Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Типы мышления. Этапы развития дошкольников

2 ноября 17 в 21:44
Типы мышления. Этапы развития дошкольников

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Ребенок рождается беспомощным, не способным самостоятельно двигаться, говорить, мыслить. К 7 годам он проходит огромный путь, превращаясь в личность, которая обладает багажом знаний, умений и навыков и имеет сложный внутренний мир. Первые 7 лет жизни малыша – это период физического, умственного и духовного формирования.

Этапы развития дошкольников

Дошкольный возраст – период бурного развития. В это время ребенок учится владеть своим телом, развивается речь, восприятие, внимание, память, воображение, формируется эмоциональная сфера и самосознание. Это возраст формирования и развития у детей умственных способностей.

Этап младенчества (от рождения до 1 года)

В этом возрасте ребенок осваивает координацию, развивает чувственное (сенсорное) восприятие мира – слух, зрение и осязание, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на физическое, психическое и умственное развитие ребенка. Происходит накопление опыта. К году ребенок произносит только отдельные звуки, но понимает почти все слова, которые вы ему говорите.

Этап раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Ребенок становится более автономным, он уже успел насладиться первыми победами, поэтому с удовольствием продолжает развивать навыки и умения. Это возраст «почемучек».

Этап дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Ребенок учится отстаивать свое мнение и проявлять характер. Проявляются первые попытки осознанного контроля эмоциональной сферы.

Типы мышления. Этапы развития дошкольников

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Типы мышления

Типы мышления ребенка можно соотнести с возрастными этапами его развития. Зная, какое мышление у детей дошкольного возраста, можно безошибочно подбирать для ребенка развивающие игры.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с младенчества и преобладает до 3 лет.

В это время ребенок просто наблюдает за различными ситуациями. А потом на основе полученного опыта выбирает необходимое действие. Например, вы спрятали игрушку в правой руке, если ребенок выбрал левую и не нашел игрушку, он потянется к правой руке, предполагая, что игрушка может быть там. Такой тип мышления еще называют «метод проб и ошибок».

Наглядно-образное мышление

К 3-4 годам к наглядно-действенному мышлению подключается наглядно-образное.

Этот тип мышления ярко проявляется в способности создавать и воспроизводить образы. Например, рисуя домик, ребенок воспроизводит не конкретный дом, а закрепленный у него образ – стены, крыша, окна.

В этот период важно, чтобы у ребенка была возможность перекладывать существующие образы на бумагу или воплощать их в пластилине.

Логическое мышление

Словестно-логическое мышление характерно для возраста 5-6 лет.

Появляется способность не просто сообщать какие-то факты, а анализировать их. Ребенок с наглядно-образным мышление скажет, что кот – это Мурка, и она живет у соседей. Ребенок со словесно-логическим мышлением ответит, что кот – это животное, и он любит молоко, умеем мурлыкать и ловить мышей.

Типы мышления. Этапы развития дошкольников

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Развитие мышления ребенка в соответствии с этапами развития

С момента рождения ребенка мамы и папы заняты поиском ответов на вопросы о его будущем обучении. Когда начать обучение, чему обучать, как развивать мышление ребенка и его творческие способности? А самое главное, как сделать это так, чтобы обучение доставляло ребенку удовольствие?

Чтобы любое обучение было не в тягость и нравилось ребенку, при выборе методик и обучающих игр необходимо учитывать этап его развития и опираться на преобладающий на этом этапе тип мышления.

  1. С момента рождения и до 1 года происходит развитие сенсорного восприятия. Ребенок «думает руками», все, что он хочет, – это потрогать предмет, взаимодействовать с ним. Так развивается двигательный и тактильный (или осязательный) каналы. А это подталкивает к дальнейшему развитию зрительный канал малыша.
    Развитие в этот период наглядно-действенного типа мышления – это также «метод проб и ошибок», ребенок старается выбрать правильное действие на основе полученного опыта.
    Не препятствуйте этому, позвольте малышу трогать, передвигать и перекладывать предметы.
    В этом возрасте ребенку крайне важно приобрести как можно больше опыта. Поэтому выбирайте игры, основанные на перемещениях предметов, изучении различных фактур (вода, песок, крупы), температурных особенностей – теплое, холодное.
    Больше разговаривайте с ребенком, у него идет активное накопление словарного запаса. Называя предмет, давайте ребенку его потрогать, по возможности повертеть в руках, переложить в другое место. Таким образом, запоминание пройдет успешнее в силу особенностей развития малыша.

  2. К 3 годам родители вынуждены каждую минуту отвечать на десятки задаваемых вопросов, которые можно разделить на три категории:
    Эмоциональные вопросы.
    Основная их задача – это получение эмоциональной поддержки. Если в этом возрасте ребенок задает много таких вопросов, значит, он сигнализирует о нехватке внимания и поддержки.
    Познавательные вопросы.
    Вопросы для получения конкретной информации. Если вы почувствовали, что ребенок задает мало познавательных вопросов, постарайтесь уделять больше внимания развитию мышления малыша, давайте ему больше заданий.
    Вспомогательные вопросы.
    Ребенок дает понять, что необходима помощь взрослых. Помните, что в этом возрасте ребенок должен стараться быть более самостоятельным.   

    У ребенка сформирован некий багаж знаний и умений, что-то уже получается, и это приносит удовольствие. Но ребенок еще не видит отличий между игрой и обучением. Это лучшее время для его начала, в это момент можно начинать занятия по развитию мышления дошкольников.

    Формирующееся наглядно-образное мышление дает возможность подключать развивающие игры с использованием рисования, лепки, аппликации. 

  3. К 6 годам дети начинают мыслить категориями, выделять существенные признаки предмета или явления и относить их к известной категории.
    Ребенок готов анализировать свои действия и давать им оценку, оценивать полученный результат и его соответствие запланированному. Основной потребностью этого этапа развития является потребность в общении со сверстниками. Поэтому для развития мышления на этом этапе можно использовать такие коллективные игры, как «Кот в мешке» или «Подбери пару».

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть