Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Вальдорфская школа. Продвинутая педагогика или секта?

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
6 декабря 17 в 00:00
Вальдорфская школа. Продвинутая педагогика или секта?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Многие родители думают, что официальная школа в нашей стране нехороша. Что она слишком жёсткая, мало внимания уделяет развитию личности, нацелена на дрессировку – как в получении знаний, так и в воспитании моральных качеств. Мол, диктатура и дедовщина. В то же время далеко не все преподаватели и воспитатели являют собой образец настоящего учителя – им не хватает знаний, душевных качеств и элементарного желания работать с детьми, они просто отбывают свою службу, как они работали бы в жилконторе или на конвейере. И ещё одно неприятное современное поветрие, которое очень гармонирует со всем вышеперечисленным: порой к учителю стали относиться как к обслуживающему персоналу, он не учит, а оказывает услуги.

Конечно, и на этом мрачном фоне есть педагоги и даже целые учебные заведения, которые по-прежнему видят в ребёнке личность, а не повод для отчёта, но не эти замечательные исключения делают погоду в современной российской школе. Неудивительно, что продвинутые родители начинают усердно узнавать о методах образования, альтернативных официальным.

Школу попросил открыть фабрикант

Чаще всего альтернативой называют вальдорфскую школу. Слово модное и звучное, но что за ним стоит?

Родоначальником этой школы был австрийский учёный, художник, философ и педагог Рудольф Штайнер, положивший в основу обучения антропософию – религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии. Первая вальдорфская школа появилась в 1919 году по инициативе табачного фабриканта из Штутгарта Эмиля Мольта, и поскольку фабрика называлась "Вальдорф-Астория", учебное заведение получило такое имя. Продвинутый фабрикант был вдохновлён книгой Штайнера "Образование ребёнка", вышедшей в 1907 году, где автор подробно рассматривал идеи нового обучения. Мольт хотел воспитать для своей фабрики продвинутых, социально адаптированных рабочих, хорошо работающих и чисто живущих, – впрочем, так мыслили в то время многие, кто уповал на создание "нового человека".

Вальдорфская школа. Продвинутая педагогика или секта?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Хотя сами вальдорфские педагоги утверждают, что антропософия как религиозное учение в школах и садиках никак не преподаётся, но ею пронизаны все ключевые моменты обучения.


Примечательно, что во времена нацизма вальдорфские школы были закрыты, поскольку их гуманизм никак не отвечал требованиям Третьего рейха. Только после Второй мировой войны число таких школ стало расти. Теперь их 1 092 в 64 странах мира, детских садов (где проводится начальное обучение) больше – их 1 867 в 65 странах. В России они, разумеется, тоже есть. Все эти учебные заведения объединены в Союз независимых вальдорфских школ.

Хотя сами вальдорфские педагоги утверждают, что антропософия как религиозное учение в школах и садиках никак не преподаётся, но ею пронизаны все ключевые моменты обучения, поэтому считать такие школы совершенно свободными от религиозных воззрений последователей Штайнера не приходится. Это должны учитывать родители, которые хотят отдать детей в вальдорфские учебные заведения. Также стоит помнить, что все официальные конфессии к антропософии относятся как к оккультной секте.

Писать умеем, читать – нет

Что даёт вальдорфская школа? По Штайнеру, обучение должно подчиняться потребностям развития ребёнка как триединой сущности, а не конъюнктурным требованиям общества. Здесь учебный план строится на взаимоотношении человека с миром, ведь ребёнок воспринимает мир как целое, он не отделяет одушевлённое от неодушевлённого, мёртвое от живого. В ребёнке следует развивать дух, душу и тело, им соответствуют мысль, чувство и воля. Штайнер полагал, что обучение и воспитание следует проводить исходя из врождённого темперамента ребёнка и его возраста, поскольку в разные годы происходит накопление и усвоение разных материалов – от познавательных и творческих способностей до производственных навыков. Школьное обучение должно затем продолжаться непременным саморазвитием и самосовершенствованием.

Вальдорфцы считают, что сначала ребёнок должен научиться писать, а только потом – читать написанное собою.


Вальдорфская педагогика построена на предоставлении возможности каждому ученику развиваться в его собственном темпе. В классах стараются использовать натуральные материалы, пособия и игрушки в основном изготавливают сами. Обучение делится на три ступени. В начальной школе формируются умения и навыки, развитие предметного мышления. С помощью музыки, живописи, рассказывания, занятий по формированию тонкой моторики (то, что делают пальцами) у ребёнка развиваются чувства и воля. Вальдорфцы считают, что сначала ребёнок должен научиться писать, а только потом – читать написанное собою. (Честно говоря, представить себе это трудно. Наверное, это какая-то антропософская магия, ибо писать, не умея читать, простому человеку невозможно, либо это просто рисование-копирование, как если бы мы с вами повторяли иероглифы или арабскую вязь.)

На второй ступени, то есть с пятого по восьмой классы, на основе предметного мышления начинается развитие абстрактного мышления. И в старших классах начинается академическое обучение, основанное на интенсивном развитии абстрактного мышления, что позволяет обрабатывать большие объёмы информации.

При этом на всех ступенях работает метод погружения – преподавание строится "эпохами". Во время такой "эпохи" примерно месяц дети на главном полуторачасовом уроке занимаются одним и тем же предметом, вживаясь в материал. А учебный день может выглядеть так.

