Стереотип – это рамки, за которые нельзя заходить. Если строгий стереотип сказал, что одни герои добрые, а другие злые – значит, так оно и есть. Интересно, почему это?
Дети боятся Бабу-ягу и серого волка, потому что в сказках эти персонажи представлены как представители мира зла. В то время как, если мы присмотримся повнимательнее к сказкам, то логичнее бояться как раз положительных героев.
Доказать? Пожалуйста! Кот в сапогах, к которому мы уже обращались в одном из предыдущих примеров, явился однажды в замок к миролюбивому ученому – магу-людоеду. Пришел без приглашения, затуманил мозги лестью. И, наконец, сожрал радушного хозяина, присвоив себе его владения. Каково?!
Разве это характеристики положительного персонажа? Разве так должны вести себя добрые герои? Да ни в коем случае!
Кстати, миролюбивый характер людоеда можно доказать уже и тем, что на его полях и лугах работали множество косарей и жнецов, они собирали урожай для своего господина, а не служили ему пищей. Так что зачем же возводить поклеп на честного лорда Людоеда? К тому же не исключено, что на самом деле это была его фамилия, а не прозвище, связанное с кулинарными пристрастиями.
К слову, «отправить работников на мясо», если они не подтвердят, что все угодья принадлежат маркизу Карабасу, угрожал именно кот.
Если одного примера мало – откройте сказку о Мальчике-с-пальчике и прочтите, какую кровавую бойню учинил этот мелкий негодяй после того, как добрая женщина приняла его с братьями в свой дом. Спасая ребят, бедняжка даже не представляла себе, какое горе принесут ей эти малолетние преступники.
Дело было так: глубокой ночью женщина впустила к себе в дом озябших, голодных и до смерти напуганных мальчиков, накормила их и спрятала от своего неврастеничного мужа, уложив их в одной спальне со своими любимыми дочерьми.
Ночью маленькому негодяю Мальчику-с-пальчику не спалось, и он снял золотые веночки с головок маленьких людоедок и надел их на головы братьев – налицо воровство. Далее Шарль Перро рассказывает нам, что когда пьяный людоед решил-таки сожрать мальчишек, он по ошибке искромсал собственное потомство. Впрочем, это версия автора, и суд еще не разбирался в этом запутанном деле. Ведь девочки уже спали, когда в доме появились мальчики, а значит, они спали на своей кровати, а уж отец-то должен был знать, где стоит постель его любимых деток, а значит, не мог убить их по ошибке, нащупав золотые венчики на головках мальчишек. Следовательно, преступление было совершено кем-то другим.
Так или иначе, а благородная женщина лишилась в одночасье всех своих дочерей.
Подобных этому примеров можно найти сколько угодно.
А теперь давайте займемся игрой.
Возьмем сказку Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Главный персонаж – дочка морского царя, которая ради любви к прекрасному принцу становится человеком. Помните, русалочий хвост обращается в пару стройных изящных ножек? Но в обмен на ноги ведьма забирает ее голос, и русалочка не может объясниться со своим избранником.
Изменим характеристику главной героини с самого начала: у нас русалочка будет не морской принцессой, а опасной пираткой-подводницей, которая вознамерилась покорить надводное царство, выйдя замуж за принца, а затем ограбить страну, унеся королевскую казну под воду.
Источник фото:
О планах коварной пиратки узнает благородная морская волшебница, которая помогает ей стать земной девушкой, но одновременно с тем накладывает на русалочку заклятие, благодаря которому она, в конце концов, обращается в морскую пену. В общем, в результате все рады и счастливы, и принц может жениться на полюбившейся ему принцессе, не опасаясь мести коварной русалки.
В этой истории мы сделали положительную героиню, русалочку, отрицательной – пираткой, а отрицательную ведьму – волшебницей, то есть положительной героиней.
А теперь попробуйте перекодировать неодушевленный предмет, еще лучше волшебный и функциональный по сказочному сюжету. Например, туфельки Элли из «Волшебника Изумрудного города» не возвращают ее домой в Канзас, а уносят все дальше и дальше от дома. Испуганная и ничего не понимающая девочка оказывается в разных странах, не отдавая себе отчета в том, отчего это с ней происходит.
Еще интереснее, если туфельки преследуют какую-то понятную только им цель: например, пытаются доставить Элли в свой мир, где девочка должна сначала выполнить несколько заданий, избавить его от вредной колдуньи, снять заклятье, излечить больного короля и только потом вернуться домой.
Задание для взрослых и маленьких волшебников:
-
Выпишите на отдельном листке бумаги злых и добрых персонажей различных сказок, сколько сумеете вспомнить. Можно разместить их в два столбика, чтобы было нагляднее.
-
Сочините историю, в которой злой персонаж становится добрым, а добрый – злым.
-
Допишите несколько характеристик рядом с именами персонажей. Просто ответьте на вопрос, какие они – ваши герои: веселые, грустные, злобные колдуны, хитрые разбойники, умные волшебницы и пр. А затем самое интересное: персонажи поменялись своими характерными признаками и злой разбойник Бармалей вдруг сделался нежным, Золушка – грубой, мачеха Золушки стала опасной колдуньей, а Мальчик-с-пальчик – добродушным великаном. Придумайте короткие истории с такими персонажами.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!