюды, дети пели куплеты-колядки, славили хозяев, Христа и святых. Им полагалось за это дать печенья, пирогов, пряников. Не дать нельзя, а то плохо будет, об этом пели прямо: "Хозяюшка, подай пирога, не подашь пирога – уведём корову за рога". Это и есть будущее наказание, но все знали, что корову не дети уведут, а она сама сдохнет или потеряется, то есть природа накажет, а дети выступают от имени сил природы. На праздничный стол в это время под скатерть клали сено, чтобы на столе никогда не было пусто.

Святочные гадания

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Гадания продолжались почти каждый вечер, но разные вечера считались по-разному пригодными для этого мероприятия: в одни дни любое гадание было верным, в другие – можно и пренебречь предсказанием. Девки гадали на женихов, на будущую семейную жизнь – в бане, на перекрёстке, у проруби. Бабы порой гадали на смерть мужа и здоровье детей. Парни на самом деле тоже гадали, но использовали гадания женские, ничего своего не выдумывали. Зато они могли активно мешать гадать девкам – не вовремя заскакивая в избу, подделывая атрибуты. Так гадала одна девка из уральских сказов, записанных Бажовым: надо было ночью повесить на чердаке свой гребешок, если поутру там будут волосы – значит, замуж выйдешь за того, у кого такие волосы. Обиженный девкой младший брат гребешок на чердаке нашёл, коня вычесал, а потом, когда сестра хвасталась подружкам будущим женихом с пышными волосами, рассказал, что волос-то конский, то-то беднягу потом задразнили.

Шли бы вы в баню

Самым страшным гаданием считалось банное, потому что там живёт домовой – байник, он может заморочить насмерть. Ведь при гадании снимали нательный крест, потому что гадающий входит в область, для верующего закрытую, он переступает черту загробного мира, где ему должно открыться будущее. А пока он без креста, нечисть может его извести. В архангельских деревнях бытует легенда о девках, которые гадали в бане: к ним пришли парни, одна девка уронила кольцо, полезла под лавку – а у парней-то копыта вместо ног. Девка убежала из бани, а подружек её поутру мёртвыми нашли.

Одно из известных банных гаданий – на зеркале: ставятся друг против друга два зеркала, две свечи, создаётся некий коридор, в котором должна появиться нечистая сила и ответить на заданный вопрос. Когда в зеркале появляется отражение, если вовремя не остановиться, то отражение может стать реальностью – в воображении девки – и свести её с ума.

Все те, кто дико беспредельничал, скоморошничал, хулиганил, все они должны очиститься от скверны в Иордани. Иордань вырубали во льду в форме креста, туда окунаются, священник набирал оттуда воды и брызгал тех, кто не мог окунуться по болезни или по иным причинам.

На перекрёстке надо было встать с блином на голове и слушать: откуда какой звук идёт, такая и судьба будет. Если музыка – то хорошо, а если вой – то плохо. И с какой стороны послышится – туда тебе и дорога будет. А в прорубь нагретый камень из бани бросали: если он без пузырей тонет – то семейная жизнь будет спокойной, а если с бурунами – то наоборот. Гадали и дома: наливали каждый в свою ложку воду, относили в сени, смотрели, как вода замёрзнет. Если горкой замёрзнет – умрёт хозяин ложки (ассоциация с могильным холмиком), застынет с ямкой – тоже (могильная яма), а если ровно останется – то жить будешь. Можно было и по-другому узнать о смерти: со свежего хлеба срезали корку, прилаживали к лицу, как маску, делали две дырки для глаз и сквозь эту маску заглядывали с улицы в избу. Кого увидишь первым – тот первым и помрёт в этом году. Под окнами чужих изб слушали: если в избе разговор весёлый – то будет твоё замужество лёгким, а если там орут или дерутся – то и муж тебе достанется соответствующий.

И вот это беснование продолжалось ровно до Крещения. А дальше – как рубильник повернули. Все те, кто дико беспредельничал, скоморошничал, хулиганил, все они должны очиститься от скверны в Иордани. Иордань вырубали во льду в форме креста, туда окунаются, священник набирал оттуда воды и брызгал тех, кто не мог окунуться по болезни или по иным причинам. Так резко прекращается период святок и мир входит в организованный порядок, чтобы проследовать очередной годовой цикл.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть