Источник фото:
Памятники выдающемуся польскому педагогу и писателю Янушу Корчаку стоят и в Иерусалиме, в Варшаве, и в Баку. Его именем называют улицы в России и на Украине. Его сочинения переведены на множество языков. А корчаковские «Памятка для родителей» и «Советы родителям» пригодятся и сейчас в любой семье, где есть дети.
Школа - детская страна
Януш Корчак хотел превратить свою школу для сирот в самую демократическую школу в мире, точнее даже не в школу, а в школу-государство, с самыми демократическими правилами и законами. Такой школой и стал Дом сирот. Там была своя Конституция и прочие законы, определяющие жизнь учеников и учителей, свое правительство, с министерствами, которые занимались школьными делами от спорта, до уборки и почты. Да, в школе была своя почта, которая по замыслу педагога, должна была помочь детям, которые стесняются заговорить с соучеником или воспитателем. Там был даже суд. Товарищеский суд, куда можно было подавать жалобы, как на других, включая директора приюта, так и на самого себя.
Корчак верил, что дети имеют право критиковать взрослых. Но поощрял он и самокритику, рефлексию, осознанное и осмысленное отношение к своим поступкам и даже помыслам. Он даже несколько раз подавал в суд на самого себя. Один раз просил оценить собственную вспыльчивость, когда он не удержался и надрал уши нашкодившему мальчишке. Другой раз винил себя за то, что необоснованно подозревал одну из учениц в воровстве. В каких-то случаях он получал порицание, иногда суд его оправдывал. Фемида в доме сирот была, как и положено, слепой и беспристрастной.
Важным элементом педагогики по Корчаку был труд. Дети сами выбирали себе занятие по душе – уборка, стирка, работа в библиотеке. Причем некоторые виды трудовой деятельности оплачивались не только похвальными грамотами, но и реальными деньгами. Собственные, причем заработанные деньги – тоже элемент воспитания. Корчак писал: «Мы должны научить ребенка понимать, что такое деньги и заработная плата, чтобы он мог знать, что такое независимость, которую дает заработок. Он должен знать, когда деньги творят добро, а когда приносят зло, когда дают независимость, а когда отнимают разум. Пусть он их проиграет, потеряет, пусть у него их украдут. Но пусть он их заработает, тогда узнает им цену». Такой была школа по Корчаку, возможно потому что сам он учился в классической гимназии
Строгая школа
Януш Корчак – это вообще-то литературный псевдоним самого известного педагога из Польши Хенрика Гольдшмита.
Будущий великий учитель родился в 1878 году, в Российской империи, ведь Царство Польское было частью России. Учился в русской гимназии.
Классические гимназии в России были учебными заведениями с очень строгими, почти казарменными порядками, где давали превосходное образование. Судите сами. Преподавание – на русском языке. С первого класса (в гимназию принимали с 10 лет) – латынь. Во втором классе добавлялся французский, в третьем – немецкий, в пятом – греческий. Четыре языка – два древних, два современных – считались нормой. Дисциплина была железная: за мелкие проступки оставляли без обеда, за серьезные – исключали временно или с волчьим билетом, то есть навсегда. С волчьим билетом можно было вылететь за поход в театр без письменного разрешения директора или за поездку к семье. Может быть строгие гимназические правила и навели его на мысль о свободной и демократической школе.
Вскоре отец юного Корчака тяжело заболел и у семьи начались финансовые трудности. Он рано начал помогать семье – подрабатывал репетитором. Но несмотря ни на что, прекрасно окончил гимназию и начал изучать медицину в Варшавском университете.
Педагогику Януш изучал в Летучем польском университете (были такие подпольные курсы), а потом в Швейцарии. Он всегда интересовался детьми, которые вынуждены подолгу жить в приютах или в больницах.
Призвание – одно и навсегда
Работать он начал в детских больницах, где мог быть и врачом, и педагогом одновременно, а также в летних лагерях.
Именно так на практике Корчак приступил к формированию своей оригинальной педагогической концепции, которую охотно пропагандировал. Выступал с лекциями, писал книги и статьи.
В 1911 году Корчак создает Дом сирот. На улице Крахмальной, в Варшаве, великий педагог проработал всю оставшуюся жизнь. Вообще с детьми он расставался только дважды – во время русско-японской войны и в Первую мировую. Обе эти войны он прошел военным лекарем.
Источник фото:
От филантропов, увлеченных его педагогическими идеями и согласившимися субсидировать новое учебно-образовательное заведение, Корчак потребовал полной свободы и независимости. Он хотел в полной мере воплотить свои идеи об административном и воспитательном устройстве школы новой формации. А идеи были весьма радикальные.
Это была, как мы уже рассказали, не просто школа, а школа демократии.
Проводились выборы. Стоит ли удивляться, что выпускники школы Корчака массово шли в коммунисты, в подпольную Коммунистическую партию Польши. Корчак шутил: «Другие приюты плодят преступников, наш же плодит коммунистов». К коммунизму он относился скептически. Находил саму идею прекрасной, но полагал, что она подобна чистейшей дождевой воде, которая, пролившись на землю, неизбежно превращается в слякоть.
Смерть как признание
В этой школе для сирот в Варшаве 1 сентября 1939 года Корчак работал и когда началась Вторая мировая война.
Немцев, вошедших в Варшаву в сентябре 1939 года, еврей Гольдшмит (Корчак) встретил в мундире польского офицера. Этот уже далеко не молодой человек, ему было за шестьдесят, разгуливал по Варшаве в мундире поверженной армии и говорил знакомым: «Что касается меня, то нет никакой немецкой оккупации. Я горд быть польским офицером и буду ходить, как хочу».
Через год приют переводят с улицы Крахмальной в печально знаменитое Варшавское гетто. Но и там все помыслы Корчака были о детях. Он с неимоверными трудами и ухищрениями добывал продукты, лекарства, не забывал об уроках. Занятия в школе не прерывались несмотря ни на что.
Корчак был в Польше настоящей звездой. Его почитатели неоднократно предлагали устроить побег. Однажды даже сняли для него комнату вне гетто, приготовили легенду, пронесли в гетто поддельные документы. Как вспоминает организатор побега: «Корчак посмотрел на меня так, что я съежился: «Тут двести детей, как оставить их одних в газовой камере?».
В августе 1942 года пришло распоряжение депортировать дом сирот в Треблинку. Корчак, дети-сироты и воспитатели пришли на вокзал. Картина ужаснула всех, и детей расположили в самом конце очереди, надеялись, что не хватит мест в поезде, вывозили в этот день много других нежелательных организаций. Но распорядители приказали первыми грузить в поезд именно Дом сирот. Вот что пишет очевидец: «Началось шествие, какого никогда еще до сих пор не было. Выстроенные четверками дети. Во главе – Корчак, с глазами, устремленными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала по стойке смирно и отдала честь».
В газовую камеру в Треблинке Януш Корчак тоже вошел вместе со своими детьми. Кенотаф могилы Корчака на кладбище в Варшаве и памятник в Иерусалиме символически воспроизводят это шествие, которое поставило по стойке смирно даже полицаев. Но в историю Корчак вошел не только как беспредельно преданный детям учитель, но и как автор оригинальных и новаторских педагогических приемов.
Педагогика – наука о человеке
В основе педагогики Януша Корчака – любовь к детям. Точнее, не к детям, а к маленьким людям, у которых есть права, обязанности, характер, таланты и способности. Корчак считал, что педагогика вовсе не наука об обучении детей. Он верил, что это наука о людях.
База педагогики по Корчаку – конституция, которая была написана для его Дома сирот. Права и обязанности есть и у детей, и у педагогов. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть выполнимы. Надо сознавать, что дети разные. Готовить ребенка надо не к идеальной, а к реальной жизни - отсюда его отношение к деньгам у детей и к детскому труду. Нет ничего зазорного в том, чтобы обслуживать самих себя.
Педагогические приемы Корчака восхищали коллег. Он сталкивался со вспыльчивым ребенком, и не говорил, прекрати кипятиться. Нельзя переделать темперамент и нрав, он мягко советовал: ты горячись, но не сильно, хочешь ударить, стукни стол. Но этот совет годился только для агрессивного, темпераментного мальчика. Для стеснительного у Януша Корчака были другие советы и рекомендации.
Корчак как публицист составлял списки советов родителям и памятки для родителей. Вот только три его совета родителям:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
А вот его пожелания из памятки для родителей, написанной от лица ребенка:
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
Очень полезно и поучительно. И актуально даже сегодня. Таких полезных и кратких советов и наставлений у Корчака несколько десятков. Так что даже если скучно читать длинные книги по педагогике, отыщите статьи великого педагога. Точно пригодятся.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
В бытийность учебы в пед. колледже, рассказывали о методах Корчака.... Не могу сказать, что он такой уж новатор, да и методы его близки далеко не всем.