Здороваются с учителем за руку: каждый подходит, жмёт преподавателю руку – это традиция. Потом – чтение стихов. Дети по очереди выходят к доске и читают то, что они захотели выучить. Затем обязательно – работа руками, тренировка пальцев. Ученики могут минут пятнадцать упражняться с игрушкой типа серсо – когда на столбик нужно набрасывать колечко, причём не "тупо одинаково", а с массой вариаций. После такой разминки наступает "эпоха". Например, изучается астрономия. Кстати, никаких учебников... Учитель излагает материал, показывает рисунки на доске, какие-нибудь самодельные пособия, а потом дети перерисовывают всё это в свои альбомы, причём при перерисовке полное копирование не приветствуется, нужно проявлять творчество и в этом. То есть у учеников была возможность дважды пережить тему: пассивно (слушая) и активно (копируя в альбомах).

По мнению тех педагогов и родителей, которые нашли в вальдорфской школе отдушину для себя и ребёнка, такая школа – редкая возможность трудиться в идеальных условиях, максимально использовать все методы, важные для развития ребёнка в этом возрасте, при этом дети вырастают талантливыми и социально приспособленными. Ведь здесь педагоги не выстраивают абстрактную модель ребёнка, под которую потом подгоняют реального ученика.

Вальдорфская школа. Продвинутая педагогика или секта?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Не отнимайте детство с деревянными игрушками

В 13 российских городах работают вальдорфские школы. И их работа не может не учитывать национальный менталитет, ведь то, что годится в Папуа – Новой Гвинее, может не сработать в Санкт-Петербурге или в Смоленске. Например, у нас действительно религиозная составляющая сведена к минимуму, оставлена только история религии (причём всех конфессий). В Швейцарии, например, задают задания на дом, а в России – нет, и считают это большим достижением. Очень любят вальдорфскую педагогику разнообразные экопоселения, и хотя у них нет настоящих школ, такие родители-отшельники учат детей по принципам Штайнера.

Многие родители всё-таки забирают детей из вальдорфских школ спустя некоторое время. Они считают, что обучение здесь ведётся слишком медленно и как-то странно, как будто дети немножко недоразвитые.


Несмотря на все перечисленные плюсы, многие родители всё-таки забирают детей из вальдорфских школ спустя некоторое время. Они считают, что обучение здесь ведётся слишком медленно и как-то странно, как будто дети немножко недоразвитые. Например, чтению не учат до второго класса, многие другие предметы начинают позже обычных школ, не ставят оценок вообще, слабо ведут точные науки, налегая всё больше на песни, танцы и вышивание. Только после восьмого класса появляются преподаватели-предметники, а до этого все уроки ведёт один учитель-многостаночник, который физически не может одинаково хорошо во всём разбираться.

А заявление педагога, что ребёнок должен развиваться в собственном ритме ("Не отнимайте у ребёнка детство!"), не всегда вызывает одобрение родителей: они считают, что некоторые дети собственную лень выдают за особенности развития и пользуются тем, что ребёнка здесь нельзя "дисциплинировать". Не всегда выдерживают родители и необходимость постоянно бывать в школе – участвовать в многочисленных обязательных мероприятиях, типа поиграть или порисовать в классе. Такой темп под силу только неработающим матерям или отцам. Увы, и это тоже в значительной степени снижает популярность вальдорфских школ. Не говоря уже о том, что практически все они – платные...

Поэтому порой появляются вот такие отзывы о вальдорфских школах:

"...Они знают, как ˂...˃ сделать ребёнка счастливым. Для этого в вальдорфских школах существует «разговор о ребёнке». И пояснили, что скрывается за этим понятием. Сначала я должна сесть с классной учительницей и рассказать ей все подробности о Кире, обычно это три встречи по два часа. Интересовать их будут все-все подробности, начиная с того, как мы её зачали, в какое время суток и в какой позе. А потом всю полученную информацию классная учительница доложит на общей конференции учителей, и они все вместе… будут думать о ребёнке. И этим энергетически ей помогут и сделают её счастливой. Понятно, что мы экстренно оттуда сбежали. Ребёнок с сегодняшнего дня в другой школе, чему несказанно счастлив".

"Отдавала ребенка в вальдорфскую школу и сама работала там в течение двух четвертей. Когда поступали туда – впечатление было очень приятное: нестандартный подход, особое отношение к детям, без нажима, без казёнщины, все очень по-домашнему, уютное помещение и милые, доброжелательные педагоги. Не смутило, а, наоборот, порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Всё это показалось очень привлекательным. Но! Поработав там полгода, я оттуда ушла и ребёнка забрала, на следующий год мы пошли в обычный первый класс. Именно то, что меня привлекло при первом знакомстве, дальше напугало. Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что – нет, нет никаких критериев, по которым можно было бы оценить знания детей. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается и дети догоняют сверстников из обычных школ, но, работая в классах со второго по шестой, я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой. Часто школу использовали как последний приют для детей с явными проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в нормальной школе – естественно, это обстановку не оздоровляло. Плюс ко всему через непродолжительное время меня стали напрягать такие своеобразные занятия, как эвритмия, хоровое декламирование. К моему ребёнку также было предъявляемо много претензий по поводу его любви к «светским» игрушкам а-ля роботы или герои мультиков, по поводу приверженности к компьютерным играм. По вальдорфской методике, ребёнок должен играть только в специальные деревянные и тряпичные самодельные игрушки (или, по крайне мере, изготовленные вручную), не смотреть телевизор, читать только народные сказки – мы так и не смогли стать правильными вальдорфцами, вникнуть и принять всю эту систему. Честно говоря, чем больше я всё это наблюдала, тем больше мне всё это напоминало какую-то секту. В общем, мы оттуда с сыном ушли и не жалеем".

И грустный анекдот:

– Бабушка, на уроках мы танцуем, поём, нам не ставят никаких оценок, у нас нет учебников, мы рисуем и ставим спектакли. 

– Ой, золотце, какой замечательный у тебя детский садик! 

– Бабушка, мне пятнадцать, а это... ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА!

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть