Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

Умственная отсталость у ребенка

31 июля 20 в 09:08
Умственная отсталость у ребенка

Олигофрения (или умственная отсталость у детей) – стойкие нарушения в умственной (интеллектуальной) и психической деятельности ребенка. Такие нарушения составляют самую многочисленную группу заболеваний, приводящую к необратимой, органически обусловленной, умственной отсталости у детей, причиной которых можно считать внутриутробное повреждение структур головного мозга плода.

Каковы основные симптомы и признаки олигофрении у детей? На каком этапе возможно проведение ранней диагностики умственной отсталости у детей? Как правильно организовать обучение таких детей?

Немного статистики

  1. По данным, опубликованным в зарубежных источниках, около 1% мирового населения имеет различную степень олигофрении. Британские же ученые склоняются к цифре 3% и говорят о том, что в некоторых случаях проявления заболевания настолько слабо выражены, что официально не диагностируются.
  2. У женского населения диагноз «олигофрения» встречается в 1,5-2 раза реже, чем у мужского.
  3. В подавляющем большинстве случае, легкая умственная отсталость у детей диагностируется в возрасте 6-7 лет, на момент начала школьного обучения. Тяжелая степень олигофрении диагностируется уже в первые годы жизни ребенка.
  4. 85% детей имеют легкую степень олигофрении, 10% – умеренную, 4% – тяжелую и 1% – очень тяжелую.

Причины олигофрении

Среди причин умственной отсталости у детей выделяют три основные группы:

  • наследственные причины (генетические и хромосомные нарушения);
  • антенатальные, к ним относятся нарушения, вызванные воздействием на плод, в момент его внутриутробного развития, любых патогенных факторов;
  • постнатальные – это нарушения, возникшие в процессе родовой деятельности, в период новорожденности или в течение первых 24 месяцев развития ребенка.

Наследственные причины

Наследственные причины олигофрении составляют до 70% всех случаев развития патологии, при которой нарушается формирование структур головного мозга ребенка. Среди самых распространенных можно обозначить патологии, вызванные нарушением набора хромосом или же их дефектами:

  • синдром Дауна (трисомия по 21 хромосоме), определен наличием лишней 21 хромосомы – в кариотипе присутствуют три 21 хромосомы, вместо положенной пары;
  • синдром Патау определен наличием лишней 13 хромосомы;
  • синдром кошачьего крика – умственная отсталость детей, вызванная нарушениями в 5р хромосоме.

Кроме того, ученые выделяют виды нарушений, вызывающих УО у детей и обусловленные наследственными нарушениями процесса метаболизма в организме:

  • дефицитом йода в период внутриутробного развития;
  • нарушением обмена аминокислот;
  • недостаточностью расщепления некоторых групп ферментов или их дефицитом.

Умственная отсталость у ребенка

Источник фото: shutterstock.com

Антенатальные причины

К антенатальным причинам развития олигофрении относят целый рад нарушений развития плода, которые могут быть вызваны:

  • гипоксией плода (длительным кислородным голоданием);

  • нарушениями функций плаценты, которые приводят к задержке внутриутробного развития, в том числе, при формировании структур головного мозга;

  • наличием различных инфекций в организме матери (токсоплазмоза, герпеса, венерических заболеваний);

  • перенесенной в период беременности краснухой (инфекционного заболевания);

  • применением в период беременности (особенно на ранних ее сроках) некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту и т.д.);

  • употреблением спиртных напитков на протяжении всего периода беременности.

Постнатальные причины

Основными постнатальными причинами развития таких нарушений умственного развития у детей, как олигофрения, можно считать острую асфиксию плода в момент родов и полученную в этот же период родовую травму (чаще это происходить при применении гинекологических щипцов или вакуума).

Еще одной достаточно распространенной причиной, является несовпадение резус-факторов матери и ребенка.

Перенесенные в раннем возрасте инфекции головного мозга, например, энцефалит или менингит, также могут вызвать органические поражения важных участков головного мозга и провоцировать появлением признаков олигофрении.

Степени и симптомы олигофрении

Сегодня выделяют 4 степени развития олигофрении, которые зависят от размеров и локализации пораженных участков головного мозга.

1 степень

1 степень олигофрении у детей считается умственная отсталость легкой степени у детей, ее еще называют дебильность. Для таких детей свойственно:

  • несколько более медленное освоение социально значимых навыков и азов обучения в школе;
  • эмоциональная зависимость от определенных людей и сильная внушаемость;
  • легкая степень нарушения поведенческих характеристик;
  • особенности развития физических навыков, часто отставание в физическом развитии от сверстников;
  • наличие неярко выраженных проблем с абстрактным и пространственным мышлением и логикой.

2 и 3 степени

  • 2 степень – умеренная умственная отсталость у детей или незначительно выраженная имбецильность;
  • 3 степень – тяжелая степень умственной отсталости или значительно выраженная имбецильность.

Основными симптомами таких поражений головного мозга являются:

  • сильно выраженное косноязычие детей;
  • минимально выраженная способность к самостоятельности, при сохранении способности к самообслуживанию;
  • минимально развитая способность к самостоятельному мышлению;
  • минимальный словарный запас;
  • задержка физического развития в раннем возрасте;
  • нарушение способности запоминания, с этим связано ограничение способности к обучению;
  • нарушению механизмов адаптации, что порой приводит к развитию различных поведенческих нарушений.

Различие в симптомах, их проявлениях и, конечно, степени таких проявлений, зависит от причин поражения головного мозга и его масштаба.

4 степень

4 степень олигофрении (или идиотия) может быть диагностирована уже при рождении или в течение нескольких недель после него. Это фатальное нарушение физических и психических функций организма:

  • практически полностью отсутствует способность мыслить и говорить;
  • нарушены функции центральной нервной системы – отсутствует реакция на внешние раздражители, не развит навык узнавания и выражения каких-либо эмоций, неспособность к распознаванию речи, нарушена координация движений, а в некоторых случаях, нарушена способность к обонянию и осязанию.

Умственная отсталость у ребенка

Источник фото:  shutterstock.com

Лечение или обучение?

Исходя из причин появления этого заболевания, специфики его симптомов и протекания, можно с уверенностью сказать, что формально, олигофрению (как и большинство органических нарушений мозговой деятельности) нельзя относить к разряду болезней.

Олигофрения – это определенное состояние, лекарства от которого, даже при сегодняшнем уровне развития медицины, просто нет! Что делать при умственной отсталости у ребенка? Основным «лечением» в такой ситуации является грамотная, ранняя реабилитация и адаптация.

Что это значит для родителей и детей с таким диагнозом? Прежде всего, необходимо осознать, что такие дети могут и должны овладеть основными жизненными навыками и способностью к социальной деятельности (исключения составляют только случаи идиотии и тяжелой дебильности). Более того, они способны к обучению и освоению ряда профессий, однако это потребует от родителей и педагогов больше времени и затраченных усилий.

Для детей, с выявленной умственной отсталостью разработаны и действуют специализированные программы обучения, которые учитывают особенности их развития и психики. Большую долю в таком обучении занимают игры.

Получение медикаментозного лечения может быть обусловлено необходимостью снятия мышечного напряжения, устранения последствий нарушения обмена веществ, необходимостью поддержания хорошего настроения и потребности в общении.

Подобная терапия может быть назначена только после проведения глубокого комплексного анализа состояния ребенка олигофрена, при взаимодействии специалистов нескольких областей – психолога, психиатра, эндокринолога, педиатра и олигофренопедагога.

Олигофренопедагоги говорят о том, что дети, имеющие умственную отсталость различной степени, очень нуждаются в заботе и поддержке. Они быстро откликаются на любые проявления к ним внимания и готовы к освоению новых навыков и знаний.

Если детская олигофрения сопровождается наличием каких-либо пороков в физическом развитии, необходимо максимально раннее прохождение соответствующей программы реабилитации. Такая программа может включать в себя упражнения на развитие координации движений, мелкой моторики, силы, общей выносливости организма и ловкости ребенка.

Кроме того, программа физического развития для детей, страдающих олигофренией, в обязательном порядке предполагает занятия для коррекции работы дыхательной и сердечнососудистой системы, отработки навыков ориентации в пространстве, а также умения самопроизвольно расслаблять и напрягать мышцы тела. Большое значение придается общему тонусу организма и работе иммунной системы.

При работе с такими особенными детьми, необходимо помнить, что они не способны к проведению самостоятельных занятий, им необходимо постоянное сопровождения с многократными повторениями и контролем.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть